Назад в библиотеку

Стандарты социальной ответственности: недостатки и преимущества адаптации к отечественным предприятиям

Автор: Саенко Н.С.
Источник: Материалы Межвузовской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов по направлению Проблемы развития и внедрения систем управления, стандартизации, сертификации, метрологии в регионах Донбасса и России, Донецк 2018.

Аннотация

Статья посвящена исследованию существующих международных и национальных стандартов социальной ответственности с целью определения путей их адаптации к деятельности отечественных предприятий.

Общая постановка проблемы

Для успешной реализации концепции устойчивого развития экономики России, Украины и других стран, необходимы определенные инструменты, которые обеспечат соблюдение интересов бизнеса и общества. Такими инструментами являются международные стандарты по системам менеджмента и социальной ответственности, которые регулируют три основополагающих аспекта любого бизнеса: экономического, социального и экологического.

Цель работы:

Провести анализ развития системы стандартизации в области социальной ответственности бизнеса; рассмотреть основные стандарты социальной ответственности, используемые в мировой практике ведения бизнеса, их преимущества и недостатки.

Основная часть:

В статье рассмотрена хронология развития системы стандартизации в области корпоративной ответственности:

ГОСТ Р ИСО 26000:2012 утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 29 ноября 2012 года № 1611-ст. и введен в действие 15 марта 2013 года.

В 2011 г. Всероссийской организацией качества (ВОЯ) выпущен международный стандарт IC CSR-08260008000, предназначенный для сертификации в Международной системе сертификации деятельности организаций в области социальной ответственности ІНТЕРСОЦСЕРТ (Россия, Беларусь, Украина, Хорватия).

В международной практике ведения социальной отчетности компаний существует более 25 различных стандартов. Особое внимание уделено признанными международным сообществом стандартам СВБ: SA 8000, GRI, АА1000, ISO 26000.

SA 8000 (Social Accountability 8000) (Социальная ответственность 8000) — стандарт для оценки социальных аспектов систем менеджмента. В основу этого универсального стандарта положены несколько конвенций Международной организации труда, Конвенция Организации Объединенных Наций по правам ребенка и Всемирная декларация прав человека.

Цель стандарта SA 8000 — улучшение условий труда и жизненного уровня работников. Данный стандарт определяет требования по социальной защите, позволяющие: разрабатывать, поддерживать и вводить политику и методы управления, которые компания может контролировать или на которые она может влиять; демонстрировать заинтересованным сторонам, что политика, методы и действия находятся в соответствии с требованиями данного стандарта. Требования международного стандарта SA 8000 должны применяться с учетом географического местоположения, отрасли промышленности и размера компании.

Недостаток применения стандарта SA 8000 для большинства предприятий — это требования соответствия данному стандарту всех поставщиков организации, что в условиях нынешней экономики невозможно. Также SA 8000 предполагает прохождение компанией процесса сертификации, который организуется внешней аудиторской компанией, которая в свою очередь должна быть сертифицирована Международной организацией социальной отчетности (Social Accountability International), организацией — разработчиком (SA 8000).

GRI (Руководство по составлению отчетов в области устойчивого развития) является документом, который подробно разъясняет, как надо готовить отчеты и что они должны содержать. В основу стандарта положена концепция устойчивого развития бизнеса, при которой компаниям необходимо сбалансировать экономическую, экологическую и социальную деятельность, с учетом ожиданий интересов заинтересованных сторон (стейкхолдеров).

Анализ сильных и слабых сторон при применении данного стандарта для предприятий позволит выделить основное преимущество GRI — это поэтапное использование рекомендаций при составлении отчетности по устойчивому развитию и возможность подготовки отчета по одной или нескольким сферам деятельности организации с последующим распространением на другие сферы.

Серия стандартов AccountAbility (AA1000) нацелена на повышение качества нефинансовой отчетности, прозрачности, подотчетности и устойчивости бизнеса за счет максимального вовлечения групп заинтересованных сторон, учета их мнений при анализе деятельности компании.

Стандарт AA1000, в отличие от GRI, не является совокупностью норм, согласно которым компания должны составлять социальную отчетность.

AA1000 — это набор рекомендаций, которым компании необходимо следовать как при составлении отчета, так и при учете и аудите.

Преимущества стандарта AA1000 следующие:

К основным недостаткам стандартов АА 1000 можно отнести то, что разработка отчетов, требует существенных затрат на:

ISO 26000 Руководство по социальной ответственности — стандарт, который представляет руководство по принципам, основным темам и проблемам, которые лежат в основе СВБ.

Особое внимание следует обратить на международный стандарт IC CSR-08260008000, который опубликован ВОК в ответ на выход ISO 26000.

Стандарт IC CSR — 08260008000 (CSR/КСО — 2008 до внесения изменений 2011 г.) полностью соответствует требованиям ISO 26000, охватывает семь основных направлений корпоративной социальной ответственности. Преимущество данного стандарта в сравнении с ISO 26000 — это возможность сертификации в Международной системе сертификации деятельности организаций в области СВ ІНТЕРСОЦСЕРТ.

Национальные организации по качеству могут применять этот стандарт с учетом особенностей законодательства, действующего в их странах.

Стандарт IC CSR — 08260008000 разработан на основе положений Глобального договора ООН, рекомендаций Международной организации труда, а также международных стандартов ISO 26000 и SA 8000 и других международных документов, что делает данный стандарт наиболее эффективным инструментом для демонстрации успешности компании в сфере социальной ответственности и устойчивого развития предприятия.

Выводы

Рассматривая историю стандартов с точки зрения их внимания к социальным аспектам качества предприятий: персоналу, заинтересованным сторонам, наблюдается повышение интереса к социальной ответственности организаций.

Социальная ответственность и этика организации в современном представлении предполагает, что задачей предприятия является удовлетворение нужд, потребностей и интересов потребителей более эффективным и более продуктивным, чем конкуренты способами, при непременном сохранении и укреплении благополучия потребителей и общества в целом.

Список использованной литературы

  1. Егоршин, А. П. Управление персоналом: Учебник для вузов / А. П. Егоршин. — 3-е изд. — Н. Новгород: НИМБ, 2001. — 720 с.;

  2. Новицкий В.В. Особенности формирования корпоративного имиджа // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. Выпуск № 2. – 2012.

  3. Ивановская Л. В. Управление персоналом: теория и практика. Кадровая политика и стратегия управления персоналом: Учебно-практическое пособие / Л. В. Ивановская. — М.: Проспект, 2013. — 64c.;