Назад в библиотеку

Подход к оперативному предотвращению асинхронного режима в двухзонной энергетической системе

Hanh Thi Nguyet Nguyen, Member and Van Tu Dao
School of Electrical Engineering,
Hanoi University of Science and Technology, Hanoi, Vietnam

Аннотация

Асинхронные режимы между подсистемами могут привести к серьезным последствиям, например, к разделению подсистем или даже к полному развалу энергосистем. В этой статье представлен подход к алгоритму предотвращения асинхронного режима в двух подсистемах. Алгоритм определяет сначала переходную границу стабильности, затем минимально необходимый объема генерации и сброса нагрузки для предотвращения появления асинхронного режима. Представлен подход к диалоговому применению алгоритма с использованием одновременных сигналов от двух PMU на двух концах линии связи. Результаты моделирования показывают, что предлагаемый алгоритм может быть использован в качестве рабочего плана для предотвращения асинхронных режимов в двузонных энергосистемах.

I. Введение

Электроэнергетические системы (ЭЭС) быстро расширялись в результате объединения многих подсистем линиями связи. Несмотря на современные системы защиты и автоматизации, асинхронные режимы (АР) между подсистемами все еще могут возникать частично из-за сбоев основной защиты или сбоев в работе выключателей. АР между подсистемами может привести к отделению ЭЭС или даже отключению, что приводит к отключению генератора (ОГ) в подсистемах с избытком генерации и сбросе нагрузки (СН) в подсистемах с дефицитом генерации. Следовательно, вопрос сохранения синхронизма между подсистемами является очень важным.

ОГ является одним из эффективных способов повышения устойчивости переходных процессов. В [1] был представлен алгоритм расчета индекса мощности торможения для прогнозирования стабильности энергосистемы в реальном времени, а также другого автономного вычисления необходимого количества ОГ для поддержания стабильности системы. В работах [5] и [6] было проанализировано применение ОГ для повышения устойчивости переходных процессов в энергосистеме. Предлагаемые алгоритмы потребовали большого числа оперативных данных, и задержки в несколько секунд могли бы повлиять на эффективность действия повышения стабильности переходного процесса.

Авторы [2], [3], [4] и [7] представили применение расширенного критерия равных площадей (ExEAC) для оценки устойчивости переходных процессов силовой системы через запас динамической устойчивости (TSM). Алгоритм вычисления критического времени отключения, опирающийся на ExEAC, был представлен в [2] и [3]. Применение ОГ для повышения устойчивости переходных процессов в энергосистеме было проанализировано в [2] и [4]. Тем не менее, в научных статьях не рассматривалось применение представленной теории в реальном времени.

Все вышеупомянутые публикации только анализировали влияние ОГ на повышение устойчивости энергосистемы. Баланс активной мощности в энергосистеме не затрагивался. В данной работе представлен подход к оперативному расчету TSM и минимально необходимого количества включенных генераторов и сброса нагрузки (ОГ и СН) ΔPmin для предотвращения АР в двухсистемной ЭЭС. Формулировки TSM и ΔPmin основаны на ExEAC. Их оперативное определение основано на сочетание векторов напряжений в реальном времени, получаемых в виде сигналов от 2 блоков измерения Фазы (PMUs) установленных на 2-х концах линии связи и автономных данных устойчивого состояния ЭЭС.

Алгоритм определения TSM и ΔPmin в реальном времени тестируется на двухзонной системе Кундура [8], которая моделируется в программе Mustang [9] и [10] для отображения эффективности.

II. Формулирование TSM и ΔPmin

В этом разделе сформулировано эквивалентное уравнение колебания двухсистемной ЭЭС. Для формулировки TSM и ΔPmin применяется ExEAC.

Рассмотрим двухсистемную силовую ЭЭС, изображенную на рис.1. Предположим, что подсистема A (SSA) перегенерирована, подсистема B (SSB) дефицитна, в следствии чего активная мощность P34 передается от SSA к SSB в устойчивом режиме.

Предположим, что на линии связи возникает сильное возмущение, вызывающее АР между SSA и SSB (рис. 2). Допустим, что синхронные генераторы в каждой подсистеме остаются синхронными и образуют когерентную (взаимосвязанную) группу A или B SSA или SSB соответственно.

A. Эквивалентное уравнение качания

Уравнение колебания каждой подсистемы формируется так, как указано в (1), путем суммирования всех уравнений качания ее генераторов. Если индекс SБ заменен на A или B, (1) выражается для SSA и SSB соответственно.

Формула 1

(1)

Формула 1.1

где MS, Mi – коэффициенты инерции; δS, δS – углы положения ротора; PmS, Pmi механическая мощность; PeS, Pei электрическая мощность когерентной группы S и ее i-го генератора соответственно. Обратите внимание, что Pei вычисляется с использованием матрицы проводимостей Y, уменьшенной на внутренних узлах генератора, и напряжений E за переходным реактивным сопротивлением прямой оси.

Рисунок 1. Схема двухзонной ЭЭС

Рисунок 1. Схема двухзонной ЭЭС

Рисунок 2. Вращение векторов напряжения во время протекания AР

Рисунок 2. Вращение векторов напряжения во время протекания AР

Формула 8

(8)

Формула 9

(9)

Из (1) эквивалентное уравнение колебания всей ЭЭС может быть получено как (2) путем вычитания уравнений качаний SSA и SSB.

Формула 2

(2)

где Формула 3 (3); Формула 4 (4)

Формула 5

(5)

Формула 6

(6)

Можно увидеть, что (2) аналогично уравнению колебания системы Машина – Система бесконечной мощности (OMIB). Следовательно, ExEAC может применяться к двухсистемной ЭЭС с использованием эквивалентного уравнения качания (2).

B. Формулировка TSM

Рассмотрим трехфазное короткое замыкание в одной из цепей линии 3–5 на рис. 1. Это возмущение устраняется путем отключения неисправной цепи через время tsc (с). Согласно разделу II.A строятся эквивалентные кривые угла мощности (P-δ), как показано на рис. 3. На этом рисунке состояния в исходном режиме, во время и после отказа обозначаются суффиксами pre, fault, и post. Области ускорения и торможения обозначаются соответственно Aacc и Adec. TSM можно рассчитать по выражению (7) [3].

Формула 7

(7)

Рисунок 3. Эквивалентные кривые P-δ

Рисунок 3. Эквивалентные кривые P-δ

Формула 8

(8)

Формула 9

(9)

где δsc – эквивалентный угол ротора при t = tsc, а δCr – критический угол ротора послеаварийной кривой P-δ; ωsc = δ(tsc) – величина скольжения между SSA и SSB при t = tsc.

В случае отрицательного значения TSM необходимо применять мероприятия направленные на предотвращение АР для поддержания динамической устойчивости между SSA и SSB до того, как отклонение угла ротора достигнет своего критического значения. Такими мероприятиями могут быть ОГ, СН, управление системой возбуждения, управление регуляторами турбины, их комбинация [7] или другие методы для быстрого увеличения Adec.

Эффективность ОГ и СН для предотвращения АР будет проанализирована в следующем разделе с подходом к формулированию минимально необходимого количества ОГ и СН ΔPmin.

С. Формулировка ΔPmin

Из (2), (5) и (6) видно, что Адек может быть увеличена при помощи ОГ в перегенерированной подсистеме SSA или с использованием СН в дефицитной подсистеме SSB. Чтобы сбалансировать активную мощность в ЭЭС, предлагается использовать совместное использование ОГ в SSA и СН в SSB с одинаковой величиной δPgt = δPls = ΔPmin для предотвращения AР. ОГ и СН следует применять, как только TSM принимает отрицательное значение. Предположим, что ОГ и СН применяется сразу после устранения возмущения (t = tsc), если TSM < 0. В этом разделе ΔPmin формулируется при помощи ExEAC, как показано в (10).

Формула 10

(10)

где Adec – площадь торможение с применением ОГ и СН. Согласно уравнениям (2–10) эквивалентное уравнение качания в случае ОГ и СН с ΔPmin можно записать в виде (11).

Формула 11

(11)

Формула 12

(12)

Формула 13

(13)

Формула 14

(14)

Формула 15

(15)

Формула 16

(16)

где PeA и PeB вычисляются с использованием новой матрицы проводимостей и новым значением нагрузки в SSB.

Основываясь на расчетах авторов, регулируемая активная мощность ΔPreg может быть как положительной, так и отрицательной, значительной или нет в зависимости от относительных значений общих нагрузок и суммарных генерируемых активных мощностей между SSA и SSB.

Из (7), (10) и (11) ΔPmin можно вывести как (17).

Формула 17

(17)

Формула 18

(18)

где δCr.new – новое значения критического угла ротора кривой P-δ при применении ΔPmin ОГ и СН.

Заметим, что (11) и (17) являются неявными выражениями ΔPmin (поскольку Pe и δCr.new зависят от ΔPmin) и могут быть решены путем построения рядов Pe и δCr.new с различными значениями ΔPmin (рис. 4).

III. Подход к определению TSM и ΔPmin в реальном времени

В этом разделе представлен подход к оперативному определению TSM и ΔPmin двухзонной ЭЭС с использованием двух PMU, установленных на двух концах (узлы 3 и 4) линии связи, соединяющей SSA и SSB.

Два PMU одновременно посылают оперативные данные о векторах напряжения V3∠δ3 и V4∠δ4 в узлах 3 и 4 для определения относительного угла δ34 = δ3−δ4 и величине скольжения ω34 = δ34 (рис. 2). Затем, после вычисления TSM и ΔPmin как (7) и (17), значения δ и ω в данный момент времени можно определить с использованием статических кривых: δ(δ34) и k(δ34) = ω / ω34.

Рисунок 4. Серия статических эквивалентных кривых P-δ с применением ОГ и СН

Рисунок 4. Серия статических эквивалентных кривых P-δ с применением ОГ и СН

Рисунок 5. Кривые изменения δ(δ<sub>34</sub>) и k(δ<sub>34</sub>)

Рисунок 5. Кривые изменения δ(δ34) и k(δ34)

A. PMU

Системы измерения площади (WAMS) представляют собой измерительные системы, основанные на передачи аналоговой и / или цифровой информации с использованием систем связи и синхронизации (отметки времени) измерения с использованием общего опорного времени. В настоящее время точность отсчета времени, по меньшей мере, 1 мкс, получена с использованием спутникового GPS [7].

PMU позволяет измерять углы напряжений и токов в ЭЭС. Углы положительной последовательности каждой измеренной величины сохраняются вместе со своим маркером каждые 40 мс или каждые 100 мс в зависимости от потребностей. Для хранения данных используется формат соответствующий телекоммуникационному порту PMU. Затем телекоммуникационный порт передает данные другим устройствам WAMS. Некоторые PMU могут также вычислять частоту измеряемого напряжения. Все чаще производители других микропроцессорных устройств, таких как регистраторы помех, оснащают свои устройства программными функциями, выполняющими задачу PMU [7].

B. Связь между δ, ω и δ34, ω34

В больших ЭЭС трудно собирать и обрабатывать одновременные оперативные данные о векторах напряжения всех синхронных генераторов и их частотах для определения значений δ и ω в реальном времени. Для решения этой проблемы представлен подход к построению зависимости между δ, ω и δ34, ω34.

Предположим, что в течение первого периода до достижения δ критического значения синхронные генераторы в SSA и SSB вращаются с частотами ωA и ωB соответственно, а частоты V3 и V4 состовляют ω3 и ω4 (рис. 2). Значения скольжений могут быть рассчитаны как ω = ωA − ωB и ω34 = ω3 − ω4.

На рис. 2 видно, что когда δ завершает первый асинхронный цикл, δ34 также завершает его. Аналогичным образом, коэффициент k = ω34 также является периодической функцией δ34. Следовательно, статические кривые δ (δ34) и k (δ34) могут быть построены путем изменения δ от 0 до 2π и расчета δ34 и k для каждого значения δ. Результат показан на рис. 5.

C. TSM и алгоритм определения ΔPmin в реальном времени

  1.  Подготовка статической точки отсчета установившегося состояния: эквивалентные кривые P-δ для всех возможных замкнутых или разомкнутых состояний цепей линии связи без ОГ и СН и с ОГ и СН, где ΔPmin колеблется от 0 до 100 %.

  2.  Обработка оперативных сигналов V3 и V4 и замкнутых или сработавших состояний схем линии связи от 2-х PMUs: вычисление TSM; если TSM < 0 после этого высчитывая ΔPmin .

  3.  Применение ОГ в SSA и СН в SSB с ΔPmin.

      IV. МОДЕЛИРОВАНИЕ

      В этом разделе алгоритм моделируется на двухсистемной схеме Кундура (рис. 6) [8]. Эффективность алгоритма иллюстрируется результатами моделирования с использованием программного обеспечения Мустанг, которое обеспечивает возможность управления переходными процессами объединенных подсистем ЭЭС, работающих на разных частотах.

      В установившемся режиме Р34 = 400 МВт, статические данные приведены на рис. 4 и 5.

      Предположим, что трехфазное короткое замыкание происходит вблизи шины 3 на линии 3–5, и оно устраняется через время tsc путем отключения неисправной цепи. Алгоритм тестируется для четырех случаев с различными tsc: 0,10 с, 0,12 с, 0,14 с и 0,15 с.

      A. эффективность и ошибка алгоритма для варианта 1

      Результаты моделирования для варианта 1 (Sce1) с применением ОГ и СН и без него показаны на рис. 7–10. Рис. 7 и 8 показывают, что при t = tsc = 0,10 с, δ34 = 46,0 град. и ω34 = 1,64 %. Используя статические кривые δ (δ34) и k (δ34) (рис. 5), можно определить значения δSC и ωSC, которые равными 45,6 град. и 2,06 % соответственно; Aacc и Adec, полученные с использованием (16) и (17), равны 0.0268 о.е. и 0,0171 о.е., соответственно. В этом случае TSMSce1 = −0.363. Отрицательное значение TSM Sce1 означает, что SSA и SSB потеряют синхронизм, если не применяются меры предотвращения АР, как показано на рис. 7, 8: δ превышает 360 градусов, ω12 непрерывно возрастает.

      Используя модуль для вычисления ΔPmin, запрограммированный авторами в Microsoft Excel, который подчеркивается его упрощением и легкостью экспорта данных в / из широкого спектра программных пакетов, ΔPminSce1 рассчитывается равным 50 МВт. Результаты моделирования с применением ОГ и СН ΔPminSce1 = 50 МВт на рис. 9 и 10 показывают, что AР эффективно предотвращается.

      Рисунок 6. Двухзонная ЭЭС Кундура с четырьмя машинами

      Рисунок 6. Двухзонная ЭЭС Кундура с четырьмя машинами

      Рисунок 7. График изменения угла ротора во времени без применения ОГ и СН

      Рисунок 7. График изменения угла ротора во времени без применения ОГ и СН

      Рисунок 8. Кривые изменения скольжения без применения ОГ и СН

      Рисунок 8. Кривые изменения скольжения без применения ОГ и СН

      Погрешность ΔPmin, вычисленная по алгоритму, оценивается путем сравнения со значением, найденным при выполнении серии симуляций в Mustang при изменении ΔPmin с шагом 1 МВт. Полученный результат: ΔPminSce1Mus = 46 MW. Следовательно, ошибка равна ε = (ΔPminSce1 − ΔPminSce1Mus) / ΔPminSce1Mus × 100 % = 8,7 %. Следует подчеркнуть, что ΔPmin вычисляется по модулю с шагом 5 МВт. Таким образом, значение ΔPmin = 50 МВт является ближайшим к точному значению в этом случае. Ошибка может быть уменьшена при использовании меньшего шага.

      B. Анализ погрешности расчета ΔPmin

      Результаты для всех 4 вариантов представлены в таблице 1. Можно видеть, что степень тяжести увеличивается от Sce1 до Sce4 из-за увеличения времени воздействия короткого замыкания tsc. Следовательно, требуемый ΔPmin ОГ и СН увеличивается с 50 МВт (Sce1) до 215 МВт (Sce4). Ошибка ε (%), представленная в последнем столбце таблицы 1, уменьшается с 8,7 % (Sce1) до 2,4 % (Sce4). Это объясняется тем, что выбранный шаг ΔPmin, который равен 5 МВт, является более значимым по сравнению с ΔPminSce1 = 50 МВт, но менее значительным по сравнению с ΔPminSce4 = 215 МВт.

      Рисунок 9. График изменения угла проворота ротора с применением ОГ и СН: ΔP<sub>min</sub>=50 МВт

      Рисунок 9. График изменения угла проворота ротора с применением ОГ и СН: ΔPmin = 50 МВт

      Таблица 1. Результаты моделирования
      Сценарий tsc, с δ34, deg ω34, % TSM ΔPmin, MW ε, %
      1 0,10 46,0 1,64 −0,363 50 8,7
      2 0,12 52,6 2,05 −0,558 100 7,5
      3 0,14 60,7 2,51 −0,698 175 2,9
      4 0,15 65,4 2,76 −0,750 215 2,4

      И последнее, но не менее важное: ошибка также вызвана колебаниями частот между генераторами в одной и той же подсистеме во время проведения моделирования. При этом значение ΔPmin не сильно повлияло на результат, что подтверждается незначительными погрешностями 2,4 % и 2,9 % в Sce4 и Sce3.

      Вывод

      В этой статье приведен расчет минимально необходимого количества ОГ и СН ΔPmin для предотвращения АР в двухсистемной ЭЭС. Предложен подход к определению TSM и ΔPmin в реальном времени с использованием только двух PMU. Результаты моделирования показывают, что оперативный расчет TSM может быть использован для верного прогнозирования возможности появления AР. Кроме того, применение ОГ и СН с ΔPmin может действительно предотвращать AР между двумя подсистемами.

      Список использованной литературы

      [1] G. Karady and J. Gu, “A Hybrid Method for Generator Tripping, ” Power Engineering Review, vol. 22, no. 5, pp. 66, 2002.
      [2] M. Ferreira and M. Barbosa, “Effect of the Generators Tripping in the Transient Stability of an Electrical Power System Using the Extended Equal Area Criteria,” in Proc. International Conference on Power, vol. 2, pp. 1295-1299, Aug. 1998.
      [3] Y. Xue, T. Custem, and M. R. Pavella, “A Simple Direct Method for Fast Transient Stability Assessment of Large Power Systems,” IEEE Trans. on Power Syst., vol. 3, no. 2, pp. 400-412, May 1988.
      [4] M. Eidiani, et. al., “Transient Stability Improvement Using an Efficient Generator Tripping Scheme,” Canadian Journal on Electrical and Electronics Engineering, vol. 2, no.7, 313-319, July 2011.
      [5] G. Karady, “Improving Transient Stability Using Generator Tripping Based on Tracking Rotor-angle,” in Proc. Power Engineering Society Winter Meeting, vol. 2, pp. 1113-1118, 2002.
      [6] H. Ota, et. al., “Development of Transient Stability Control System Based on On-line Stability Calculation,” IEEE Trans. Power Syst., vol. 11, pp. 1463–1472, Aug.1996.
      [7] J. Machowski, J. Bialek, and JR. Bumby, PowerSystem Dynamics Stability and Control, 2nd Edition, John Wiley & Sons, 2008.
      [8] P. Kundur, Power System Stability and Control, McGraw Hill, edited by Neal J. Balu and Mark G. Lauby, 1994.
      [9] Patents LV12960 B, V.Ivanovs, V.Rimarevs, K.Brinkis, J.Gurevics, Panemiens lielas elektriskas sistemas statiskas un dinamiskas stabilitates procesu kontrolei, datorprogramma taistenosanai un pielietojums sistemas adaptivai regulesanai, 02.10.2002.
      [10] V. Ivanovs, V. Rimarevs, J. Gerhards and A. Mabnitko, "Calculations of Steady and transient states in the complex power systems according to the program MUSTANG" in Proc. 5th International Conference Control of Power & Heating Systems, Zlin, May 2002, pp. 6.