ART 16108 УДК 378.147:004.9


Байда Александр Сергеевич,

кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобили и конструк- ционные материалы» ФГБОУ ВО «Сибирская государственная автомо- бильно-дорожная академия», г. Омск

baida_alex@mail.ru

Использование платформы Arduino при подготовке специалистов автомобильной отрасли

Аннотация. В работе рассмотрены основные предпосылки к использованию аппа- ратно-программных платформ в учебном процессе технического вуза при подго- товке специалистов автомобильной отрасли. Представлен опыт практического применения платформы Arduino.

Ключевые слова: микроконтроллер, Arduino, микропроцессор, электрическая схема, учебный процесс, автоматизация управления, программирование.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Из всех выпускаемых в мире микропроцессоров лишь 2% используются в компь- ютерах, а остальные 98% – во встраиваемых системах: от научного оборудования до мобильного телефона [1].

Автомобиль не стал исключением, причем еще 10–15 лет назад количество контрол- леров, встраиваемых в автомобильные системы, не превышало одного десятка. В насто- ящее время практически невозможно найти автомобильную систему, оснащенную элек- троприводом и неуправляемую контроллером. Электронное управление присутствует в системах электрических стеклоподъемников, регулировки светотехнических устройств, регулировки зеркал заднего вида, регулировки сидений и т. д. Наличие контроллеров в си- стеме управления двигателем, системе управления коробкой передач, в системах, обес- печивающих безопасность водителя и пассажиров, а также в противоугонных системах является обязательным условием осуществления наиболее точного управления, а также построения активных связей между компонентами автомобиля.

Электронные системы позволяют дистанционно управлять двигателем, охран- ной сигнализацией, мультимедийной системой, системой кондиционирования, зам- ками дверей, а также трансмиссией, рулевым управлением и тормозной системой. В настоящее время наличие дистанционного управления позволяет перемещать авто- мобиль без непосредственного участия водителя.

Понимание принципов работы контроллеров, встроенных в различные автомо- бильные компоненты, является основой эффективной профессиональной деятельно- сти специалистов, конструирующих, модернизирующих и эксплуатирующих автомо- бильные системы и узлы.

Высокие потребности в микроконтроллерах обусловили появление на рынке большого числа программируемых микроконтроллеров таких производителей, как Siemens, Texas Instruments, Toshiba, Intel, Fujitsu и т. д., получивших широкое приме- нение в бытовой технике, аудио- и видеоаппаратуре, промышленных автоматизиро- ванных системах, транспортных средствах.

Настоящий прорыв в мире микроконтроллеров совершила компания Atmel, вы- пустив в 1997 г. 8-битный RISC-микроконтроллер с флеш-памятью программ на кри-

сталле, технология была запатентована и получила название AVR [2]. Система ко- манд и внутреннее устройство чипов AVR разрабатывались совместно с фирмой IAR Systems – крупнейшим производителем компиляторов языков программирования C/C++ [3], что обеспечило возможность получения высокой плотности кода при ис- пользовании языков высокого уровня практически без потери производительности, в отличие от контроллеров, использующих программы, написанные на языке ассем- блера. При заданной производительности существовала возможность снижения так- товой частоты ядра, а следовательно, и потребляемой мощности микроконтроллера [4], AVR-микроконтроллеры обладают более прогрессивными возможностями по оп- тимизации энергопотребления, что имеет очень важно при разработке систем с бата- рейным питанием. Большим достоинством является возможность программирования без аппаратного программатора. Наличие уникальных характеристик этих микро- контроллеров и в настоящее время делает их наиболее популярными при разработке автоматизированных систем.

Следующим значительным шагом к популяризации программируемых контрол- леров стала появление готовой аппаратно-программной платформы, которую в 2005 г. разработал Massimo Banzi, преподаватель итальянского проектного института Interaction Design Institute Ivrea [5]. Платформа получила название Arduino.

Платформа представляет собой компактную плату, включающую в свой состав: AVR-микроконтроллер Atmel, загрузчик (bootloader) на базе чипа ATmega, кварцевый резонатор на 16 МГц, стабилизатор напряжения, восстанавливаемые предохрани- тели, кнопку перезагрузки, разъем USB, штекерный силовой разъем питания, штыре- вые линейки для подключения периферийных устройств.

В настоящее время данная платформа представлена целым семейством кон- троллеров Arduino (рис. 1), наиболее популярными являются Uno, Mini Pro, Nano, Due, Leonardo, LilyPad, Mega, Duemilanove.

image

а) б) в) г)

Рис. 1. Семейство микроконтроллеров Arduino: а – Uno; б – Mini Pro; в – Nano; г – Mega

Особенность Arduino в том, что для его первого использования не требуются объемные, специфические знания, касающиеся устройства и принципа работы мик- роконтроллера, а также нет необходимости в навыках программирования. Это свя- зано с тем, что контроллер создавался для решения одной сложной проблемы – как научить студентов создавать электронные устройства, причем быстро [6]. Простой проект может быть создан новичком за очень короткий промежуток времени, но в то же время Arduino позволяет создавать масштабные проекты со сложными алгорит- мами управления различными периферийными устройствами. Это превращает плат- форму Arduino в гибкий инструмент для проектирования автоматизированных и авто- матических систем управления на физическом и программном уровнях. Использова- ние платформы при подготовке специалистов автомобильной отрасли позволит сфор- мировать у студентов знания, касающиеся устройства и принципов работы электрон- ных автоматизированных систем автомобиля, а также будет способствовать развитию навыков по проектированию, прототипированию и программированию таких систем.

Физический (аппаратный) уровень предполагает выполнение сборки электриче- ских схем прототипов различных устройств, а также их отладку. На этом этапе наибо- лее простым и эффективным решением является использование стандартных образ- цов радиодеталей и специальной макетной платы – bredboard. Состоит макетная плата из отверстий-гнезд с шагом 2,54 мм (0,1 дюйма), размер соответствует шагу выводов современных радиодеталей. Сборка прототипов на такой плате осуществля- ется без выполнения травления и пайки контактов.

Отличительной чертой Arduino является возможность аппаратного расширения, ре- ализуемого с помощью дополнительных плат, или «шилдов» (от англ. shield), подключае- мых к контроллеру через электромеханические разъемы, например Can-Bus Shield, GPRS Shield, Power Shield, Motor Shield и другие [7]. Can-Bus Shield – дополнительная плата, поз- воляющая аппаратно реализовать промышленную шину CAN, без которой невозможно представить современный автомобиль. По этой шине осуществляется передача данных между бортовым компьютером и различными системами – мультимедийной, климатиче- ской, системами безопасности, системой управления силовой установкой и т. д. Плата по- строена на микросхеме MCP2515, с поддержкой CAN второй версии, а также стандартного (11-битного) протокола передачи данных. Данная плата расширения позволит непосред- ственно работать с автомобильными компонентами.

Большинство современных контроллеров для выполнения программирования на физическом уровне требуют наличия специальной микросхемы – аппаратного про- грамматора, обеспечивающего взаимосвязь с компьютером. На плате Arduino преду- смотрен штыревой разъем для подключения программатора и выполнения внутрис- хемного программирования (ICSP, JTAG). Но следует отметить, что входящий в со- став микроконтроллера bootloader позволяет обойтись без аппаратного программа- тора, что значительно упрощает схему подключения к компьютеру и облегчает работу на программном уровне.

Проведение практических и лабораторных работ по проектированию и построе- нию аппаратной части прототипов автоматизированных систем актуализирует знания, полученные ранее при изучении дисциплин «Физика», «Электротехника», «Конструк- ция наземных ТТМ», «Электрооборудование автомобиля», и позволяет закрепить навыки по диагностике электронных систем и поиску неисправностей в электрических цепях автомобиля.

Программный уровень реализован через специальную программную оболочку Arduino IDE, которая доступна для бесплатного скачивания на официальном сайте

проекта [8]. Интуитивно понятная оболочка, написанная на языке Java, содержит тек- стовый редактор, менеджер проектов, препроцессорный компилятор, а также инстру- менты для непосредственной загрузки программы в контроллер (рис. 2).


image


Рис. 2. Программная оболочка Arduino IDE

Программная оболочка является наследником двух языков программирования: открытого языка Processing и Wiring – разновидности C/C++. Отличительной чертой Wiring является возможность подключения стандартных библиотек, описывающих взаимодействие с типовыми электронными модулями и датчиками. Это позволяет разработчику прототипа не тратить время на написание библиотеки, за исключением случаев подключения уникальных устройств, а использовать уже готовую, стандарт- ную библиотеку. Программная среда адаптирована под наиболее популярные опера- ционные системы: Windows, Mac OS X, Linux.

Выполнение практических заданий на программном уровне систематизирует и расширяет знания, полученные при изучении дисциплин «Информатика», «Информа- ционные технологии», «Программирование и программное обеспечение», «Приклад- ное программирование», а также формирует навыки по составлению программ управ- ления автоматизированными и автоматическими автомобильными системами.

Открытый исходный код, доступность технической документации, большая база стандартных программных библиотек подтолкнули разработчиков к созданию клонов плат Arduino, наиболее популярными являются Freeduino, CrafDuino, Diavolino, Ruggeduino, OOH R3 UNO. Некоторые из клонов не только не уступают оригинальным контроллерам, но и превосходят их по части характеристик. Оптимальным выбором для практических занятий при подготовке специалистов автомобильной отрасли яв- ляется микроконтроллер Arduino UNO или аналог OOH R3 UNO.

По мнению автора, наиболее подходящей формой организации практических за- нятий с применением платформы Arduino является интерактивная работа в малых группах. Такая форма предполагает, что каждая из групп получает индивидуальное задание, которому предшествует рассмотрение типовых решений поставленной за- дачи, создает прототип, а в заключительной части занятия проводит презентацию вы- полненного проекта.

При проведении лабораторных работ и практических занятий следует уделить особое внимание основным правилам применения интерактивных технологий: в ра- боту должны быть вовлечены все обучаемые, количественный состав не более 16 че- ловек, четкий регламент работы, диалог строится на основе принципов взаимоуваже- ния, к работе должны быть подготовлены и лаборатория, и рабочие места [9].

Для организации лабораторных работ и практических занятий рекомендуется наличие не менее одного микроконтроллера на группу из двух человек, а также сле- дующих компонентов:

Примеры практических заданий с использованием платформы Arduino для спе- циалистов автомобильной отрасли:

  1. Разработка системы управления и создание прототипа автоматизированного привода стеклоподъемников автомобиля. Система управления должна содержать ал- горитм отключения привода в случае полного закрытия или открытия ветрового стекла, а также в случае перегрузки электрического мотора привода. Необходимо предусмотреть возможность программного управления стеклоподъемниками, напри- мер частичное открытие при посадке водителя в автомобиль.

    Задание ориентировано на изучение основных характеристик электрических при- водов, моторов и концевых выключателей. Кроме этого задание предусматривает про- ектирование и разработку программы управления автоматизированной системой.

  2. Разработка системы управления и создание прототипа автоматической кли- матической установки автомобиля. Система управления должна содержать подси- стему сбора данных, подсистему подачи, подогрева, охлаждения и осушения воздуха. Необходимо обеспечить сбор данных, таких как температура за бортом автомобиля, температура в салоне, влажность воздуха в салоне, величина атмосферного давле- ния. Управление исполнительными подсистемами осуществить с помощью релейного модуля управления нагрузкой.

    Задание направлено на изучение характеристик цифровых измерительных при- боров, методик расчета воздухообмена, подходов к проектированию систем кондици- онирования. Предусматривается разработка программы управления автоматической климатической установкой.

  3. Разработка системы управления и создание прототипа автоматизированного привода светотехнических устройств. Система управления должна содержать подси- стемы сбора данных, управления фарами головного света, управления противотуман- ными фарами. Подсистема сбора данных должна обеспечивать получение информа- ции об уровне освещенности перед автомобилем, величине наклона кузова и угле по- ворота рулевого колеса. Исполнительные подсистемы должны обеспечивать измене- ние положения источников света в зависимости от неравномерности загрузки автомо- биля, наклона кузова, а также угла поворота рулевого колеса.

Задание ориентировано на изучение характеристик автомобильных светотехниче- ских приборов, методик расчета светового потока и степени освещенности. Предусмат- ривается разработка программы управления приводами светотехнических устройств.

Таким образом, использование Arduino в учебном процессе, при подготовке спе- циалистов автомобильной отрасли, позволит предоставить студентам возможность применить знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения, на аппа- ратном и программном уровнях, что создаст дополнительную мотивацию к дальней- шему изучению устройства и принципов работы автоматизированных и автоматиче- ских систем автомобиля.

Ссылки на источники

  1. Простое микропроцессорное СПО в вузе и школе. – URL: http://msk.ito.edu.ru/2010/secti- on/62/2401/index.html.

  2. Микроконтроллеры Atmel AVR: история создания. – URL: http://myrobot.ru/articles/mc_avr.php.

  3. Там же.

  4. Там же.

  5. История Arduino. – URL: http://arduino-tech.ru/istoriya-sozdaniya-arduino.

  6. Там же.

  7. Платы и модули Arduino Shield. – URL: http://amperka.ru/collection/arduino-shield.

  8. Официальный сайт Arduino. – URL: http://arduino.сс.

  9. Байда А. С. Применение интерактивных технологий при преподавании дисциплин, связанных с конструированием технических объектов // Научно-методический электронный журнал «Концепт».

– 2016. – № 4 (апрель). – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16077.htm.


image

Alexander Baida,

Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor at the chair of Automobiles and Structural Materials,

Siberian State Automobile and Highway Academy, Omsk

baida_alex@mail.ru

Using Arduino platform for training specialists for automotive industry

Abstract. The paper describes the main preconditions for the use of hardware and software platforms in the educational process of specialists for the automotive industry. The experience of the practical application of Arduino platform is described.

Key words: microcontroller, Arduino, microprocessor circuitry, learning process, automation control programming.

References

  1. Prostoe mikroprocessornoe SPO v vuze i shkole. Available at: http://msk.ito.edu.ru/2010/secti- on/62/2401/index.html (in Russian).

  2. Mikrokontrollery Atmel AVR: istorija sozdanija. Available at: http://myrobot.ru/articles/mc_avr.php (in Rus- sian).

  3. Ibid.

  4. Ibid.

  5. Istorija Arduino. Available at: http://arduino-tech.ru/istoriya-sozdaniya-arduino (in Russian).

  6. Ibid.

  7. Platy i moduli Arduino Shield. Available at: http://amperka.ru/collection/arduino-shield (in Russian).

  8. Oficial'nyj sajt Arduino. Available at: http://arduino.ss (in Russian).

  9. Bajda, A. S. (2016). “Primenenie interaktivnyh tehnologij pri prepodavanii disciplin, svjazannyh s kon- struirovaniem tehnicheskih ob#ektov”, Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal “Koncept”, № 4, pp. 76–80. Available at: http://e-koncept.ru/2016/16077.htm (in Russian).


Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»


Поступила в редакцию

Received

10.05.16

Получена положительная рецензия

Received a positive review

12.05.16

Принята к публикации

Accepted for publication

12.05.16

Опубликована

Published

30.05.16

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016

© Байда А. С., 2016


image

image

www.e-koncept.ru