ДонНТУ   Портал магистров

Хореография как вид искусства

Что такое хореография? Что мы подразумеваем под этим словом?[1]

Многие считают: хореография – это танец. Или: хореография – это балет. Понятие хореография гораздо шире. В него входят не только сами по себе танцы, народные и бытовые, классический балет. Само слово хореография греческого происхождения, буквально оно значит писать танец. Но позднее этим словом стали называть все, что относится к искусству танца. В этом смысле употребляем его и мы.

Хореография имеет три раздела: а) народный, б) бытовой (или, как мы еще называем его, бальный) танец и в) профессиональное искусство танца, в том числе классический балет.

Танец – это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики.

Хореография родилась на заре человечества: еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, танцы магического характера, воинственные. В них человек обращался к силам природы. Не умея их объяснить, он молился, заклинал, приносил им жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца, рождения ребенка или смерти врага. Все это, впрочем, можно увидеть и в наше время, в искусстве народов Африки, например. Описания танцев путешественниками и фольклористами рассказывают о жизни, обычаях и нравах различных народов.

С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, в том числе и народной хореографии.

Новые темы, новые образы, иная манера исполнения появились в танцах народов нашей страны после Великой Октябрьской социалистической революции. Родились танцы, по-иному решающие тему труда – как первой жизненной потребности, доставляющей человеку радость и удовлетворение. Это, например, русские Пряхи, Рукодельницы, Трактористы, украинские Шевчик, Урожай, белорусский Ленок, молдавский Сбор винограда, узбекский Хлопок, карельский Рыбаки и множество других.

Есть масса лирических, героических, комических, медленных и плавных или вихревых, огневых, коллективных и сольных плясок, в которых ярко и убедительно раскрывается образ наших современников. В многочисленных ансамблях народного танца, профессиональных и самодеятельных, мы видим танцы, посвященные рабочим, труженикам полей, советским воинам, партизанам, китобоям. Хорошо раскрыт в народной хореографии и образ советской женщины - свободной труженицы, героини Великой Отечественной войны.

С профессиональным искусством танца мы встречаемся еще в опере, музыкальной комедии, на эстраде, в цирке, кино, балете на льду, иногда – в драме.

Но самой сложной формой профессиональной хореографии является классический балет. Те, кто думает, что классический танец своим происхождением обязан придворным балам, глубоко заблуждается. Он основан на танце народном, который в свое время проник в салоны высшей знати. Разумеется, в первозданном виде он там исполняться не мог, так как вольная непосредственность его движений была чужда той среде. Попав туда, танец стал исполняться в совершенно иной манере, то есть благородной, более сдержанной, иногда жеманной, даже напыщенной.

Развитие танцевальной техники в салонах пошло, естественно, по иному направлению, чем это происходило в народе: ведь народ танцевал на лужайке или на земляном полу хижин, а знатные дамы и кавалеры скользили по гладкому полу, изящно вытягивая носки, плавно и важно приседая по правилам, специально выработанным придворными танцмейстерами. Длинные платья и шлейфы дам обязывали к неторопливым движениям. В XVIII веке, когда на время исчезли шлейфы, темп танца стал быстрее, появились маленькие прыжочки, также заимствованные из народных танцев.

Греческая терракотовая статуэтка танцующего менада, 3 век до н.э.

Греческая терракотовая статуэтка танцующего менада, 3 век до н.э.[2]

Музыканты и танцоры на фреске у Гробницы Небамуна

Музыканты и танцоры на фреске у Гробницы Небамуна[3]


Моё увлечение

В 1 классе, мама записала меня в танцевальный кружок, в народный ансамбль современного танца Лаванда. С течением времени, я всё больше погружалась в это занимательное занятие.

Танец

Моя увлеченность танцами, была видна не вооруженным глазом, хореографы ставили постановки в которых я принимала одно из главных мест.

С течением времени, я стала солисткой данного коллектива, количество номеров в которых я принимала участие переваливало за 10.

На выездных конкурсах, мы занимали призовые места и в групповых номерах и в сольных.

Конкурсы, тренировки, выездные концерты… все это делало мое детство более ярким, разнообразным, потому что каждый концерт был для меня как целое путешествие.

Спустя 9 лет, я стала помощником руководителя – хореографа, мы вместе придумывали новые номера и костюмы. Как солистка коллектива, я занималась с младшими детьми под присмотром хореографа.

Лучшее что можно видеть, это горящие глаза детей, которым нравится их занятие. По сегодняшний день, я с удовольствием слежу за родным коллективом, его развитием, новыми постановками и подрастающим поколением танцоров.

Использованная литература

  1. Хореография: Материалы свободной энциклопедии Википедия
  2. Терракотовая танцовщица Менада (картина): Материалы свободной энциклопедии Википедия
  3. Музыканты и танцоры на фреске у Гробницы Небамуна (картина): Материалы свободной энциклопедии Википедия