Назад в библиотеку

Правовой режим земель охранных зон

Автор: О.А. Золотова
Источник: Правовой режим земель охранных зон. – М.,2003. – 207 с.

В Градостроительном кодексе Российской Федерации содержится открытый перечень зон с особыми условиями использования территорий, которые устанавливаются в целях охраны окружающей среды или объекта от вредного воздействия. По отношению к ним правомерным является применение общего термина охранные зоны. В настоящее время в законодательстве отсутствует определение понятия охранная зона, а в правовой науке не раскрыто и его содержание. Однако действует более 50 нормативных актов, регулирующих их правовой режим. По своему содержанию он сводится к запретам на осуществление одних видов деятельности и к обязанностям совершать установленные. При этом охранные зоны располагаются на земельных участках любых категорий и видов разрешенного использования, находящихся в собственности, владении и пользовании Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Отдельные вопросы правового режима земель охранных зон изучены в работах видных отечественных юристов. Исследования проводились в рамках анализа правового режима категорий земель, на которых могут создаваться объекты, вокруг которых устанавливаются охранные зоны. В основном работы посвящены правовому режиму земель промышленности и иного специального назначения. Первые научные исследования правового режима земель данной категории осуществлены Н.И. Красновым в диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук Теоретические основы правового режима земель специального назначения в СССР (1966) и Р.Д. Боголеповым в диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Правовой режим земель промышленного и транспортного назначения (1964). В диссертации Е.В. Старовой на соискание ученой степени кандидата юридических наук Правовое регулирование предоставления и использования земельных участков для размещения и эксплуатации промышленных объектов (2010) проведено исследование правового режима земель в границах санитарно-защитных зон. В диссертации О.В. Тарасенко на соискание ученой степени кандидата юридических наук Правовой режим земель транспорта (2009) проведен анализ особенностей правового режима земель охранных зон железнодорожного, воздушного, водного и автомобильного транспорта. Д.Ф. Абузярова в диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Правовой режим земель автомобильного транспорта в Российской Федерации (2011) исследован правовой режим придорожных полос.

В работах А.И. Бобылева, В.И. Ивакина, О.В. Лукьяновой, Г.В. Чубукова проведено исследование правового режима земель железнодорожного транспорта и охранных зон железных дорог. В.В. Поповым и Л.В. Солдатовой в разные годы освещался правовой режим земель железнодорожного транспорта. Научные статьи других авторов отражают особенности правовых режимов земель отдельных видов охранных зон . В научных работах недостаточно внимания уделено системному подходу к изучению правового режима земель охранных зон. В настоящее время отсутствуют комплексные исследования, в том числе и диссертационные, специально посвященные выявлению общих характеристик правового режима земель охранных зон и исследованию особенностей правового режима земель отдельных типов и групп охранных зон.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся по вопросам законодательного установления и соблюдения правового режима земель охранных зон. Предмет исследования составляют нормы земельного, градостроительного и экологического законодательства, регулирующие правовой режим земель охранных зон, правоприменительная практика и теоретические воззрения по разрабатываемой тематике.

Целью диссертационного исследования является определение современного состояния правового регулирования отношений, связанных с установлением и соблюдением правового режима земель охранных зон, выявление актуальных теоретических и практических проблем в данной области и определение возможных путей их решения.

Достижение цели исследования осуществляется постановкой и реализацией в диссертации следующих задач:

  1. провести анализ основных теоретических положений и понятий, связанных с правовым значением охранной зоны;
  2. определить понятие охранная зона;
  3. провести сравнительный анализ правового режима охранной зоны с правовыми режимами других объектов земельных отношений в части определения их соотношения и установления общих признаков;
  4. сформулировать определение понятия правовой режим земель охранной зоны;
  5. изучить историю и социально-экономические предпосылки возникновения и развития законодательного закрепления правового режима земель охранных зон;
  6. определить метод классификации и провести правовую классификацию охранных зон;
  7. провести системный анализ правового режима земель отдельных типов и групп охранных зон;
  8. выявить и исследовать наиболее актуальные проблемы законодательства и правоприменительной практики в сфере правового режима земель охранных зон;
  9. предложить решение установленных проблем и сформулировать меры по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения в исследуемой сфере.

Основные выводы и предложения диссертанта базируются на положениях Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона Об охране окружающей среды и иных нормативных правовых актов, а также актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Методологическую базу исследования составили диалектический метод познания, общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, формально-логический метод. Использованы частнонаучные методы для юридических наук: историко-правовой, технико-юридического анализа, метод правового моделирования, сравнительного правоведения и толкования права.

Эмпирической базой, обусловившей достоверность исследования, послужили материалы обобщения прокурорской и судебной практики, сообщения, доклады и статические данные, размещенные в средствах массовой информации и на официальных сайтах органов власти в сети Интернет.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из первых работ, в которой на основе изучения научной литературы, законодательства и правоприменительной практики автором осуществлено комплексное исследование правового режима земель охранных зон, дается авторское определение понятий охранная зона и правовой режим земель охранной зоны; проведен анализ развития законодательства, регулирующего правовой режим охранных зон; представлена авторская правовая классификация охранных зон по юридически значимым признакам, отражающим содержание понятия охранная зона и характеризующим правовой режим земель охранных зон; на основе разработанной классификации исследованы правовые режимы земель отдельных типов и групп охранных зон; сформулированы предложения по совершенствованию земельного, градостроительного и экологического законодательства, касающегося правового режима земель охранных зон.

В диссертации автор определяет правовой режим земель охранной зоны как совокупность нормативно закрепленных ограничений в использовании земельных участков и их частей в границах охранной зоны, а также обязанностей по поддержанию земельных участков и их частей в границах охранной зоны в состоянии, соответствующем цели ее установления. При этом собственники и пользователи объектов охранной зоны обязаны поддерживать ее в определенном состоянии, а так же имеют право требовать осуществления соответствующих действий от других землепользователей. Вместе с этим, собственники, владельцы и пользователи земельных участков обязаны воздерживаться от осуществления запрещенных видов деятельности в ее границах.

Правовой режим земель охранной зоны является неотъемлемым элементом правового режима охранной зоны. Специфика содержания правового режима земель охранной зоны определяется целью ее установления и характеристиками объекта охранной зоны.

Исследуя эволюцию правового режима охранных зон, диссертант выделяет три качественно различных периода его развития. Первый – 1917 г. – начало 60-х гг. XX в. – период становления нового законодательного подхода к охране отдельных объектов и земельных участков охранных зон в условиях советского правопорядка. Второй – начало 60-х гг. – начало 90-х гг. XX в. – период развития законодательства и увеличения количества объектов охраны в связи с расширением хозяйственной деятельности, ужесточением режима природоохранных мероприятий и появлением новых видов опасных объектов. Третий – начало 90-х гг. XX в. – по настоящее время – период модернизации земельного законодательства в области охранных зон в новых социально-экономических условиях и роста их видов. Важной особенностью третьего периода является то, что собственники и арендаторы земельных участков, землевладельцы и землепользователи получили право на возмещение убытков, причиненных установлением охранных зон.

Для целей установления по правовым основаниям типовидовых характеристик охранных зон и изучения их правовых режимов диссертантом с учетом отнесения объекта охранной зоны к природному или антропогенному выделяются два типа охранных зон. По цели установления охранные зоны первого типа делятся на две группы: охранные зоны, целью установления которых является охрана объектов охранных зон, и охранные зоны, установленные с целью защиты окружающей среды, жизни и здоровья населения; второго типа - на три группы: охранные зоны, целью установления которых является охрана объектов охранных зон, охранные зоны, установленные с целью защиты окружающей среды, жизни и здоровья населения и охранные зоны, установленные как для охраны окружающей среды, так и объекта охранной зоны.

Автор пришел к выводу, что для достижения целей установления охранных зон и обеспечения соблюдения режима земель их отдельных видов, актуальным является изменение законодательного подхода к определению пространственных характеристик охранных зон (их размеров и конфигурации). Особое значение это имеет для водоохранных зон, зеленых и лесопарковых зон, охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением, охранных зон железных дорог, санитарно-защитных зон, приаэродромных территорий. Целесообразно закрепить в нормативных актах, что пространственные характеристики указанных охранных зон должны устанавливаться с учетом природных особенностей местности, степени антропогенной нагрузки и характеристик объектов охранных зон. Обеспечить должный уровень качества окружающей среды, защиты населения и объектов охранных зон возможно за счет повышения требований к нормативам предельно допустимых выбросов и предельно допустимых уровней воздействия, использования современной техники и технологий защиты. По мнению диссертанта, необходимо применить функциональное зонирование водоохранных зон, санитарно-защитных зон и приаэродромных территорий.

В целом это приведет к возможности обеспечения охраны окружающей среды, жизни и здоровья населения и объекта охранной зоны, а так же к расширению видов использования земель, осуществляемых в границах охранных зон.

В диссертации обосновывается необходимость закрепления в Градостроительном кодексе Российской Федерации особого порядка внесения сведений об охранных зонах в правила землепользования и застройки, которые должны вноситься по обращению органа, принимающего решение об установлении охранной зоны. При этом публичные слушания в связи с отображением охранных зон в правилах землепользования и застройки проводиться не должны и необходимо исключить возможность отказа в отображении границ охранных зон в правилах землепользования и застройки органами местного самоуправления.

Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и развитии научных знаний о правовом режиме земель охранных зон; обосновании теоретических положений, отражающих содержание понятий охранная зона, правовой режим земель охранной зоны и определяющих правовое значение охранной зоны. Эти положения могут служить основой для дальнейших научных исследований, связанных с рассматриваемой тематикой.

Практическая значимость исследования заключается в том, что положения и итоговые выводы работы могут служить методическими рекомендациями для органов власти в их правоприменительной деятельности; могут быть использованы при совершенствовании законодательства на федеральном, региональном и местном уровнях, в учебном процессе для подготовки учебных курсов, чтении лекций и проведении семинаров по земельному и экологическому праву в высших учебных заведениях.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждалась в отделе аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Заключение

В соответствии с действующим законодательством охранные зоны являются одним из видов зон с особыми условиями использования территорий. Эти условия определяются необходимостью защиты окружающей среды или отдельных объектов от негативного воздействия. Их охрана достигается путем установления особого пространственного барьера. Его площадь и режим зависят от назначения объекта, для которого создается зона. При этом объект охранной зоны может быть как источником негативного воздействия, так и сам подлежать охране в связи с необходимостью его защиты. В целях обеспечения охраны объекта зоны устанавливаются определенные ограничения в использовании земель в ее границах. Их соблюдение позволяет осуществлять на соседних земельных участках разрешенные виды деятельности. При отсутствии подобного пространственного барьера невозможно было бы их реализовывать.

Содержание понятия охранная зона определяется юридически значимыми признаками охранных зон, а объем понятия – количеством охранных зон, выделенных на основании установленных признаков из множества зон с особыми условиями использования территорий. Правовой режим охранных зон составляет совокупность особых условий использования земель и других природных ресурсов, охраны окружающей среды, охраны объектов, вокруг которых установлена охранная зона, охраны жизни и здоровья граждан, проживающих или осуществляющих трудовую деятельность на территории охранной зоны, их социальных гарантий и льгот.

Важным признаком охранных зон является распространение их режима на все земли и земельные участки, вне зависимости от формы собственности на них, категории и вида разрешенного использования.

Особое значение представляет содержание прав и обязанностей собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей, которые возникают у данных лиц в связи с наличием охранных зон. С одной стороны, собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которые распространяется режим охранной зоны, обязаны его соблюдать. С другой стороны, собственники и пользователи объектов, вокруг которых устанавливаются охранные зоны, не обладают правами на земельные участки в границах охранных зон, но обязаны поддерживать территорию охранной зоны в надлежащем состоянии и обладают правом требовать осуществления таких действий от землепользователей. Охранная зона является способом ограничения хозяйственной и иной деятельности субъектов в ее границах, и обременением прав на землю. Определено, что правовой режим земель охранной зоны представляет совокупность нормативно закрепленных ограничений в использовании земельных участков и их частей в границах охранной зоны, а также обязанностей по поддержанию земельных участков и их частей в границах охранной зоны в состоянии, соответствующем цели ее установления.

Сформулированы выводы по результатам исследования правового режима земель охранных зон второго типа. Во-первых, правовой режим земель 03 может совпадать с правовым режимом ОЗ либо являться одним из его элементов. Во-вторых, порядок установления 03 определен на федеральном уровне, все виды охранных зон утверждаются актами государственных органов исполнительной власти. В-третьих, надзор (контроль) за соблюдением правового режима ОЗ осуществляется на государственном и муниципальном уровнях. Мониторинг состояния окружающей среды и ее загрязнения на территории охранных зон второй группы осуществляется в особом порядке, обусловленном чрезвычайной опасностью объектов ОЗ. В-четвертых, развитие правового регулирования в области обеспечения правового режима ОЗ целесообразно проводить в направлении совершенствования правотворческой деятельности. В сфере совершенствования управления ОЗ: усовершенствовать порядок ведомственного согласования осуществления разрешенных видов деятельности в границах земель охранных зон; отображать в кадастровых документах и устанавливать на местности границы охранных зон; разработать дифференцированный подход к установлению правового режима и функционального зонирования территории зеленых и лесопарковых зон, охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением, охранных зон железных дорог, санитарно-защитных зон, приаэродромной территории; установить особый порядок внесения сведений об охранных зонах в правилах землепользования и застройки.