Назад в библиотеку

Цифровая система импульсно-фазового управления трехфазным регулятором напряжения на основе однокристалльного микроконтроллера

Авторы: Zerong Wang, Cunliang Jia, Enpeng Liu
Автор перевода: О.Е. Новикова
Источник: IEEE Xplore. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ieeexplore.ieee.org/..., свободный.

Аннотация

Zerong Wang, Cunliang Jia, Enpeng Liu. Цифровая система импульсно-фазового управления трехфазным регулятором напряжения на основе однокристалльного микроконтроллера. Предлагается метод реализации цифровой системы импульсно-фазового управления тиристорным регулятором напряжения для трехфазной цепи на базе однокристального контроллера. В программном обеспечении были разработаны решения об автоматическом определении последовательности фаз электроэнергии. В основном проанализирован принцип изменения угла управления. Проанализирована взаимосвязь распределения импульсов. Программа цифровой системы импульсно-фазового управления была разработана в среде MPLAB. И ее корректность была показана с помощью имитационной модели в среде PROTEUS. Результаты моделирования показывают, что система импульсно-фазового управления обеспечивает хорошую производительность. Эта система включает контроллер и усилитель, что позволяет уменьшить количество компонентов, снизить затраты и быть более интегрированной, более точной.

Ключевые слова

Однокристалльный; цифровой триггер; тиристор; распределение импульсов.

I. ВВЕДЕНИЕ

Пуск асинхронного двигателя и энергосбережение – это актуальные темы в области управления двигателем. Тиристорные регуляторы широко используются при изучении данных вопросов. Точность управления, реальное время, симметрия, стабильность в основном определяются системой импульсно-фазового управления в системе управления переключением тока. Ранее имелись такие недостатки как сложность аппаратной схемы, недостаточная симметрия формы сигнала, сложность отладки, быстрое старение, слабая помехоустойчивость в схеме синхронизации и схеме формирования угла управления, которые получали при управлении амплитудой напряжения и синхронизацией с переменным напряжением (также известное как вертикальное управление). С цифровыми системами управления в широком диапазоне электропередач, новой тенденцией стала цифровая система импульсно-фазового управления на основе микроконтроллера. В этой работе создана цифровая система импульсно-фазового управления тиристорами с использованием микроконтроллера MICCHOCHIP PIC16F877A в качестве ядра управления. Эта система использует преимущества мощных функций микроконтроллера, быстродействие и удобные расширения. Кроме того, на практике доказано, что система может обеспечить хорошую симметрию, стабильность и высокоточное управление импульсами для достижения удовлетворительных результатов.

Рисунок 1 – Схема тиристорного регулятора напряжения

Рисунок 1 – Схема тиристорного регулятора напряжения

II. СХЕМА СИСТЕМЫ И ПРИНЦИП РЕГУЛЯТОРА НАПРЯЖЕНИЯ

Схема системы импульсно-фазового управления трехфазным тиристорным регулятором напряжения показана на рис.1. Она включает в себя блок определения синхросигнала, блок обнаружения тока нагрузки, схему управления тиристорами, схему защиты, часть отображения состояния работы и последовательный интерфейс RS485. Процесс управления этой системой выполняется на основе микроконтроллера MICCHOCHIPP PIC16F877A.

Как показано на рис.1, три встречно-параллельных тиристорных модуля VT1-VT4, VT3-VT6, VT5-VT2 представляют собой трехфазную схему регулятора переменного напряжения. Его выход соединен с трехфазными обмотками статора двигателя М. Схема синхронизации основной цепи может поддерживать точное смещение фаз трехфазного сигнала и используется для определения естественной точки коммутации тиристора и состояния работы (с указанием 0,1). В процессе запуска двигателя общая информация системы управления микроконтроллером PIC16F877A опирается на трехфазные сигналы прямоугольной формы для определения кода состояния включения (с указанием 0,1). Затем определяется порядок фаз и порядок запуска тиристоров. В процессе запуска двигателя, микроконтроллер PIC16F877A обрабатывает всю системную информацию и, на основе трехфазных сигналов прямоугольной формы, определяет состояние тиристоров (с указанием 0,1), затем определяет порядок чередования фаз и порядок импульсов управления тиристорами. После преобразует угол управления фазой α в соответствующее время t, которое связано с ожидаемым значением выходного напряжения Uk. Приняв точки естественной коммутации за стартовое время таймера, выдаются импульсы управления тиристорами после времени задержки, тиристоры VT1 ~ VT6 включаются каждые 60° электрических градусов в процессе работы. Схема управления усиливает и вырабатывает сигналы требуемой амплитуды и ширины, управляя выходным напряжением Uk, определяемым в соответствии с заданным временем таймера. Полный процесс импульсно-фазового управления описан выше.

Исходя из требований к работе, изменение угла отпирания тиристора α может улучшить работу двигателя, чтобы удовлетворять производственным потребностям. Например, в режиме плавного пуска двигателя в соответствии с установленными правилами, такими как линейное нарастание напряжения, плавный пуск с помощью постоянного тока, линейное нарастание напряжения с постоянным управлением током и другие законы, запуск двигателя лучше, а потери мощности при пуске меньше. В режиме энергосбережения, с помощью автоматического определения тока нагрузки, плавный пуск автоматически настраивает напряжение статора двигателя в соответствии с его номинальными параметрами.

III. СИНХРОНИЗАЦИОННЫЙ СИГНАЛ И АДАПТИВНАЯ ФАЗОВАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Необходимые сигналы были получены после того, как сигналы мощности проходят через трехфазный силовой трансформатор переменного тока, а затем через RC-фильтр.

Рисунок 2 – Трехфазный синхросигнал и взаимосвязь между фазами

Рисунок 2 – Трехфазный синхросигнал и взаимосвязь между фазами


Таблица 1 – Соответствие между фазой напряжения питания, тиристором и кодом статуса


Фаза питающего напряженияТиристорКод статуса
ULaULbULc
Фаза AVT1101
VT4010
Фаза BVT3110
VT6001
Фаза CVT5011
VT2100

Как показано на рис.2, LM339 Op amp выводит прямоугольную волну длиной 180 градусов каждый раз после нулевого напряжения. Трехфазные сигналы переменного тока преобразуются в сигналы прямоугольной формы 180°, обозначаемые ULa, ULb, ULc, которые имеют разность 120 градусов между фазами. Если состояние сигналов квадратной волны определяется 0 или 1, состояние каждой трехфазной прямоугольной волны через 60° может быть представлено трехзначным кодом, который определяется как сигнал синхронизации. Поэтому для сигнала синхронизации имеется шесть разных трехзначных кодовых статусов в цикле напряжения питания. Каждый трехзначный код соответствует естественной точке коммутации, поэтому шесть разных трехзначных кодовых статусов в цепи напряжения питания определяют шесть естественных точек коммутации шести тиристоров. В таблице 1 показаны фаза сети, тиристор и соответствующий код состояния источника питания.

В то же время трехзначный код состояния напряжения питания также может использоваться для определения фазы трехфазного питания с помощью программного обеспечения. Если фактический цикл состояния питания чередуется в соответствии с порядком 101, 100, 110, 010, 011, 001, который идентифицируется как положительная фазовая последовательность. Если обратный цикл – он идентифицируется как обратная фазовая последовательность.

IV. ФАЗОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИМПУЛЬСОВ

A. Методы синхронизации фаз

Управление фазовым сдвигом осуществляется таймером, разделенным на трехканальный и одноканальный способы отсчета времени в соответствии с количеством таймеров. Чтобы сохранить ресурсы таймера MCU, используется одноканальный метод отсчета времени, который использует один таймер и сразу же запускает SCR, когда наступает время регулирования.


Таблица 2 – Расчет времени регулирования


Угол управления αУгол задержки βФлаг управления задержкой (FDEL)Начальное время
0°≤α<60°β=αFDEL=0Синхросигнал
60°≤α<120°β=α-60°FDEL=6Синхросигнал
120°≤α<180°β=α-120°FDEL=12Синхросигнал

Поэтому время регулирования начинается с синхросигнала в диапазоне времени от 0° до 60°. Угол управления α (от 0° до 180°, считая от естественной точки коммутации) программно разделен на три области, как показано в таблице 2. Когда угол отпирания α больше 60°, используется угол задержки β в качестве времени отсчета. Угол задержки β также отсчитывается от точки естественной коммутации, а флажок управления временной задержкой (FDEL) указывает область угла управления. Таким образом, шесть тиристоров могут управляться сдвигом сегментной фазы, разделенной синхронным сигналом с одним таймером, а именно 60° сегментным триггером.

B. Распределение импульсов управления

Как показано в таблице 3, порядок распределения импульсов может быть определен в соответствии с последовательностью фаз, наличием питания и флагом управления задержкой (FDEL). Сигналы синхронизации поступают в MCU через его порт RB4, RB5, RB6 (микроконтроллер PIC16F877A имеет возможность прерывания сразу же по изменению логического напряжения порта RB7:RB4). Когда изменяется состояние питания (изменяется напряжение PORTB), MCU запускает программу распределения импульсов управления. В соответствии с заданной величиной управляющего напряжения Uk, заданной таблицей α или рассчитанным значением угла управления α, получают угол задержки β и флаг управления задержкой (FDEL), при использовании таблицы 2. Угол β будет преобразован во время задержки и затем запустит таймер. Выполнится чтение состояние питания, запрос таблицы распределения импульсов управления в соответствии с FDEL, затем получение импульсного слова управления и в конце отправление импульса управления через порт микроконтроллера.


Таблица 3 – Распределение импульсов


Код статуса напряжения ULa ULb ULc Флаг управления задержкой (FDEL)Прямая послед-ть фазОбратная послед-ть фаз
ULaULbULc11
1 0 1VT1 VT6VT6 VT5VT5 VT4
1 0 0VT2 VT1VT1 VT6VT6 VT5
1 1 0VT3 VT2VT2 VT1VT1 VT6
0 1 0VT4 VT3VT3 VT2VT2 VT1
0 1 1VT5 VT4VT4 VT3VT3 VT2
0 0 1VT6 VT5VT5 VT4VT4 VT3

Используя одноканальный метод отсчета времени, когда угол управления α изменяется в районе 60° и 120°, возникает явление потерянных импульсов. Чтобы решить эту проблему, сначала оцените изменения FDEL в программе прерывания, которая отвечает на изменение логического напряжения PORTB. Если FDEL изменяется с 6 до 1 или изменяется с 12 до 6, MCU необходимо отправить импульс повторного запуска в соответствии с таблицей 4.

Кроме того, для упрощения схемы и уменьшения размера импульсного трансформатора используется режим пакета импульсов. Последовательность импульсного сигнала модулируется с частотой 12 кГц с помощью PWM-порта микроконтроллера. Через оптическую изоляцию и усилитель мощности пакет импульсов подключается к управляющему электроду с помощью импульсного трансформатора.


Таблица 4 – Соответствие между фазой напряжения питания, тиристором и кодом статуса


Фаза питающего напряженияКод статуса
06
1 0 1VT6 VT5VT5 VT4
1 0 0VT1 VT6VT6 VT5
1 1 0VT2 VT1VT1 VT6
0 1 0VT3 VT2VT2 VT1
0 1 1VT4 VT3VT3 VT2
0 0 1VT5 VT4VT4 VT3

V. РЕЗУЛЬТАТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Симуляция проводилась в среде PROTEUS. Первое – необходимо написать файл языка C с помощью программного обеспечения MAPLAB в соответствии с принципом, описанным выше. А затем сгенерировать hex-файл, который соответствует PIC16F877A. Второе – создать модели в программном обеспечении PROTEUS. В конце – импортировать машинный код в микроконтроллер PIC16F877A для выполнения симуляции.

Результаты моделирования используются для проверки системы и последующей реализации управления. Для сравнения были проведены три варианта моделирования: 1) подача импульса управления, когда угол отпирания больше 0° и меньше 60°; 2) подача импульса управления, когда угол отпирания больше 60° и меньше 120°; 3) подача импульса управления, когда угол отпирания больше 120° и меньше 180°.

На рисунке 3 показана форма фазы A, форма синхросигнала и сигнал импульса управления при α=35°. Аналогично, рис. 4 и рис. 5 были получены, когда α при углах 90° и 150°.

Рисунок 3 – Результат симуляции при α=35°

Рисунок 3 – Результат симуляции при α=35°

Рисунок 4 – Результат симуляции при α=90°

Рисунок 4 – Результат симуляции при α=90°

Рисунок 5 – Результат симуляции при α=150°

Рисунок 5 – Результат симуляции при α=150°

V. РЕЗУЛЬТАТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ

В этой статье основное внимание уделяется проектированию и внедрению системы импульсно-фазового управления трехфазным напряжением. Теория и моделирование показывают, что режим цифрового управления тиристорами на основе микроконтроллера возможен для интегрированного управления трехфазной цепью. Программное обеспечение достигло адаптивной последовательности фаз, в отличие от аппаратного обеспечения, которое использовалось для определения последовательности фаз ранее. Он не только уменьшает внешние компоненты, но и повышает надежность системы управления. Ресурсы таймера MCU сохраняются благодаря преимуществам одноканального отсчета времени. В симуляции управление углом отпирания тиристора и функции распределения импульсов принимают модульную конструкцию, и этот разработанный алгоритм достиг лучшего результата управления.

Перечень ссылок

  1. Shu-pu Sun, Ming Li, Xiao-jie Wu. Power Electronics, 1rd ed. China University of Mining &Technology Press, Xuzhou (in chinese). pp.215-226, July 2000.
  2. R.M.Hamouda. “A Comparative Study on the Starting Methods of Three Phase Wound-rotor Induction Motors,” IEEE Transaction on Energy Conversion, Vol.14, No.4,pp.918-922, 1999.
  3. T.A.Lipo. “The Analysis of Induction Motors with Voltage Control by Symmetrically Triggered Thyristors,” IEEE Transaction Apparatus and Systems, Vol. PAS-90, No.2, pp.515-525, 1971.
  4. Zhao-an Wang, Jun Huang. Power Electronics, 4rd ed. Machinery Industry Press, Beijing (in chinese). pp.113-118. 2007.
  5. Zenginobuz, Gurkan, Cadirci, Isik, Ermis, Muamme. “Performance Optimization of Induction Motors During Voltage-controlled Soft Starting,” IEEE Transactions on Energy Conversion, Vol.19, No.2, pp.278-288, June, 2004.
  6. Antonio Ginart, A.Maduro, R.Pinero. “High Starting Torque for AC SCR Controller,” IEEE Transaction on Energy Conversion, Vol.14, No.3, pp.553-559, 1999.
  7. R.M.Hamouda, et al. “A Comparative Study on the Starting Methods of Three Phase Wound-rotor Induction Motors,” IEEE Trans.Energy Conversion, Vol.14,No.4.pp.918-922, 1999.