Назад в библиотеку

НЕЙРОСЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Авторы: О.И. Федяев
Источник: Федяев О.И. Нейросетевая модель процесса профессионального обучения молодых специалистов / О.И. Федяев // Открытые семантические технологии проектирования интеллектуальных систем = Open Semantic Technologies for Intelligent Systems (OSTIS-2015) : материалы V междунар. науч.-техн. конф. (Минск, 19-21 февраля 2015 года)/ редкол. : В.В. Голенков (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГУИР, 2015. – С. 357-364.

Аннотация

Научная работа посвящена разработке нейросетевой модели процесса обучения студентов для агентной системы моделирования рынка труда. Эта модель имитирует процесс передачи профессиональных навыков и знаний в зависимости от личностных характеристик студентов. Система моделирования на основе искусственных агентов позволит анализировать процесс подготовки молодых специалистов и прогнозировать возможность их дальнейшего трудоустройства.

Ключевые слова: модель обучения; профессиональные знания; ментальность студента; нейронная сеть.

Введение

Рассматривается задача построения модели процесса профессионального обучения для агентной системы моделирования рынка труда, которая позволит анализировать процесс подготовки молодых специалистов, а также прогнозировать возможность их дальнейшего трудоустройства.

Сам процесс обучения, как объект исследования, является динамическим и характеризуется большой инерционностью. Последствия изменения одного из факторов можно узнать только по окончанию обучения студентов. Поэтому актуальной как в экономическом, так и в социальном плане, является разработка моделей, позволяющих оптимизировать затраты на образование и прогнозировать результаты инновационных преобразований в подготовке кадров. Однако формально (математически) описать процесс обучения не представляется возможным. В этом случае целесообразно разрабатывать имитационные модели на основе нейронных сетей, которые могут обеспечить проведение необходимых исследований по этой проблеме [Федяев и др., 2013].

Целью данной работы является разработка нейросетевой модели, способной функционально описать зависимость получаемых студентом профессиональных знаний и умений от факторов, влияющих на полноту этих знаний. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Система профессионального обучения как объект моделирования

Высшее учебное заведение, как центр подготовки квалифицированных специалистов, представляет собой распределенную систему, субъектами которой являются преподаватели и студенты, взаимодействующие в предоставленной ВУЗом учебной среде, оснащенной соответствующим оборудованием. Качество подготовки в основном зависит от следующих факторов:

Объектно-ориентированный анализ процесса подготовки молодых специалистов показал, что его субъекты взаимосвязаны, образуют распределенную, неоднородную и интеллектуальную систему. Поэтому разработка имитационной модели такой системы, которая будет использована для анализа и прогнозирования образовательных процессов, может быть успешно выполнена на основе методов агентноориентированного моделирования [Федяев и др. 2006], [Zhabska et al., 2011].

Основной функцией процесса обучения студентов как системы является передача профессиональных знаний и выработка умений у будущих специалистов решать определенные производственные задачи. Данная функция реализуется определенной совокупностью образовательных процессов: лекционные и практические занятия, производственная практика.

С позиции системного анализа [Федяев и др., 2010] процесс профессиональной подготовки специалистов реализуется сложной распределенной системой, которая состоит из автономных, взаимосвязанных, целенаправленно функционирующих элементов и находится во взаимодействии с внешней средой. Системный анализ предполагает рассмотрение функционирования системы во времени и пространстве с целью выделения основных характеристик и параметров как самой системы, так и составляющих ее процессов.

1.1. Постановка задачи анализа подготовки студентов