Назад в библиотеку

МОТИВАЦИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Автор:к.п.н., Горчакова И.А., Яхья А.А.

Источник:ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В НАЦИОНАЛЬНОЙ И ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ : Материалы международной научной конференции студентов и молодых ученых приуроченной к 50-летию экономического факультета Донецкого национального факультета (г. Донецк, 8-9 декабря 2016 г.) - Донецк: ДонНУ, 2016. - 1023 с.

Современное положение экономики заставляет активно конкурировать между собой фирмы, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В качестве конкурентного преимущества, фирмы и предприятия должны разрабатывать и применять новые формы и методы ведения дел. В наше время все эти характеристики сфокусировались в одном определении – инновация.

Данная тема является актуальной, т.к. XXI век являет собой эпоху новаторства и нестандартных идей. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие, идут процессы развития новых организационных форм хозяйственной и финансовой деятельности, формируется рынок ценных бумаг, рынок инноваций и капитала. В этих условиях многие предпринимательские структуры начинают заниматься инновационной деятельностью.

Целью данной статьи является раскрытие проблем, которые возникают у предприятий различных организационно-правовых форм при мотивации инновационной деятельности персонала и эффективных способов мотивации инновационной деятельности предпринимательских структур.

Опираясь на общепринятую в мировой практике терминологию, кратко можно определить, что инновация - это нововведение (продукт и/или процесс), которое может иметь коммерческий успех. В свою очередь, инновационная деятельность - это процесс создания (получения, использования) новых знаний и превращение их в инновацию.

Отсюда становится ясным, что инновационная деятельность является сложным, нацеленным в будущее и затратным видом деятельности с недостаточно предсказуемым результатом для любого предприятия.

Выделение инновационной деятельности как особого рода сознательного, целенаправленного труда людей по созданию новшеств и распространению их в хозяйственной системе, привело к появлению интереса к деятельности инноваторов, их мотивационной сфере. Проблем мотивации в инновационной деятельности касались в своих работах такие зарубежные специалисты как П. Абардийн, Дж. Дамблотон, П. Друкер, Д. Канеманн, Дж. Нейсбит, Т. Питер, Дж. Ронен, А. Тверски, Р. Уотермен, К. де Фриз и другие.

В отечественной науке роли инновационной деятельности стали уделять внимание сравнительно недавно. Ю. А. Васильчук, Е. Д. Вихлисенко, Н. Д. Гаузнер, М. В. Грачев, Г. К. Ипполитова, Н. А. Климов, С. И. Кравченко, Н. И. Лапин, А. Г. Поршнева, А. И. Пригожин, П. И. Ратанина, А. О. Румянцева, С. О. Тульчинская, А. Г. Фонотовавнесли неоценимый вклад в развитие отечественного исследования проблем инновационной деятельности. Однако, в основном, в этих работах рассматривался зарубежный опыт, а проблемы мотивации анализировались достаточно фрагментарно. В то же время, в существующей экономической литературе не в полной мере проработаны вопросы, касающиеся исследования специфики мотивации именно инновационной деятельности. Исходя из этого, с учетом особого значения мотивационных процессов в инновационной деятельности, изучение данного вопроса приобретает первостепенное значение для практической работы по управлению человеческими ресурсами в инновационной сфере.[1]

Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду. Необходимо постоянное увеличение вклада каждого работника в достижение целей предприятия, а одной из основных задач каждого предприятия становится поиск эффективных способов управления трудом, а именно таких, которые обеспечат активизацию человеческого фактора.

Мотивация базируется на том, что человек осознает стимулы к удовлетворению своих потребностей. Базовые потребности связаны с обеспечением выживания. После их удовлетворения приобретают значение потребности следующего уровня: безопасности, принадлежности к определенной социальной группе, самоуважении, самореализации. Инновационная деятельность является ценностью сама по себе и поэтому может рассматриваться как самостоятельный фактор мотивации. В пирамиде потребностей Маслоу инновационная деятельность в определенной мере противостоит мотивам безопасности и физиологическим потребностям (низким уровням пирамиды), поскольку инновации всегда связаны с риском и неопределенностью результатов. Однако она позволяет удовлетворять социальные мотивы, а также мотивы самоуважения и самореализации на максимально возможном уровне. Полученные знания, переживание успеха от открытий и достижений, возможность непрерывного совершенствования себя, процессов, продуктов — все это мощной движущей силой в экономике знаний.[2]

Для развития инновационной деятельности необходимо решить следующие проблемы:

К внешним способам развития мотивации к инновационной деятельности персонала можно отнести:

К внутренним способам развития мотивации к инновационной деятельности персонала можно отнести:

В заключение из рассмотренного материала можно сделать обобщающий вывод. Для поддержки инновационного предпринимательства необходимо разработать государственную политику в области инновационной деятельности и обеспечить ее выполнение, так и создавать соответствующую инновационную внутрикорпоративную культуру. Нововведения следует начинать с малого, т.е. чтобы на начальном этапе не требовалось больших вложений финансовых и человеческих ресурсов, при этом необходимо ориентироваться на небольшой рынок. Если не учесть этот момент, то возможна проблема нехватки времени, которое необходимо для внесения оперативных изменений.

Литература

1. Дракер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы.- М.: СП Бук Чембер Интернешнл. - 2008.

2. Жизнин С.З., Крупнов В.И. Как стать бизнесменом.- М.:-Предприниматель - 2008.

3. Долженкова О. В., Горшенина М. В., Ковалева А. М. Проблемы внедрения инноваций в России. Пути их решения // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 208-210.

4. Русинов Ф.Т., Минаев Н.И. Система отбора и оценки инновационных проектов. // Консультант директора. - 2009, № 23.