ДонНТУ   Портал магистров

Мое увлечение ударной установкой

Содержание

1. С чего все началось

2. Знакомство с ударными

3. Роль ударной установки в музыке

4. Обозначение нот в ударных инструментах

5. Обучение игре на ударных и рекомендации

6. Рекомендованная литература

1. С чего все началось

Мое увлечение ударными инструментами началось с внезапного увлечения рок музыкой. Прослушивая песни многих разных рок – групп, для меня выделялись особого характера ритмы и звуки ударных, которые очень взбадривали и дарили море удовольствия. Слушаю я в основном рок музыку, мои самые вдохновляющие рок – группы: Ария, Poets of the Fall, Queen, Skillet, Metallika, и многие другие. Еще люблю рок – симфонии и кроме самого рока слушаю самую разную старую и современную музыку. Не люблю тяжелый металл.

Через некоторое время я захотел попробовать по играть сам, ведь слушать музыку одно, а создавать ее намного интереснее. На то время найти ударную установку было не просто, а покупать ее проблематично и учитывая стоимость просто нереально. Меня это не чуть не остановило, я начал поиски музыкальной студии где есть ударная установка.

Вскоре я нашел частную музыкальную студию Musical Soul, где совершено свободно предоставляются уроки игры на различных музыкальных инструментах. Там я и начал осваивать искусство барабанных ритмов.

2. Знакомство с ударными

Из чего вообще состоит ударная установка и как на ней играют. Ударная установка – это набор барабанов, тарелок и других ударных инструментов, приспособленный для удобной игры музыканта – барабанщика.

По отдельным инструментам установки играют барабанными палочками, различными щётками и колотушками. Для игры на хай – хэте и бас – барабане используются педали, поэтому барабанщик играет, сидя на специальном стуле или табурете. Разные жанры музыки диктуют стилистически соответствующий состав инструментов в барабанной установке.

В стандартную ударную установку входят следующие элементы:

Тарелки (1):
• Крэш (crash) – тарелка с мощным, шипящим звуком.
• Райд (ride) – тарелка со звонким, но коротким звуком для акцентов.
• Хай–хэт (hi-hat) – две тарелки, установленные на одном стержне и управляемые педалью (6).

Барабаны:
• Малый барабан (snare drum, рабочий барабан) – основной инструмент установки (5).
• 3 том–тома: высокий том – том, он же альт том (high tom – tom), средний том – том, он же тенор том (middle tom – tom) – можно оба называть альтами (3), напольный том – том, он же низкий том (floor tom–tom) (2).
• Бас–барабан (бочка, bass drum) (4).

Существуют различные виды ударных установок. По механизму извлечения звука барабанные установки делятся на следующие виды:
– Акустические (живые)
– Электронные
– Электронные одномодульные
– Тренировочные
– Цифровые

Я обучаюсь на акустической установке и буду рассказывать именно о ней.
Установка модели Pearl, на комплектуется 5 барабанами, 5 тарелками и хай – хэтом. Основа состоит из корпуса изготовленного из 6 слоев клена или тополя с армированными кольцами.

Данная установка имеет следующие размеры:
– бас барабан – 22"x18"
– высокий том – 10"x7"
– средний том – 12"x8"
– напольный том – 14"x14"
– плюс деревянный малый барабан – 14"x51/2" (дюймов).

Тарелки:
– крэш – 15 дюймов, 16 дюймов;
– райд – 22 дюйма;
– сплеш – 8 дюймов;
– чайна – 15 дюймов;
– хай – хэт – 14 дюймов.

Цвет – красный.

3. Роль ударной установки в музыке

Основной функцией барабанщика как части ритм – секции музыкального коллектива является создание ритмического рисунка, (совместно с бас – гитарой, ритм – гитарой). Как правило, барабанщики используют многократно повторяющиеся фигуры. В основе ритма лежит чередование низкого звука большого барабана и высокого, резкого звука малого барабана.

Помимо этой основной функции барабанщик украшает, подчеркивает основные акценты и изменения мелодии. При этом используются главным образом тарелки, особенно креш, или дробь на малом барабане. Некоторые произведения включают соло на ударных, в это время остальные инструменты отходят на задний план.

Отличия барабанной партии в различных стилях

Джаз отличается сложными рисунками, мелкими брейками и специально отведенными для соло участками композиций.

Барабанные партии рока более экспрессивные, сильные, с крупными сбивками и энергичными переходами.

Для ме́тала характерна игра на большой скорости, использование бласт – бита, двух бас – бочек или двойной педали.

В таких стилях, как прогрессивный рок и прогрессивный метал, барабанщики широко экспериментируют с музыкальным размером, усложняют метр и ритм.

В хип – хопе, рэпе ритм часто программируется с помощью драм-машины или семплируется.

В поп-музыке ударные используются очень ограниченно, на одной громкости и в идеальном темпе.

4. Обозначение нот в ударных инструментах

Первоначально ударная установка нотировалась в басовом ключе. В настоящее время обычно используется нейтральный ключ из двух параллельных вертикальных линий. На стандартном нотном стане партия ударной установки может записываться различными обозначениями. Обычно в начале каждой партии приводится расшифровка расположения инструментов и всех встречающихся знаков. В некоторых случаях (довольно часто в упражнениях) указывается аппликатура – порядок чередования рук при ударах. Ниже приводится самый распространённый вариант нотации барабанов.

Барабаны

Bass drum – бас барабан;
Share – малый барабан;
Floor tom – бас том (напольный том);
Middle tom – средний том;
High tom – высокий том.

Тарелки

Hi-hat with foot – хай – хэт – хлопок педалью;
Hi-hat struck – хай – хэт – удар палочкой по закрытым тарелкам;
Ride cymbal – удар по райду;
Bell of ride – удар по куполу райда или открытый хай-хет;
Crach cymbal – удар по крэшу;
China cymbal – удар по чайне;
Splash cymbal – удар по сплэшу.

Другие инструменты

Mounted triangle – удар по треугольнику;
Maraca – маракас (погремушка);
Mounted tambourine – тамбурин.

Приемы игры

Rim click – удар по ободу малого барабана обратным концом палочки (другие названия – side stick);
Rim shot – удар по ободу малого барабана суженным концом палочки (плечом палочки), с последующим глушением пластика;
Stick shot – удар палочкой по палочке, лежащей на пластике;
Brush sweep – шуршание щётками по пластику круговыми движениями.

Акценты

Акценты бывают низкими (тихие), средними и высокими (громкие).

Играют на ударных четвертными, восьмыми, шестнадцатыми и тридцать вторыми нотами, так же используются такие же паузы. При этом используется различный темп игры от 60 до 160 ударов в минуту в среднем. (Более подробная информация есть в элементарной теории музыки в разделе длительности нот).

Ниже приведен пример обозначения нот и пауз на нотном стане.

Пример простых ритмов барабанщика.
Ниже показаны стандартные рисунки игры на ударной установке в классическом роковом стиле. Данные рисунки играются в ритме 120 ударов в минуту.

5. Обучение игре на ударных и рекомендации

Обучение лучше всего проводится с учителем, он индивидуально подбирает подход к каждому ученику и метод. Моё обучение началось собственно с правила держания палочек и ознакомления с обозначениями инструментов на нотном стане. Удары по барабанам должны быть громкими, ровными и одинаковыми по громкости. Сначала я отрабатывал технику на пэде (тренировочное изделие или заглушенный барабан), затем перешел к установке.

На самом первом уроке принцип заключался вообще в следующем:
– необходимо в обязательном порядке вести счет от 1 до 4 с определенным темпом и обязательно под метроном, так как чувство ритма у барабанщика является основой;
– играем четвертными нотами на каждый клик метронома;
– правой рукой мы делаем удары по хай – хету (на 1 2 3 4);
– затем добавляем на 1 3 удар ногой по бас – барабану;
– добавляем на 2 4 удар левой рукой по малому барабану.

Так у меня получился первый ритм и играется он очень просто. Далее я попробовал по играть восьмыми нотами.
– при счете между 1 2 добавим слог и (еще она нота, так как восьмые ноты в два раза быстрее, чем четвертные), счет получается такой 1 и 2 и 3 и 4 и.
– играется под метроном, правой рукой восьмые ноты по хай – хету, на 1 3 делаем удары по бас – барабану, на 2 4 по малому барабану.

Так получился вот такой второй ритм.

С первых занятий мне обучение очень понравилось и занимался достаточно часто. Первое время я ходил на занятия с учителем, далее занимался чаще сам, так как полученный объем знаний требует лишь самостоятельной отработки. Сложность могу сказать в данном деле может завесить от стиля игры, на сколько часто человек занимается, внимания и собственно желания.

Существует большое множество различных техник игры, упражнений для развития скорости рук, ног, независимой координации движений и многого другого, собственно чем я на данном этапе занимаюсь. Постепенно пробую играть под музыку и наблюдаю явный успех. Важно при занятиях соблюдать следующие рекомендации:
– все упражнения выполняются под метроном в медленном темпе, скорость игры приходит со временем со многими часами тренировок;
– внимательно разбирать каждый ритмический рисунок, так как нужно четко понимать то, что ты играешь;
– на тренировках заниматься отдельно именно упражнениями, затем играть различные рисунки на установке.

Стоит иметь ввиду что не сразу все получается, на каждом новом упражнении появляется множество ошибок, запинки, не попадаешь в ритм, сбиваешься… Это все не повод для того что бы расстраиваться, нужно набраться терпения, иметь стойкое желание и упрямство. Спустя определённое время я сам убедился в том, что терпение и труд достойно вознаграждается.

6. Рекомендованная литература

1. Ударная установка

2. Способин И.В. Элементарная теория музыки

3. Начальная школа игры на ударных инструментах

4. Координация для барабанщика

5. Сайт музыкантов

6. Ударные для чайников