А.Б.Виноградов – Векторное управление электроприводами переменного тока Назад в библиотеку

Векторное управление электроприводами переменного тока

Авторы: А.Б.Виноградов
Источник: Виноградов А.Б. Векторное управление электроприводами переменного тока / ГОУВПО Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина.– Иваново, 2008.– 298 с. ISBN

Аннотация

Виноградов А.Б.– Рассмотрены математические основы, структуры, алгоритмы и современные средства управления электроприводами переменного тока: асинхронными, синхронными, вентильноиндукторными. Основное внимание уделено векторным подходам к управлению электроприводами, в основу которых положен метод векторного представления переменных в пространстве состояний. С использованием понятия результирующего вектора и координатных преобразований рассмотрены различные варианты математического описания электродвигателей переменного тока: асинхронных, синхронных, индукторных, в том числе с учетом эффекта насыщения элементов магнитной системы, потерь в стали и поверхностного эффекта

Пример построения системы векторного управления синхронным двигателем с постоянными магнитами.

Рассмотрим построение системы векторного управления синхронным двигателем с постоянными магнитами (СДПМ).

Область применения таких систем: высококачественный электропривод подач металлорежущих станков. Основные характеристики контура регулирования скорости: диапазон регулирования – не менее 10000, полоса пропускания – не менее 100 Гц.

Синтез системы управление выполним на основе динамической модели СДПМ в системе координат (d,q) , ориентированной по магнитной оси ротора [39]

Рисунок 1

где Id , Iq, Ud , Uq– токи и напряжения статора по осям d и q; М, МС – электромагнитный и нагрузочный моменты; ω – частота вращения ротора, электрическая; J – момент инерции ротора; β – коэффициент вязкого трения (коэффициент демпфирования); Ψf – потокосцепление, создаваемое постоянным магнитом; Ld Lq – индуктивности обмотки статора по продольной и поперечной осям ротора.

Для частного случая неявнополюсной конструкции ротора двигателя Ld = Lq = Ls .

Функциональная схема системы векторного управления СДПМ изображена на рис.1

Рисунок 2

Рис. 1 Функциональная схема системы векторного управления СДПМ

Нулевое задание тока по оси d> обеспечивает минимизацию тока статора при заданной величине момента нагрузки. В этом случае ток статора во всех режимах работы привода направлен перпендикулярно магнитной оси ротора (по оси q) в соответствии с векторной диаграммой двигателя на рис.2

Преобразователь координат ABCdq выполняет преобразование фазных токов статора АД из естественной трехфазной системы координат (А,В,С) в ортогональную синхронную систему координат (d,q) по уравнениям

Рисунок 3

где φr – угловое положение ротора (электрическое), полученное с датчика положения.

Рисунок 4

Рис. 2. Векторная диаграмма СДПМ

Блок компенсации перекрестных связей работает по следующим уравнениям:

Рисунок 5

Синтез регуляторов осуществим на основе принципов подчиненного регулирования с использованием метода компенсации нелинейных связей.

Выполним синтез регулятора тока по оси d.

Структурная схема контура тока по оси d изображена на рис.3.

Рисунок 6

Рис.3. Структурная схема контура тока по оси d

Считая влияние перекрестной связи полностью скомпенсированным, выполним настройку контура на модульный оптимум с малой некомпенсируемой постоянной времени Tкт = Tпч . В результате получим:

Рисунок 7

Таким образом, коэффициенты пропорциональной и интегральной составляющих ПИ регулятора тока по оси d определяются выражениями

Рисунок 8

Передаточная функция замкнутого контура тока

Рисунок 9

Синтез регулятора тока по оси q выполняется аналогично, с учетом следующих условий:

Рисунок 10

Сигнал возмущающей перекрестной связи, подлежащей компенсации, имеет вид

Ukq= ω( Ld Id + Ψf ).

Выполним синтез регулятора скорости.

Структурная схема контура скорости для общего случая изображена на рис.4.

Рисунок 11

Рис.4. Структурная схема контура скорости

Для частного случая β = 0 настройка контура скорости выполняется на симметричный оптимум. В результате получается ПИ-регулятор скорости с передаточной функцией

Рисунок 12

Для общего случая β ≠ 0 настройка контура скорости выполняется на модульный оптимум.