Назад в библиотеку

Конвейеры с трубчатой лентой

Автор:Сазамбаева Б.Т., Ахметова Ш.Д., Куанышев Г.И.
Источник:Технические науки - от теории к практике: сб. ст. по матер. LXI междунар. науч.-практ. конф. № 8(56). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 69-75.

Известно, что одной из основных проблем при транспортировании вредного сыпучего груза является проблема экологической защиты окружающей среды от воздействия транспортируемого груза. Другой, не менее важной проблемой является необходимость прокладывать транспортные линии в условиях плотной застройки современных городов, когда трасса должна обходить уже существующие объекты, т. е. быть криволинейной, и при этом также должно быть исключено пыление грузов и различные перегрузочные пункты. Одновременное решение указанных проблем в настоящее время все чаще осуществляется при использовании трубчатых ленточных конвейеров (ТЛК). В связи с этим герметичная транспортная установка ТЛК является весьма перспективным решением при создании экологически чистых систем транспортирования в сложных условиях. Область применения трубчатых конвейеров весьма широка и продолжает расширяться, что требует разработки научно обоснованных методових расчета [1; 5; 7].

Группой сотрудников кафедры «ПТМиГ» КазНИТУ им.К.И.Сатпаева предложен трубчатый ленточный конвейер, патент (19) KZ(13)A4(11)29011(51) бюл. № 10,15.10. 2014 [4] с формированием замкнутого лотка ленты с помощью опорных устройств, размещенных по периметру лотка, предназначеный для транспортирования сыпучих грузов по изогнутым в горизонтальной и вертикальной плоскостях трассам с укрытием транспортируемого груза от воздействия ветра и атмосферных осадков.

Для этого ТЛК (рисунок 1) состоит из бесконечно замкнутой на концевых барабанах гибкой ленты с образованием грузонесущей и нерабочей ветвей, которые в пролете между концевыми барабанами сформированы в виде лотка круглой формы в поперечном сечении с возможностью размещения внутри него на грузонесущей ветви транспортируемого груза. Опоры для ленты на грузонесущей и нерабочей ветвях выполнены в виде обоймы, состоящей из шести равноудаленных роликовых опор, кронштейны которых установлены на полукольцах, образующих с аналогичными полукольцами шестигранники, симметрично установленных относительно роликовых опор и связанных, в свою очередь, с балками, ориентированными вдоль продольной оси ленты, находящимися в вертикальной плоскости и установленными на раме посредством стоек, причем края ленты на грузонесущей и нерабочей ветвях укладываются внахлест и зеркально относительно горизонтальной плоскости. Также на участках сворачивания ленты на грузонесущей и нерабочей ветвях предусмотрены опоры, выполненные в виде обоймы, плавно сворачивающие плоскую ленту в трубу и обеспечивающие укладку краев ленты внахлест, состоящей из роликовых опор, кронштейны которых установлены на полукольцах, образующих с аналогичными полукольцами шестигранники, симметрично установленных относительно роликовых опор и связанных, в свою очередь, с рамой. Схема предлагаемого трубчатого ленточного конвейера приведена на рис. 1.

Рисунок 1 – Трубчатый ленточный конвейер
конвейером

Рисунок 1 – Трубчатый ленточный конвейер

Методика расчета трубчатого ленточного конвейера включает: патентный анализ, выбор перспективной конструкции ТЛК, определение основных параметров, параметрический анализ ТЛК, расчет распределенных сил сопротивления движению ленты, проектирование ТЛК в 3D Solid Worde и расчет напряженного состояния ленты.

На рисунке 2 представлена схема участка образования грузонесущего желоба трубчатого ленточного конвейера.

Рисунок 2 – Участок образования грузонесущего желоба трубчатого ленточного конвейера:1 – барабан; 2 – лента; 3 – груз; 4 – переходные трехроликовые опоры; 5 – первая линейная кольцевая шестироликовая опора;6 – перекрытие кромок ленты

Рисунок 2 – Участок образования грузонесущего желоба трубчатого ленточного конвейера:1 – барабан; 2 – лента; 3 – груз; 4 – переходные трехроликовые опоры; 5 – первая линейная кольцевая шестироликовая опора; 6 – перекрытие кромок ленты

В данной работе разработана модель ленточного трубчатого конвейера, позволяющая транспортировать груз в закрытой системе. Определены основные параметры: ширина ленты, диаметр ленты, свернутой в трубу, длина образования трубы. Определены усилия, действующие на роликоопоры лентой с грузом при закрытой форме ленты в трубу.

Список использованной литературы

1. Дмитриев В.Г., Сергеева Н.В. Определение распределенных сопротивлений движению ленты на прямолинейных участках трассы ленточного трубчатого конвейера // Горный информационно-аналитический бюллетень. – М. 2008. № 9. С. 245–249.
2. Дмитриев В.Г. Методика тягового расчета ленточного трубчатого конвейера / В.Г. Дмитриев, Н.В. Сергеева // ГИАБ. – М.: МГТУ, 2011. – № 7. – С. 218–228.
3. Дьяченко А.В. Обоснование метода расчета напряженного состояния сыпучего груза и нагрузок на опорные элементы при формировании желоба трубчатого ленточного конвейера. Дис. на соиск. ученой степени канд. техн. наук, Москва, МГГУ, 2006 – 123 с.
4. Куанышев Г.И. Описание изобретения к инновационному патенту «Трубчатый ленточный конвейер» KZ(13)A4(11)29011(51) бюл. № 10,15.10.2014. 5. Сазамбаева Б.Т., К?діра?ын Г Исследование параметров трубчатого ленточного конвейера // Вестник КазНТУ № 5. – Алматы, 2015, С. 104–106.
5. Сазамбаева Б.Т., Куанышев Г.И., Хадеев Н.Т., Жуманов М.А. Расчет ленточных трубчатых конвейеров. Материалы XI международной практической конференции SCIENCE WITNOUT BORDERS-2015, С. 60–65.
6. Шахмейстер Л.Г., Дмитриев В.Г. Теория и расчет ленточных конвейеров. – М.: Машиностроение, 1987. – 336 с.