Назад в библиотеку

Автоматизация работы приемной комиссии учебного заведения при проведении вступительных испытаний

Автор: Гимадеев К.Д., Чередникова О.Ю.
Источник: Сборник материалов VII Международной научно-технической конференции в рамках III Международного Научного форума Донецкой Народной Республики — г. Донецк, ДонНТУ — 2017, с. 275-280.

Аннотация

Гимадеев К.Д., Чередникова О.Ю. Автоматизация работы приемной комиссии учебного заведения при проведении вступительных испытаний. Разработано программное обеспечения, обеспечивающее ввод оценок и формирование экзаменационных ведомостей для автоматизации процесса приемной комиссии ДонНТУ .

Ключевые слова: база данных, автоматизация, программное обеспечение.

Постановка проблемы

Приемная комиссия вуза решает широкий круг задач, таких как учет абитуриентов и результатов сдачи экзаменов, зачисление абитуриентов, формирование отчетности. Ее работа является одной из важнейших составляющих деятельности учебной части вуза. Обычно в состав приемной комиссии входит не менее десяти работников, которые принимают документы у абитуриентов и занимаются составлением отчетности. В большинстве вузов все эти задачи выполняются вручную.

Цель статьи –разработать программное обеспечение для ввода оценок и формирования экзаменационных ведомостей для автоматизации процесса приемной комиссии.

Выбор инструментальных программных средств разработки.

Для написания программы используется язык программирования C# 6.0. Данный выбор обусловлен такими преимуществами данного языка программирования, как скорость разработки, большой ассортимент сторонних библиотек, простота и лаконичность синтаксиса[1]. Разработка осуществлялась в среде разработки Microsoft Visual Studio 2015. В качестве СУБД используется Microsoft SQL Server 2008[2]. Для разработки использовался Entity Framework. Entity Framework (EF) — это объектно-реляционный модуль сопоставления, позволяющий разработчикам .NET работать с реляционными данными с помощью объектов, специализированных для доменов[3]. Это устраняет необходимость в написания большей части кода для доступа к данным, который обычно требуется разработчикам.

Разработка.

Для реализации поставленной задачи создадим следующие таблицы:

Программа разрабатывается с использованием паттерна MVVM. Создадим отдельные формы для каждой операции:

В окне авторизации расположим поля ввода данных, необходимых для авторизации в базе данных. Подключение осуществляется с помощью класса MySqlConnection, который находится в пространстве имен MySql.Data.MySqlClient. При успешной авторизации откроем форму главного окна программы. Тут расположим элементы управления, необходимые для заполнения ведомости, а так же элементы управления, необходимые для работы с программой, а именно: кнопка открытия формы выбора ведомости; кнопка вызова диалога создания новой ведомости; кнопки утверждения и снятия утверждения ведомости (их сделаем доступными только при условии, если ведомость открыта); кнопка формирования ведомости в .doc файл; кнопка выхода из программы.

При вызове формы открытия ведомости будем получать список ведомостей из таблицы ank_ved и выводить их на форму в элемент управления DataGrid.

При открытии ведомости происходит получение списка абитуриентов, относящихся к данной ведомости с помощью метода GetAbits(), и получения списка оценок с помощью метода GetMarkList(). На этапе ввода оценки выполняется проверка: присутствует ли студент с заданным id_foto в данной ведомости. За это отвечает метод isExist(). В качестве входного параметра этого метода указывается id_foto абитуриента, возращаемое значение – bool: true – если абитуриент присутствует, иначе – false.

При печати ведомости данные о ведомости, абитуриентах и оценках будут заноситься в заранее подготовленный файл шаблона документа. Работа с Word документами реализуется с помощью классов Application и _Document, расположенных в пространстве имен Microsoft.Office.Interop.Word библиотеки Microsoft Word 11.0 Object Library. После окончания формирования документ будет автоматически запущен.

Анализ работы ПО.

Программа устроена следующим образом: при запуске программы перед пользователем появляется окно авторизации, где пользователь должен ввести данные для авторизации – логин и пароль. Так же пользователь может самостоятельно указать адрес сервера, на котором хранится база данных, и, собственно, указать, с какой именно базой данных предстоит работать.

В случае успешной авторизации перед пользователем появляется основное окно программы. Из него пользователь может создать новую ведомость или же открыть уже существующую. Так же в этом окне присутствует интерфейс отображения информации об открытой ведомости, а так же интерфейс ввода оценок для абитуриентов, относящихся к данной ведомости. Когда ведомость открыта, пользователь имеет возможность вводить список оценок, утверждать или снимать признак утверждения ведомости, а так же формировать ведомость в .doc файл.

Изображение главного экрана программы представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. Главное окно программы

Рисунок 1. Главное окно программы

При создании ведомости перед пользователем появляется окно, где он может выбрать тип испытания и конкретное испытание.

При открытии ведомости перед пользователем появляется окно с возможностью выбора уже созданных ведомостей с информацией о них (например, количество абитуриентов в данной ведомости и признак ее утверждения). Имеется возможность поиска и сортировки ведомости. Интерфейс окна открытия ведомости приведен на рисунке 2.

Рисунок 2. Диалог открытия ведомости

Рисунок 2. Диалог открытия ведомости

Когда ведомость открыта и не утверждена, пользователь имеет возможность редактировать оценки и вводить новые. Оценки вводятся с помощью специального интерфейса в окне главной программы. Для ввода оценки нужно ввести ид фото абитуриента и, собственно, саму оценку. Если ведомость – экзаменационная, то так же вводится шифр работы. После ввода ид фото абитуриента справа отображается ФИО абитуриента, что помогает убедиться в правильности ввода. Так же реализован механизм защиты: при открытии ведомости из базы подгружается список ID фотографий абитуриентов. Введенный ID фото проверяется на наличие в списке. Если такого нет – выдается сообщение об ошибке.

После утверждения ведомости ввод и удаление оценок не доступен. Утвердить и снять утверждение возможно в любой момент.

При печати ведомости формируется документ, в который заносится следующая информация:

Эффективность внедрения ПО.

Для начала рассмотрим что-же понимается под эффективностью. В данном случае эффективность это соотношение между полученными в результате внедрения программы преимуществами и силами, затраченными на внедрение. Очевидно, что документооборот во время приемной комиссии колоссален, а следовательно обработка информации весьма затратна по времени. Внедрение системы автоматизации позволяет значительно ускорить процесс работы сотрудников, облегчает поиск необходимой информации, а также обеспечить более высокую сохранность данных и уменьшить количество «механических» ошибок. Появляется возможность редактирования данных в случае возникновения ошибки либо появления более актуальной информации. Так как приемная комиссия работает каждый год, следовательно, средства, облегчающие работу персонала, оправдывают любые силы, затраченные на их разработку.

Выводы.

В ходе проделанной работы была разработана программа, обеспечивающая реализацию модуля приемной комиссии «Ввод оценок». В ходе дальнейших исследований планируется оптимизировать структуру базы данных, разработать модуль автоматизации составления расписания экзаменов, реализовать функции зачисления.

Список использованной литературы

1. Выбор между C++ и C# // Habrahabr [электронный ресурс]. [2015]. URL: https://habrahabr.ru/post/262461/
2. Обзор платформы Microsoft SQL Server 2008 [электронный ресурс] // Open Systems Publications: [сайт]. [2010]. URL: https://www.osp.ru/resources/izones/mssql/platform/platform_1.html
3. Entity Framework // MSDN [электронный ресурс]. [2013]. URL: https://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/gg696172(v=vs.103).aspx