Назад в библиотеку

Формирование корпоративного имиджа предприятия

Автор: Саенко Н.С.
Источник: Материалы Межвузовской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов по направлению Проблемы развития и внедрения систем управления, стандартизации, сертификации, метрологии в регионах Донбасса и России, Донецк 2018.

Аннотация

В статье раскрывается понятие имидж организации. Уделено внимание видам корпоративного имиджа. Анализируются структурные элементы имиджа организации, факторы, которые оказывают влияние на имидж организации. Рассматривается процесс построения и развития корпоративного имиджа.

Общая постановка проблемы

Как показывает практика и опыт работы организаций, на эффективность их деятельности оказывает влияние множество факторов. Среди этих факторов можно выделить имидж. Проблема формирования и развития имиджа актуальна и своевременна. Необходимо, чтобы организации понимали важность формирования и развития имиджа и уделяли ему особую роль.

Основная часть:

На сегодняшний день в литературе можно встретить много определений понятия корпоративного имиджа. Рассмотрим некоторые из них.

Так например, А. Ю. Панасюк дает следующее определение: имидж фирмы — это мнение о данной организации у группы людей на основе сформированного у них образа этой фирмы, возникшего вследствие либо прямого контакта с этой фирмой, либо в результате информации, полученной об этой фирме от других людей; по сути, имидж фирмы — это то, как она выглядит в глазах людей, или — что одно и то же — каково о ней мнение людей. В предложенном определении автор подчеркивает, в результате чего складывается мнение об организации у групп людей.

В представленном определении делается упор на важные аспекты имиджа организации. Действительно, на основе имиджа можно понять, что делает фирма, как делает фирма, какого качества товар (услуга), какие особенности существуют у организации и др.

У каждой организации существует имидж, даже если организация не заботиться об имидже, он есть (реальный имидж). Организации имеют свой образ в глазах внешней среды и в глазах собственного персонала (внешний и внутренний имидж). Организации заботятся о своем имидже, постоянно совершенствуя его (обновленный имидж).

Для того чтобы более точно понять корпоративный имидж, необходимо рассмотреть его структуру (модель) представленную на  рис.1.

Рисунок 1 — Модель имиджа предпринимательской структуры.

Нельзя сказать, какой из этих компонентов самый важный, ведь каждый из них оказывает на имидж свое влияние.

Имидж считается устойчивым, если он удовлетворяет следующим требованиям. Имидж компании должен быть оригинальным. В современных условиях необходимо, чтобы фирмы отличались друг от друга. Оригинальный имидж выделит компанию на рынке и позволит завоевать на нем устойчивое положение. Необходимо, чтобы имидж был адекватным, т. е. соответствовал специфике деятельности организации. Также нужно добиться, чтобы имидж был пластичным. Современные условия работы отличаются большой скоростью изменчивости, поэтому необходимо быстро приспосабливаться к этим условиям. Имидж должен быть эффективным, т. е. помогать организациям добиться желаемых результатов. Важно, чтобы имидж был соответствующим, т. е. соответствовал нормам, ценностям и требованиям, предъявляемым к организации.

Процесс формирования и развития корпоративного имиджа — это сложный процесс, который требует больших усилий и внимания. Важно, чтобы руководство и персонал организации четко понимали значимость корпоративного имиджа и прилагали максимум усилий для его развития.

На наш взгляд, процесс формирования и развития имиджа может выглядеть следующим образом (рис. 2).

Рисунок 2 — Процесс формирования и развития корпоративного имиджа.

На входе располагается первоначальный имидж; на выходе сформированный (улучшенный) имидж. После оценки первоначального имиджа мы получаем конкретные результаты существующего имиджа (первоначального имиджа). Затем начинается этап разработки конкретного плана, в ходе этого этапа формируются определенные этапы и действия. Затем наступает этап реализации плана, после которого появляется сформированный (улучшенный) имидж, который необходимо оценить.

Этап 1 — оценка первоначального имиджа. Проводится оценка образа организации. Здесь оцениваются отдельные компоненты корпоративного имиджа. Важно правильно собрать информацию. Выбор нужного источника сбора информации освобождает исследователей от лишних усилий. Возможно использовать метод опроса и анкетирования по сегментам потребителей, персонала и исследователей. Также можно воспользоваться и другими методами сбора информации. Исследование осуществляется по плану, который при необходимости можно корректировать. Собранные данные анализируются, и на их основе формируется информация о первоначальном имидже.

Этап 2 — разработка плана по развитию (улучшению) имиджа. Важно каждый раз работать над улучшением корпоративного имиджа. Для этого необходимо составить план его развития (улучшения).

Важно разработать стратегию развития, которая включает цели, задачи, миссию, конкурентные преимущества, сегменты рынка, корпоративную культуру и другие компоненты. При разработке данной стратегии важно направить ее на конкретные целевые аудитории. В качестве целевых аудиторий можно выделить следующие: потребители, партнеры, акционеры, сотрудники организации, СМИ и другие заинтересованные лица.

Этап 3 — реализация созданного плана. На данном этапе важно следовать мероприятиям разработанного плана. Успех этого этапа зависит от правильности реализации предыдущего. Реализовывать план должна специальная команда, которая имеет соответствующие знания и навыки. Этот этап требует больших усилий и много времени.

Этап 4 — оценка сформированного имиджа. После того как произошла реализация плана, необходимо оценить полученный имидж с помощью специальных инструментов и методов. Можно использовать уже существующие методы и инструменты или разрабатывать свои. По результатам оценки организация должна понять, добилась ли она запланированных результатов или нет. Если выясняется, что полученный имидж не соответствует запланированному, необходимо начать все снова.

Нужно отметить, что каждый из этапов должен сопровождаться специально созданной системой контроля. Система контроля должна работать по принципу непрерывности на каждом этапе.

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс развития имиджа должен быть непрерывным. Необходимо, чтобы организации четко понимали его важность, постоянно отслеживали и оценивали имидж. Организации должны использовать множество методов и инструментов в процессе построения и развития имиджа. Важность имиджа очевидна, поскольку он помогает организации достигать желаемых результатов. Поэтому и руководство, и персонал организации должны быть прямо заинтересованы в построении и развитии ее эффективного имиджа.

Список использованной литературы

  1. Колношенко О. В. Концепция менеджмента. Конспект лекций в схемах: Учебное пособие для вузов. — М.: Издательство Экзамен, 2007. — 286с.;

  2. Титов, С. А. Стратегия формирования и методы оценки имиджа предпринимательской структуры: дис. … канд. эк. наук / Титова С. А. — Спб. : Изд-во С.-Петерб. гос. инженерно-экономического ун-та, 2004. — 160 с.

  3. Рид, С. Эффективно ли вы поддерживаете свой корпоративный имидж / С. Рид // Маркетинг. — 2008. — № 6. — С. 86.

  4. Титов, С. А. Стратегия формирования и методы оценки имиджа предпринимательской структуры: дис. … канд. эк. наук / Титова С. А. — Спб. : Изд-во С.-Петерб. гос. инженерно-экономического ун-та, 2004. — 160 с.