ИСТОРИЯ ЖАНРА УЖАСОВ В КИНЕМАТОГРАФЕ

Если Вам, так же как и мне нравятся фильмы ужасов, то Вам будет узнать о этом жанре больше. Хочу я Вам рассказать о зарождении этого жанра.



Первые фильмы ужасов появились в Европе. Пионеру кинематографа, французу Жоржу Мельесу (известному, главным образом по фильму 1902 Путешествие на Луну) приписывают создание короткометражки Дом Дьявола (1896) и Пещера демонов (1898). В начале ХХ века эпицентром ужасов стала Германия.



Лон Чейни (1883 – 1930)

Тем временем, в Штатах выходит первый короткометражный американский ужастик Франкенштейн(1910). В 1920–х годах Голливуд выпускает первую мегазвезду фильмов ужасов, единственного и неповторимого Лона Чейни. Леонидас Фрэнк Чейни(1 апреля 1883 – 26 августа 1930) – выдающийся американский актёр, режиссёр, сценарист и гример немого кино. Он считается одним из самых сильных и разноплановых актеров раннего кинематографа. Прославился способностью до неузнаваемости изменять свою внешность, благодаря чему получил прозвище Человек с Тысячей Лиц. Его самые заметные роли были в картинах Монстр (1925), Лондон после полуночи (1927) и Призрак оперы (1925), которые создали классический образ монстров от компании Universal.


В конце 1920–х годов наблюдался подъем в жанре кино, благодаря самому значительному достижению в истории всего кинематографа – звуку. Появление звука воткрыло неслыханные возможности для кино.

Это было начало эры живого, говорящего кино, центром которого стали США. И одна американская киностудия положила начало золотого века фильмов ужасов. Небольшая студия Universal Pictures в 1930 году дала зеленый свет на экранизацию Дракулы. Режиссер Тод Браунинг и исполнитель главной роли Бела Лугоши создали хит, который стал золотым стандартом американского ужаса. После оглушительного успеха, в 1931 году Universal делает еще одну адаптацию, на этот раз Франкенштейна по роману Мэри Шелли. Главную роль уродливого монстра исполнил Борис Карлофф. Лугоши и Карлофф стали героями жанра. Вдохновляясь экспрессионистскими работами прошлого десятилетия, Universal создавала мрачные и во всем соответствующие жанру картины. После Франкенштейна и Дракулы последовали такие фильмы, как Мумия (1932) и Человек–невидимка (1933).



Успех Universal вдохновил и другие студии на создание работ в жанре ужасы. В частности Paramount в 1931 году выпускает фильм Доктор Джекил и мистер Хайд. Экранизация повести Роберта Льюиса Стивенсона Странная история доктора Джекила и мистера Хайда, осуществлённая Рубеном Мамуляном в 1931 году. Двойную заглавную роль исполнил Фредрик Марч, удостоенный за неё премии Оскар.

Снятый одним планом процесс трансформации внешнего облика Джекилла в мистера Хайда являл собой верх технического прогресса в кинематографе того времени. При его съёмке использовалась сложная система цветных фильтров, позволявшая высвечивать поочерёдно отдельные элементы грима, создавая иллюзию пластичного движения лица и происходящих с его обликом перемен.

Превращение Джекила в Хайда происходит в точном соответствием с теорией психиатра Чезаре Ломброзо, полагавшего, что криминальные задатки личности можно определить по внешности. В одном из поздних изданий работы Ломброзо в качестве иллюстрации был использован кадр из этого фильма.


К 1940–м годам Universal смягчает свои фильмы и готическая атмосфера в них уже слабее. Но в 1941 году выходит очередной классический фильм про монстра, Человек–волк.

С началом Второй мировой войны, фильмы ужасов попадают в немилость со стороны общественности.

Новые фильмы были тесно связаны с наукой. В 1950–х годах научная фантастика и ужасы переплетались, как никогда раньше. Популярным сюжетом тех времен была история о том, как какое–нибудь обычное существо вырастает до гигантских размеров, благодаря радиации, будь это муравьи (Они, 1954), пауки (Тарантул, 1955) или даже человек (Муха, 1958).



Кроме угрозы со стороны достижений науки, ужасы 1950–х пропагандировали другой великий страх, так называемую Красную угрозу. Чужеродные вторжения, такие как Пузырь (1958), Нечто (1951), Вторжение похитителей тел (1955) в эру Эйзенхауэра были как никогда злободневны.

Тем временем, по другую сторону океана, в Великобритании новая студия Hammer Films, решает вплотную заняться производством ужасов. В частности, они хотели снимать классических монстров, но в новой обстановке. Hammer Films оживила старых персонажей в фильмах (Проклятие Франкенштейна (1957), (Дракула (1958), (Мумия (1959). Теперь они были в цвете, и, что интересно, с большим количеством крови. Табу, которое соблюдалось на протяжении всей истории жанра хоррор – использование крови – теперь стало торговой маркой Hammer. Их звездами были Кристофер Ли и Питер Кашинг.


Альфред Хичкок (1899 – 1980)

Еще в 1960 году изменения витали в воздухе. Первый выстрел по старому ужасу сделал один и самых уважаемых режиссеров, мастер саспенса, Альфред Хичкок, чьи маркетинговые ходы, при подготовке к выходу фильма в прокат стали образцом для современных деятелей кинематографа.

Хичкок – кинорежиссёр, творчество которого прежде всего связано с жанром триллер и с понятием саспенс. Он умел мастерски создавать в своих фильмах атмосферу тревожной неопределённости и напряжённого ожидания.В новой работе Хичкока 1960 года Психо мир увидел не какого–то диковинного монстра, а парня, который живет по соседству, и который стал орудием ужаса. Это был не фэнтезийный мир, а реальный, в котором живем все мы. Это стало характерной чертой современных фильмов ужасов.

В последний год жизни он получил почётную награду Американского института кино, а королева Елизавета II возвела его в рыцари.


Начиная с 70–х и 80–х годов, ужасы стали меняться ещё больше и уже в ту сторону, какими мы видим их сейчас.

Источники

  1. Свободная энциклопедия wikipedia.org/
  2. История фильмов ужасов
  3. Кинопортал КиноПоиск
  4. Кинопортал The Internet Movie Database