Назад в библиотеку

В поисках рациональных конструкций

Авторы: В.В. Прейс
Источник:http://www.stroitelstvo-new.ru

1. Ведение

Итак, принцип машин третьего класса — обработка в процессе непрерывного транспортного движения инструмента и предмета обработки, нашел свое воплощение в конструкции роторной машины. Что же такое роторная машина? Уже само название говорит нам о том, что в основе ее лежит некоторая цилиндрическая конструкция — ротор. Первоначально роторные машины имели горизонтально расположенный ротор. Такое расположение обеспечивало простую конструкцию механизма загрузки предметов обработки в инструментальные блоки. Предметы обработки, поступавшие из лотка поштучно, под действием силы тяжести западали в приемники инструментальных блоков при их прохождении под лотком, располагавшемся над ротором. Выдача обработанных изделий осуществлялась также просто — изделия выпадали из приемников инструментальных блоков в сборник готовой продукции, который был расположен под ротором. Однако скоро конструкторы убедились, что такая конструкция роторной машины не является рациональной в общем случае, поскольку не может быть использована для создания роторных машин на все технологические операции, затрудняет объединение таких машин в автоматическую систему (поточную линию), а главное, ограничивает производительность технологического ротора вследствие передачи предметов обработки под действием силы тяжести. При увеличении транспортных скоростей вращения ротора надежность такого способа передачи резко снижалась, происходили заклинивания предметов обработки в инструментальных блоках.

2. Пример конструкции ротора

Технологический ротор (рис. 1) в самом общем виде представляет собой несколько цилиндрических барабанов 4, 5, 6, жестко закрепленных на центральном валу 1, который установлен в подшипниковых узлах. По окружности среднего барабана 5, называемого блокодержателем, в пазах закреплены комплекты обрабатывающих инструментов, конструктивно скомпонованные в автономные блоки 2, называемые инструментальными. В верхнем 6 и нижнем 4 барабанах размещают исполнительные органы и элементы привода технологических движений, причем каждый инструментальный блок 2 связан со своим исполнительным органом. Ротору сообщается непрерывное вращение с транспортной скоростью vтр , в процессе которого предметы обработки, подаваемые в инструментальные блоки, проходят технологическую обработку.

Компоновка технологического ротора роторной машины

Рисунок 1 – Компоновка технологического ротора роторной машины:
1 - вал; 2 - инструментальный блок; 3 - предмет обработки; 4, 6 - нижний и верхний барабаны ; 5 - барабан-блокодержатель

Вывод

Был сделан важный в практическом отношении шаг на многотрудном пути создания автоматических роторных линий — технологический ротор принял вертикальное положение. Как показали дальнейшие работы, именно вертикальная компоновка роторной машины стала действительно общим и рациональным решением конструкторской задачи.