Назад в библиотеку

Влияние корпоративной культуры на формирование внутреннего корпоративного имиджа

Автор: С.В. Верц
Автор перевода: Н.С. Саенко
Источник: С. В. Верц. Внутренний корпоративный имидж. — М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. — с. 120.

Аннотация

Основным элементом корпоративной культуры, в большей мере влияющим на формирование лояльности со стороны персонала, является внутренний корпоративный имидж организации, в свою очередь включающий многие компоненты корпоративной культуры. В условиях резкого обострения конкурентной борьбы и ослабления влияния на ее исход ценовых факторов рыночные позиции организаций в еще большей степени зависят от эффективности и качества труда персонала. Формирование внутреннего корпоративного имиджа в этой связи приобретает особое значение.

Основная часть:

В России под влиянием глубоких социально-экономических изменений в обществе, произошедших за последнее время, актуальность корпоративной культуры существенно возросла как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Предметом изучения корпоративной культуры являются три фактора поведения в организации: личности, группы и структура. Можно сказать, что корпоративная культура направлена на изучение того, что делают работники в организации и как их поведение (действия) влияет на результаты организации.

Для того чтобы выработать авторское понятие корпоративной культуры, можно выделить множество факторов, воздействующих на корпоративную культуру.

Целостная система факторов при их обобщении приводит нас к выводу, согласно которому можно говорить, что корпоративная культура в целом включает в себя два понятия: корпоративная культура кадров организации и поведение самой организации. Корпоративная культура кадров — совокупность человеческих установок, поведения и рабочей деятельности, групп работников, влияющих на деятельность организации, к которой они причастны. Это поведение кадров внутри организации — трудовая деятельность кадров, их поступки и поведение, оказывающие влияние на организацию. Поведение организации — понятие более широкое, комплексное, так как включает в себя деятельность организации и поведение ее кадров, и, следовательно, чтобы повлиять на поведение организации, нужно первично управлять организационным поведением ее кадров.

Изучение корпоративной культуры дает возможность контролировать уровень открытости, который необходим для действенного убеждения работников.

Современному руководителю необходимо знание закономерностей поведения организаций и поведения людей в рамках организации. Действительно, если количество возможных видов взаимодействия между людьми достигает, по оценке психологов, двухсот, то ясно, насколько сложными будут процессы в организациях, насчитывающих десятки тысяч и даже сотни тысяч взаимодействующих индивидов. Работа человека в организации представляет собой процесс постоянного взаимодействия с его организационным окружением. Каждый индивид, входя в организацию, сталкивается с проблемами развития соответствующей его психике окружающей среды и одновременно приспособления к этой среде.

Навыки работников оказывают значительное влияние на эффективность управления. Корпоративная культура позволяет улучшить навыки слушания, обратной связи, делегирования полномочий, создания производительных рабочих команд.

Разнообразие рабочей силы означает, что организации становятся более гетерогенными (разнородными) по возрасту, национальности, полу. Это затрудняет общение и выполнение поставленных задач. Менеджеры нуждаются в изменении философии своего поведения в зависимости от различий работников.

Управление в современной быстро изменяющейся среде предполагает возможность участия в принятии решений самих работников. Корпоративная культура позволяет менеджерам сформировать навыки группового принятия решений. Работниками можно управлять для того, чтобы они были открыты изменениям и нововведениям. Менеджерам необходимо стимулировать творчество работников. Корпоративная культура предлагает технику раскрытия творческих способностей. Корпоративная культура является важным фактором успешного функционирования любой организации, хотя многие руководители не осознают это в полной мере. Сплоченная, стремящаяся к единой цели команда намного эффективнее и быстрее справится с поставленными задачами, чем разобщенный коллектив работников, не чувствующий объединения с коллегами, не имеющий возможности получить от них помощь и поддержку в трудной ситуации. Корпоративная культура содержит в себе мощный потенциал позитивного влияния на трудовой коллектив, и если им умело воспользоваться, можно добиться высоких результатов как материального, так и морального плана.

Чтобы максимально эффективно использовать возможности корпоративной культуры, необходимо хорошо понимать, что она собой представляет, из каких элементов состоит, какие функции и задачи выполняет, в каких формах может проявляться. Настоящая работа не ставит целью рассматривать теоретические основы корпоративной культуры, однако необходимо, как минимум, дать ее общее определение и выделить ее основные составляющие, поскольку именно в соответствии с последними, по нашему мнению, целесообразно формировать рекомендации по совершенствованию культуры организации. При этом следует отметить, что в литературе встречается большое число подходов как к трактовкам корпоративной культуры, так и к выделению ее элементов. Синонимом проницаемости может служить понятие ширины охвата, с которой культура распространена или разделяема в среде членов организации. Степень совпадения взглядов на культуру членов группы и определяет силу проницаемости культуры внутри организации. Чем большее количество членов группы разделяют один взгляд на культуру, тем она шире, глубина её проникновения определяется количеством элементов культуры, по которым члены группы разделяют единое мнение. Если каждый сотрудник действует в противоположной своим коллегам манере, то, скорее всего, группа не сможет эффективно выполнять задачи.

Выводы

Формирование и совершенствование социально-психологического климата — это постоянная практическая задача руководителей любого ранга. Формирование хорошего социально-психологического климата требует, особенно от руководителей и психологов, понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

Среди многочисленных социальных отношений, возникающих в процессе взаимодействия людей в организации, важнейшим можно признать отношение работников к труду. Третьей психологической детерминантой внутреннего имиджа организации является удовлетворенность трудовой деятельностью.

Данное отношение складывается во многом под влиянием корпоративной культуры, оказывающей влияние на формирование внутреннего корпоративного имиджа организации.

Список использованной литературы

  1. Доблаев В. Л. Внутренний корпоративный имидж. — М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. — с. 120;

  2. Емчура Т. Коммуникативное устройство социальной регуляции. Автореф. дис. канд. социол. наук. — Белгород, 2000. с.54;

  3. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления// Опыт лучших компаний. М.: Прогресс, 1986 г. с.22–23.