Назад в библиотеку

Анализ тенденций развития аккумуляторных источников энергии для электромобиля

Автор: Рашевченко Г.В., Черников В.Г.
Источник: будет опубликована в Вестнике Донецкого Национального Технического Университета

Аннотация

Рашевченко Г.В., Черников В.Г. Анализ тенденций развития аккумуляторных источников энергии для электромобиля. Развитие теории и практики применения электромобилей поставило на повестку дня их серийное производство. Для использования электромобилей важным требованием является наличие качественных источников энергии в конструкции самого электромобиля.

Аккумуляторных батареи в электромобиле

Аккумуляторные электромобили представляю собой самый первый вид электромобиля. Еще в конце XIX века были построены первые работоспособные модели. В США их активно использовались вплоть до 20-х годов XX века. В Германии применялись в 30-40 гг. наиболее активно. С 1947 г. широко используются в Англии.

Аккумуляторных батареи оказывают огромное влияние на технико-экономические параметры данного типа электромобилей. Величина желаемого пробега электромобиля на один заряд батареи (запас хода) прямо пропорциональна отношению веса аккумуляторной батареи к полному весу электромобиля. Зависимость веса батареи от грузоподъемности электромобиля значительно выше, чем зависимость веса карбюраторного двигателя от грузоподъемности автомобиля.[1]

Батареи располагаются на шасси электромобиля чаще всего таким образом, чтобы имелась возможность: осуществлять быструю замену батарей аккумуляторов, легкого доступа к выводным клемам и отверстиям для заливки электролита. Для этого, по бокам электромобиля, чаще всего батареи располагают в двух отсеках.[1]

Несовершенство аккумулятора – это единственный, но ощутимый недостаток электромобиля на сегодняшний день. Именно аккумулятор определяет и величину запаса хода, и продолжительность заряда, во время которого электромобиль должен простаивать.

Свинцово-кислотный аккумулятор

В конце 19 века источником энергии для электромобилей служил свинцово-кислотный аккумулятор, который был изобретён французским физиком Гастоном Планте в 1859 году. На первых этапах аккумулятор представлял собой пластины из свинца, которые обернуты в тканевый сепаратор и погруженные в раствор серной кислоты.

Свинцово-кислотный аккумулятор обладал существенными преимуществами, даже по сравнению с новыми типами аккумуляторов.[2] Этот экономический оправданный источник энергии, для электромобиля, имеет следующие достоинства:

  1. простота и низкая стоимость изготовления;
  2. простота и надежность самой конструкции аккумулятора;
  3. малый самозаряд аккумулятора;
  4. простота утилизации аккумулятора после выхода из строя.

Однако на сегодняшний день свинцово-кислотные аккумуляторы применяются там , где их надежность преобладает над такими недостатками как большой вес и необходимость соблюдения цикличности заряда - в качестве источника энергии в электровозах и других видов техники.[2]

Литий-ионные аккумуляторы

Сегодня, для использования в качестве тяговых батарей, применяются литий-ионные аккумуляторы. Именно эти аккумуляторы являются самыми перспективными для электротранспорта. Постоянно улучшаются характеристики, и уменьшается стоимость производства этих аккумуляторов. Так же технология производства всё время совершенствуется.

Общий вид литий ионного аккумулятора для электромобиля

Рисунок 1 – Общий вид литий ионного аккумулятора для электромобиля

Подобные аккумуляторы были созданы еще в начале XX века, с отрицательным электродом. Только после создания таких материалов, как кобальта и манганат лития, стало возможным применение данного типа аккумулятора. Литий-ионные аккумуляторы в несколько раз превосходили и свинцовые, по удельным энергетическим характеристикам, уже на этапе создания. Первые литий-ионные аккумуляторы обладали очень значительным недостатком, а именно повышенной пожароопасностью и взрывоопасностью. Однако эту проблему решили, когда в качестве материала отрицательного электрода стали применять другие, более дешевые и более стабильные соединения лития. На сегодняшний день наилучшим, с точки зрения стабильности, безопасности и ёмкости, является материал LiFePO4.[3]

Главными преимуществами литий-ионных аккумуляторных батарей являются:

  1. наибольшая удельная энергия из всех типов аккумуляторов;
  2. величина самозаряда является одной из наиболее низких и не превышает 5% за месяц;
  3. напряжение на элементе выше, чем у никель-металлгидридных и никель-кадмиевых, а так же свинцовых аккумуляторов.

Постоянно растущий спрос и дефицитность сырья делают литий-ионные аккумуляторы достаточно дорогими. Зачастую стоимость аккумулятора составляет больше половины стоимости самого электромобиля. Другим отрицательным моментом является их быстрое старение и ухудшения характеристики, даже при хранении. Быстрая зарядка электромобиля - это еще одна не решенная задача. Данные большинства производителей говорят о том, что для полного заряда аккумулятора необходимо 12 часов. При этом дальность поездки 400 - 600 километров. Затем электромобиль необходимо снова заряжать. Существующие специфические режимы зарядки позволяют осуществлять процесс в течение 30 минут. В любом случае это выглядит слишком долго, по сравнению с обычным временем заправки.[3]

Супер конденсаторы на основе графена

Современные реалии говорят о том, что эра электрических автомобилей стремительно приближается. Сегодня только одна технология сдерживать захват рынка электромобилями, технология аккумулирования электрической энергии. Мировые автопроизводители принимают факт того, что большинство электромобилей имеют в своей конструкции литий-ионные аккумуляторные батареи, которые могут обеспечить пробег автомобиля на одном заряде, лишь на ограниченную дистанцию.

Рекуперация и повторное использование энергии - это одно из направлений повышения эффективности электромобилей. Разработаны методы возврат такой энергии. Проблема заключается в том, что малая скорость работы аккумуляторной батареи делает рекуперацию энергии не эффективной.[4]

Материал графен

Рисунок 2 – Материал графен

Однако, на сегодняшний день, специалисты предлагают решение проблемы в виде супер конденсаторов разработанных на основе графена. Уже имеются опытные образцы высокоэффективных супер конденсаторов, емкостные параметры которых не уступают литий-ионным аккумуляторным батареям и, которые способны очень быстро накапливать и отдавать электрический заряд. Опытные образцы графеновых супер конденсаторов способны выдерживать, без потери своих рабочих характеристик, многие десятки тысяч рабочих циклов.[4]

Эти показатели получаются из-за особой формы графена. Такая форма была достигнута исследователями путем смешивания частицы окиси графена с гидразином в воде. Затем все это размельчили ультразвуком. Данные порошок упаковали в дискообразные таблетки, высушенные при температуре 140 градусов Цельсия, в течение 5 часов.[4]

Пористая структура графена

Рисунок 3 – Пористая структура графена

Самым значительным показателем графенового супер конденсатора является то, что они могут полностью зарядиться или отдать накопленный заряд всего за 16 секунд. Это является самым быстрым временем заряда - разрядки на сегодняшний день.

Выводы

Технология электромобиля развивается быстрыми темпами. Исследования в области аккумуляторных источников энергии в ближайшее время смогут вывести производство электромобилей на новый уровень. Нельзя исключать того факта, что при решении всех технических аспектов, электромобили смогут постепенно начать вытеснять обычные автомобили.

Список используемых источников

  1. https://ecotechnica.com.ua
  2. http://sdisle.com.
  3. https://www.sl-energy.com.ua.
  4. http://scorcher.ru.