Назад в библиотеку

Отбор критериев оценки качества сайтов образовательных организаций

Авторы: Е.В. Федоркевич, В.О. Ветошев
Источник: Отбор критериев оценки качества сайтов образовательных организаций // Интернет-журнал Мир науки 2017, Том 5, №2.

Аннотация

Статья посвящена выбору критериев оценки веб-сайтов образовательных организаций.

Вступление

На сегодняшний день в соответствии со статьёй 29 Федерального закона № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации наличие собственного Интернет-сайта является обязательным требованием для всех типов образовательных учреждений. Основная цель данного требования заключается в информационной открытости образовательной организации. Федеральное законодательство Российской Федерации регламентирует также требования к составу и структуре информации, подлежащей обязательному размещению на сайтах образовательных организаций. Однако единых требований к составу других разделов сайта образовательной организации и формированию их информационного наполнения не выработано. Следствием этого явилось появление целого ряда официальных сайтов образовательных организаций различных типов, имеющих проблемы функционирования и юзабилити, связанные с несоблюдением стандартов веб-разработки и эргономических требований.

Авторами выполнен анализ требований к сайтам образовательных организаций со стороны законодательства Российской Федерации, стандартов веб-разработки, эргономических стандартов программных интерфейсов, выполнен анализ критериев оценки сайтов образовательных организаций, используемых при проведении конкурсов на лучший сайт и соответствующих рейтингов.

Положив в основу отбора критериев оценки качества сайтов семиотический подход, авторами выбраны и обоснованы оценочные критерии качества сайтов образовательных организаций. Учёт выявленных критериев при разработке сайта образовательной организации позволит в дальнейшем избежать проблем, связанных с функционированием, использованием и проверкой на соответствие требованиям законодательных актов Российской Федерации.

Ключевые слова: сайт образовательной организации; критерии; требования; характеристики; оценка качества; рекомендации; веб-стандарт; семантическая разметка; валидность кода; кроссбраузерность; эргономический стандарт; конкурс; рейтинг; семиотический подход

Актуальность исследования. Сегодня, в эпоху бурного развития и внедрения во все области человеческой деятельности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в условиях современного рынка электронное представительство в сети Интернет является насущной потребностью любой организации.

Образовательным организациям (ОО) Интернет-представительство предоставляет возможность позиционирования организации на рынке образовательных услуг и продвижения предоставляемых образовательных услуг к конечному потребителю. Более того, в соответствии со ст. 29 Федерального закона Об образовании в Российской Федерации наличие собственного Интернет-сайта является обязательным требованием для всех типов образовательных учреждений (ОУ). Основная цель данного требования заключается в информационной открытости ОО. Требования к составу и структуре информации, подлежащей обязательному размещению на сайтах ОО, регламентируются приказом Рособрнадзора Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нём информации.

Однако единые требования к составу и структуре других разделов сайта ОО и формированию их информационного наполнения на сегодняшний день отсутствуют. Результаты анализа сайтов ОО различных типов свидетельствуют о наличии ряда типичных проблем их использования: сложная и запутанная структура, использование формального подхода при отборе контента сайта (в структуру сайта включены только те разделы и документы, которые регламентируются нормативно-правовыми актами РФ), контент сайта ориентирован только на сотрудников или только на учеников данного ОО. Ряд сайтов ОО разрабатывался лишь формально, для отчётности, ради соответствия требованиям законодательства, не предполагая их дальнейшей эксплуатации и поддержки.

На основе анализа опыта использования сайтов ОО, анализа требований нормативноправовых актов РФ к сайтам ОО, обзора рейтингов и конкурсов сайтов ОО различных типов были выявлены противоречия, требующие конструктивного решения:
– между потребностью ОО в наличии официального сайта, способного сформировать у целевой аудитории пользователей позитивное представление о данной ОО и удовлетворить актуальные и превентивные информационные запросы различных категорий пользователей, и отсутствием единых требований к структуре и информационному наполнению официальных сайтов ОО;
– между необходимостью проведения оценки качества сайтов ОО и отсутствием единого подхода к отбору критериев оценивания.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: отбор критериев оценки качества сайтов ОО с перспективой их дальнейшего использования разработчиками для повышения информационной значимости контента для различных групп пользователей (учащихся, преподавателей, работников и родителей) и представительских качеств указанных Интернет-ресурсов. Решение данной проблемы составило цель исследования.

Теоретико-методологической базой исследования выступили теоретические положения о развитии единого информационного образовательного пространства (Е.С. Полат, Т.С. Яшина); теоретические положения веб-разработки и эргономики пользовательских интерфейсов (А. Купер, С.Ф. Сергеев, В.В. Головач, А.А. Попов), критерии и методики оценки качества образовательных веб-сайтов (А.В. Могилев, Т.С. Яшина), критерии оценки качества наполнения сайтов ОУ (И.Б. Мылова, Д.Б. Сугак).

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных источников, системно-семиотический анализ, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, метод экспертных оценок (метод Дельфы), методы статистической обработки информации (сравнение, ранжирование, математическая статистика).

Отбор критериев оценки качества сайтов ОО существенно опирается на целевое назначение сайта ОО, концепции веб-разработки, принципы, рекомендации и требования эргономических стандартов к пользовательским интерфейсам, требования законодательства Российской Федерации к информационному наполнению и структуре раздела сайта ОО, содержащему сведения об ОУ, его структуре и основных аспектах его деятельности, а также к форме представления и защите информации, размещенной на сайте ОУ.

Анализ требований к сайтам образовательных организаций

Целевым назначением официального сайта ОО является позиционирование организации в сети Интернет, из чего следует, что информационный контент сайта должен быть ориентирован на повышение востребованности образовательных, методических, информационных и других видов услуг, предоставляемых этим ОУ.

Для достижения этой цели контент сайта ОУ должен решать две основные задачи: вопервых, формировать у целевой аудитории пользователей сайта позитивного представления об ОУ, его особенностях и уникальных чертах; во-вторых, удовлетворять актуальные и превентивные информационные запросы различных категорий пользователей сайта о деятельности ОУ и предоставляемых им услугах.

Таким образом, одним из основных критериев оценки качества контента сайта должна выступать степень соответствия информационного контента сайта целям его создания и функционирования.

С точки зрения веб-разработки сайту ОО предъявляются такие же требования, как и к сайтам любых других типов, а именно:
1. Соответствие современным стандартам веб-разработки. Основными положениями современных веб-стандартов являются:
– разделение содержания, представления и поведения веб-страницы;
– использование семантической разметки;
– валидность кода веб-страницы (исходного кода разметки, кода CSS, кода скриптов клиентской стороны).

Первое положение предполагает три аспекта рассмотрения любой веб-страницы, передаваемой клиенту сервером. Первый аспект – рассмотрение веб-страницы с точки зрения её содержания, т.е. её информационного наполнения, контента. Содержание веб-страницы обладает определённым внутренним устройством – структурой – сочленением частей содержания, его смысловых единиц - заголовков, разделов, абзацев основного текста, иллюстраций, списков, определений и пр. Для структурирования контента веб-страниц в вебразработке используется языки разметки HTML, XHTML, XML.

Второй аспект – представление – связан со способом отображения или воспроизведения контента веб-страницы. Представление может быть визуальным (например, внешний вид вебстраницы на большом экране монитора настольного компьютера или ноутбука, на маленьком экране мобильного устройства, на листе бумаги после распечатки), аудиальным (воспроизведение текста страницы речевым браузером), тактильным (при выводе контента вебстраницы на механическую строку Брайля для незрячих людей) и пр. Для управления представлением веб-страницы используются каскадные таблицы стилей (CSS).

Третий аспект связан с изучением поведения веб-страницы. Под поведением понимают динамическое изменение содержания, структуры и представления веб-страницы в зависимости от действий пользователя или каких-либо других событий. Для решения задачи управления поведением используется объектная модель DOM (Document Object Model) и клиентский язык сценариев JavaScript.

Второе положение стандартов веб-разработки акцентирует внимание разработчика на использовании при вёрстке веб-страниц семантической разметки. Под семантической разметкой будем понимать использование HTML-тегов разметки согласно смысловой нагрузке структурных элементов веб-страницы. Семантическая вёрстка позволяет более точно определять значимость отдельных элементов веб-страницы и всего текста в целом при отображении веб-страницы пользователю.

Под валидностью кода понимают соответствие исходного кода сайта формальным требованиям спецификаций HTML, CSS и XHTML консорциума W3C (World Wide Web Consortium). Для проверки кода сайта на валидность консорциумом W3C был разработан специальный инструмент – валидатор (validator), – позволяющий выполнить проверку кода сайта в автоматическом режиме.

Соблюдение веб-стандартов при разработке сайтов позволит обеспечить: (а) ускорение загрузки и рендеринга веб-страниц; (б) облегчение возможной машинной обработки контента; (в) гибкость в отношении различных сред и устройств вывода информации; (г) доступность контента веб-страниц для пользователей с ограниченными возможностями (в первую, для незрячих и слабовидящих людей); (д) доступность контента для пользователей устаревших, а также консольных и прочих экзотических браузеров; (е) совместимость верстки с современными графическими браузерами и всеми последующими их версиями; (ж) облегчение процесса разработки веб-сайтов.

2. Кроссбраузерность

Под кроссбраузерностью понимают корректность отображения веб-ресурса в различных обозревателях, чаще всего при этом учитываются лишь наиболее распространенные браузеры - Mozilla, Internet Explorer, Safari, Google Chrome, Opera и Netscape. При просмотре сайта в этих браузерах не должно наблюдаться развалов верстки и подаваемый материал должен быть одинаково читабелен.

Развитие ИКТ, вычислительных систем и их программного обеспечения в сфере создания искусственных и виртуальных сред, коммуникационных технологий, реализующих сложные формы взаимодействия человека с техникой, привело к зарождению ряда научнопрактических дисциплин инженерной психологии, эргономики, изучающих и учитывающих человеческий фактор при функционировании и проектировании сложных систем и сред.

Рекомендации и требования, выдвигаемые к веб-сайтам со стороны эргономики программного обеспечения, позволяют, во-первых, избежать проблем с юзабилити (usability), во-вторых, способствуют увеличению уровня доступности веб-сайта.

Юзабилити (Usability Engineering) одно из интенсивно развивающихся направлений эргономики, занимающееся решением задач, связанных с проектированием интерфейсов компьютерных систем. В российских эргономических стандартах по человекоориентированному проектированию компьютерных интерактивных систем, включая интернетсайты, ГОСТ Р ИСО 9241-210-20124 и ГОСТ Р 55241.1-20125 , идентичных международным стандартам ISO/TR 9241-100:20106 и ISO/TR 9241-210:20107 , вместо термина юзабилити используется термин пригодность использования. Пригодность использования (по ГОСТ Р ИСО 9241-210-2012) — это свойство продукции, при наличии которого установленный пользователь может применить продукцию в определенных условиях использования для достижения установленных целей с необходимой результативностью, эффективностью и удовлетворенностью».

Разработка сайта с учётом требований эргономики с точки зрения авторов статьи The Concept of Ergonomics может быть определена как способность эффективно реагировать на потребности пользователей и обеспечивать им комфорт при просмотре страниц сайта. Основными критериями качества сайта авторы предлагают считать:
– лаконичность: лаконичный сайт укрепит доверие к организации, сайт не должен быть перегружен мультимедийной информацией (графикой, анимацией, видеороликами);
– чёткость: это свойство подразумевает читабельность текста на страницах сайта, структурированность информации, расположение информации по убыванию степени важности, простоту определения местоположения на сайте по URLадресу страницы, однородность структуры страниц сайта (элементы содержания должны располагаться на одних и тех же местах на всех страницах сайта);
– скорость: время загрузки страницы сайта не должно превышать 15 секунд, мультимедийная информация должна быть оптимизирована по размеру (размер изображений на веб-страницах не должен превышать 30-40 Кб, в случае, когда есть необходимость в изображениях высокого качества, рекомендуется предлагать пользователю скачать изображение по ссылке);
– взаимодействие: наличие достаточного количества ссылок для перемещения между страницами и фрагментами страниц сайта, но, в то же время, отсутствие перегруженности гипертекстовыми связями, использование сегментирования информации (вниманию пользователя предоставляется только фрагмент информации с веб-страницы с возможностью дальнейшего перехода по гиперссылке для просмотра полнотекстового варианта страницы), удобный аппарат ориентировки, наличие средств обратной связи;
– адаптивность: возможность персонализировать сайт при помощи вмешательства пользователя (например, изменить размер шрифта);
– доступность: возможность использования сайта пользователями с разными возможностями здоровья и обладающими различными аппаратным и программным обеспечением, использование универсальных форматов файлов, использование альтернативного текста для элементов мультимедиа, обеспечение возможности использования сайта при отключенных таблицах стилей.

Как уже говорилось ранее, Федеральное законодательство РФ регламентирует требования к информационному наполнению и структуре раздела сайта, содержащему сведения об ОУ. В соответствии с требованиями приказа Рособрнадзора Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нём информации [9] сайт должен содержать специальный раздел Сведения об образовательной организации, доступ к которому должен осуществляться с главной страницы сайта и из основного навигационного меню, а страницы раздела должны быть доступны без дополнительной регистрации. Кроме того, указанным нормативно-правовым актом регламентируется структура раздела Сведения об образовательной организации, его информационное наполнение, а также форматы представления информации на сайте ОУ.

При выборе критериев оценки качества сайтов ОУ нельзя оставить без внимания критерии, использующиеся при оценке веб-сайтов организаторами различных конкурсов на выявление лучших сайтов в разнообразных категориях, включая образовательные сайты и сайты.

Одним из самых популярных проектов в этом направлении – Общероссийский рейтинг школьных сайтов. Рейтинг представляет собой обширную обновляемую базу данных сайтовучастников ОО, которая отсортирована в соответствии с их экспертными оценками. Учредителями данного проекта являются – АНО ВО Российский новый университет и ОАО Издательство Просвещение. В данном конкурсе могут принять участие официальные сайты общеобразовательных учреждений, дошкольных ОУ, сайты учреждений дополнительного образования и сайты школьной тематики. Для оценки сайтов каждой категории организаторами используется собственная таблица критериев. Из анализа представленных на сайте проекта критериев следует, что на данном конкурсе основную роль играет содержание сайта, наличие обязательных разделов и правильное оформление.

Другой, не менее популярный конкурс на лучший сайт в Рунете носит название Золотой сайт. Данный конкурс имеет множество номинаций, в которых могут принимать участие любые организации, в том числе и образовательные. Критерии, по которым проводится оценка сайтов, недоступны для изучения, но опираясь на информацию о победителях в различных номинациях, можно сделать вывод, что большую роль в данном конкурсе играет качественная верстка, красивый дизайн, удобство использования и творческих подход к разработке.

На основе рассмотренных выше требований и рекомендаций к содержанию, структуре и представлению информации на веб-сайте, удобству использования и задач, которые призван решать сайт, приведем требования, опираясь на которые будет составлена анкета для оценивания качества сайтов.

Отбор критериев оценки качества сайтов

В основу отбора требований к сайту нами был положен семиотический подход, в соответствии с которым любой анализируемый объект может рассматриваться как знаковая система и, следовательно, должен исследоваться с учётом трёх семиотических аспектов - синтаксического, семантического и прагматического.

При анализе сайта синтаксический аспект связан с формой представления информации на сайте, семантический аспект – с содержанием (смысловым наполнением) сайта и структурой информации, прагматический аспект – с удобством использования сайта целевыми группами посетителей сайта.

Рассмотрим каждый из аспектов подробнее

Суть синтаксического аспекта заключается в оптимизации используемых для представления информации на сайте знаковых средств (систем). Синтаксическая подсистема веб-сайта позволяет подробнее раскрыть категорию информация, не ограничивать её представление только вербальным или словесным текстом, а учитывать альтернативные знаковые системы: иллюстративные, знаковые, цифровые и т.д. Особо стоит отметить синтактику динамических знаковых средств – компьютерных, аудиовизуальных, экранных и так далее, для их использования требуются специальные технические средства.

Синтаксический аспект связан с формой представления информации на сайте и отвечает за соблюдение необходимых требований со стороны эргономических стандартов и законодательства РФ к форме представления информации на сайте.

Семантическая подсистема раскрывает смысловой, содержательный и логический аспект контента сайта. Она может быть конкретизирована в виде подсистем частного порядка, в роли которых могут выступать различные научные и логические методы.

С точки зрения прагматического аспекта веб-сайт оценивается по его практической пользе для целевой аудитории сайта. Таким образом, прагматический аспект отражает потребительские свойства веб-сайта [5] и проявляется только при наличии единства информационного контента сайта, потребностей пользователя и цели создания и функционирования веб-сайта.

С учётом вышеизложенной идеи нами были определены три категории требований к сайтам – синтаксические, семантические и прагматические, – в каждую из которых были отобраны соответствующие целевому назначению сайта, требованиям законодательства РФ к информационному наполнению и структуре сайта, рекомендациям и требованиям стандартов веб-разработки, принципам, рекомендациям и требованиям эргономических стандартов к пользовательским интерфейсам характеристики веб-сайтов:

КАТЕГОРИЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ

I. Требования к представлению информации на сайте:
I.1. Отсутствие грамматических и синтаксических ошибок.
I.2. Соответствие требованиям, предъявляемым к физическому представлению документов на сайте:
I.2.а) документы представлены в распространенных форматах (.PDF, .DOC, .DOCX, .XLS, .XLSX, .ODT, .ODS);
I.2.б) максимальный размер файла документа не превышает 15 МБ;
I.2.в) отсканированные документы имеют разрешение не менее 75 dpi.
I.3. Соответствие требованиям, предъявляемым к мультимедийным материалам:
I.3.а) все изображения оптимизированы по размеру;
I.3.б) пропорции изображений не нарушены;
I.3.в) отсутствуют изображения с низким разрешением;
I.3.г) мультимедийный материал не нарушает авторских прав.

КАТЕГОРИЯ СЕМАНТИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ

II. Требования к содержанию сайта
II.4. Логические качества информационного наполнения сайта:
II.4.а) объективность;
II.4.б) достоверность;
II.4.в) актуальность;
II.4.г) доступность;
II.4.д) оперативность;
II.4.е) структурированность.

II.5. Соответствие структуры сайта требованиям нормативно-правовых актов:
II.5.а) наличие общей информации;
II.5.б) информация о структуре и органах управления;
II.5.в) раздел, содержащий формы, сроки обучения и аккредитацию;
II.5.г) наличие учебных планов, программ, стандартов;
II.5.д) информация о руководителе организации;
II.5.е) информация о педагогическом коллективе с указанием уровня образования, квалификации и опыта;
II.5.ж) сведения о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности;
II.5.з) данные об инновационной деятельности;
II.5.и) данные о финансовой деятельности;
II.5.к) отчёт о результатах самообследования;
II.5.л) публичный доклад.

II.6. Соответствие содержания следующих разделов требованиям нормативноправовых актов:
II.6.а) раздел Сведения>/q>;
II.6.б) подраздел Основные сведения;
II.6.в) подраздел Документы;
II.6.г) подраздел Образование;
II.6.д) подраздел Образовательные стандарты;
II.6.е) подраздел Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав;
II.6.ж) подраздел Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса;
II.6.з) подраздел Стипендии и иные виды материальной поддержки;
II.6.и) подраздел Платные образовательные услуги;
II.6.к) подраздел Финансово-хозяйственная деятельность;
II.6.л) подраздел Вакантные места для приема (перевода).

КАТЕГОРИЯ ПРАГМАТИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ

III. Охват всех категорий пользователей сайта:
III.7. Предусмотрен информационный раздел для учащихся.
III.8. Предусмотрен информационный раздел для сотрудников.
III.9. Предусмотрен информационный раздел для родителей.
III.10. Предусмотрен информационный раздел для случайных посетителей (абитуриенты, выпускники и т.д.).

IV. Эргономические и функциональные требования: IV.11. Отсутствие обилия графики и анимации, утомляющей посетителя.
IV.12. Тест читабелен и не сливается с фоном.
IV.13. Время загрузки страниц сайта оптимизированно.
IV.14. Меню сайта структурированно и интуитивно понятно.
IV.15. Предусмотрена возможность обратной связи (гостевая книга, форум, комментарии).
IV.16. Наличие админ-панели для редактирования сайта.
IV.17. Шаблон сайта уместен и соответствует тематике.
IV.18. Валидность кода веб-сайта.
IV.19. Кроссбраузерность.
IV.20. Кроссплатформенность.
IV.21. Наличие версии для слабовидящих посетителей.
IV.22. Бесперебойный доступ к сайту.
IV.23. Отсутствие рекламных баннеров.
IV.24. Сайт защищен от хакерских атак.

В приведённом списке критериев римские цифры обозначают основные группы отдельных параметров веб-сайта внутри выделенных категорий. Арабскими цифрами пронумерованы основные оцениваемые параметры веб-сайта, для оценки отдельных параметров требуется проверить их соответствие нескольким показателям (такие показатели пронумерованы буквами русского алфавита). При возможной экспертной оценке эта последовательность критериев может быть изменена, а некоторые параметры детализированы. В представленном варианте перечень критериев насчитывает 24 позиции.

Раскроем характеристики III.7-III.10 категории прагматических требований.

В информационном разделе для учащихся может располагаться информация о предстоящих олимпиадах, конкурсах, кружках; дополнительных услугах; правила распорядка. Если брать во внимание сайты школ, то в нём необходимо разместить схему безопасного пути в школу, также будет полезна информация о ГИА и ЕГЭ, можно разместить учебную литературу для самоподготовки к экзаменам. Большую популярность набирают электронные дневники и портфолио учащихся, ссылки на которые также необходимо разместить в данном разделе.

Информационный раздел для сотрудников, в первую очередь, ориентирован на педагогический состав. Он должен предоставлять возможность преподавателям делиться своими методическими разработками с коллегами и другими заинтересованными пользователями. Здесь может располагаться информация о достижениях педагогов, преподавательское расписание, информация о курсах повышения квалификации, доступных вакансиях и конференциях.

В информационном разделе для родителей, в первую очередь, необходимо разместить информацию о документах, необходимых для поступления в учебную организацию, контактную информацию для связи с руководством, информацию о распорядке дня. Важным инструментом, которым пользуются родители, является Электронный дневник, в связи с чем, в данный раздел можно поместить инструкцию по доступу к данному инструменту.

Для случайных посетителей сайта будет интересна информация о жизни (новости, выставки, участие в мероприятиях и конференциях), абитуриентов заинтересует информация о поступлении (вступительные испытания, факультеты, необходимые документы).

Выбранные критерии оценки качества сайта предполагается апробировать при проведении экспертной оценки сайтов на основе метода Дельфы.

Отбор критериев для оценки качества сайтов позволил сформировать схему параметров, которые отражают современные требования к сайтам со стороны вебразработки, эргономики программных интерфейсов, законодательства РФ. Учёт выбранных критериев при разработке сайта позволит в дальнейшем избежать проблем, связанных с функционированием, использованием и проверкой на соответствие требованиям законодательных актов РФ.

Выявленные критерии могут быть применены для проведения конкурсов на выявление лучших сайтов и составления общего рейтинга лучших ресурсов.

Литература

1. Гречихин А.А., Древс Ю.Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация: Учеб.-метод. пособие в помощь авт. и ред. – М.: Логос: Московский государственный университет печати, 2000. – 255 с.

2. Золотой сайт. [Электронный ресурс]. 1997-2017. URL: goldensite.ru (дата обращения: 29.03.2017).

3. Критерии наполнения сайтов образовательных учреждений, победителей ПНПО, ресурсных центров: методическое пособие / И.Б. Мылова, Т.И. Измайлова; под. ред. И.Б. Мыловой. – СПб.: СПбАППО, 2010. – 32 с.

4. Ломов А. Веб-стандарты: ключевые концепции и плюсы применения [Электронный ресурс] // Энциклопедия сайтостроения, 2014-2017. URL: http://site.nic.ru/node/478 (дата обращения: 27.03.2017).

5. Николаев Е.А., Хуторской А.В. Образовательный сайт в деятельности учеников и педагогов: результаты дистанционного курса // Интернет-журнал «Эйдос». – 2004. URL: http://eidos.ru/journal/2004/0622-04.htm (дата обращения: 27.03.2017).

6. Общероссийский рейтинг школьных сайтов. [Электронный ресурс]. 2010-2017. URL: rating-web.ru (дата обращения: 29.03.2017).

7. Федоркевич Е.В. Создание и ведение сайта образовательного учреждения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации // Царскосельские чтения. 2016. №XX. С. 195-199.

8. Яшина Т.С. Оценка качества образовательных веб-сайтов как фактор развития единого информационного образовательного пространства: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 Воронеж, 2005. – 206 с.