Назад в библиотеку

Определение требований к интеллектуальной информационной системе учета заказов такси

Автор: Горлов Е.Д., Миненко А.С., Сорокин Р.А.
Источник:

Аннотация

Горлов Е.Д., Миненко А.С., Сорокин Р.А. Определение требований к интеллектуальной информационной системе учета заказов такси. Рассмотрена проблема систем учета заказов такси. Определены основные виды требований к системе. Проведен обзор возможных подходов к интеллектуализации информационной системы учета заказов такси.

Общая постановка проблемы

В связи с развитием рыночных отношений в Донецкой Народной Республике и необходимостью сокращения разрыва в технологическом отставании, актуальным становится эффективное использование новых информационных технологий. Информационный бизнес, являясь составной частью бизнеса, придает общее ускорение развитию экономики.

На экономику предприятий, связанных с эксплуатацией вычислительной техники и программного обеспечения влияют несколько факторов. Первый связан с динамическими изменениями в среде пользователей продуктов и услуг. В новых условиях пользователи экономно относятся к средствам, рационально стараются пользоваться услугами вычислительных центров. Второй - массовое использование персональных ЭВМ, которые существенным образом изменили структуру парка ЭВМ и программного обеспечения. Третий - изменение формы собственности предприятий, тем самым изменилась ситуация на информационном рынке. Четвертый - зародившийся и развивающийся рынок программных продуктов и услуг.

В результате влияния этих факторов, как следствие, возникает повсеместное распространение персональных ЭВМ, и сопутствующих им компьютерных составляющих и принадлежностей (модемы, принтеры, сканеры и т. д.), а также программных продуктов обслуживающих эту технику или решающую иные производственные и экономические задачи (ОС Windows, программы 1C, Adobe Photoshop и т.д.).

Исследование технологий

Исходя из современных требований, предъявляемых к качеству работы диспетчерского персонала такси, нельзя не отметить, что эффективная работа его всецело зависит от уровня оснащения диспетчерского пункта цифровым оборудованием, таким как компьютеры, программное обеспечение, средства связи, копировальные устройства. В этом ряду особое место занимают базы данных и другое программное обеспечение, связанное с их использованием в качестве инструмента для рационализации труда диспетчера.

Их использование позволяет сократить время, требуемое на подготовку конкретных задач, уменьшить затраты при их реализации, исключить возможность появления ошибок в обработке заказов, отчетной и других видов документации, что дает для фирмы прямой экономический эффект. Естественно, для раскрытия всех потенциальных возможностей, которые несет в себе использование баз данных, необходимо применять в работе комплекс программных и аппаратных средств максимально соответствующий поставленным задачам. Поэтому в настоящее время у малых предприятий велика потребность в компьютерных программах, поддерживающих и согласующих работу управленческого звена фирмы, а также в информации о способах оптимального использования имеющегося у фирмы компьютерного оборудования.

Целью разработки является автоматизация диспетчерской службы такси, путем внедрения программного обеспечения, обеспечивающего обработку полученных заказов, ведения статистики и формирования отчетов, а также установки системы многоканальной аудио-регистрации для записи телефонных разговоров на жесткий диск.

При объективном анализе диспетчерской службы такси, можно сделать вывод, что на сегодняшний день данная структура нуждается в серьезном усовершенствовании. Об этом говорит то, что отсутствие скоординированного управления, необходимой материальной части такой как компьютер и автоматизации некоторых элементарных, но трудоемких операций ведет к резкому снижению эффективности работы организации.

Все методы обработки заказов, хранения информации и формирования отчетной документации давно устарели, а отсутствие объективного контроля всех телефонных переговоров, а также современной системы контроля расположения автомобилей в городской черте к резкому снижению эффективности управления.

Это позволяет сделать вывод о том, что деятельность диспетчерской службы такси нуждается в качественном улучшении и изменении технологической и информационной среды. Например, оснащение диспетчерского пункта оргтехникой, организация локальной вычислительной сети, а также разработка и внедрение информационной системы на основе БД приведет к существенному улучшению системы управления без привлечения дополнительного персонала. А внедрение цифровой системы многоканальной аудио регистрации позволит организовать запись, хранение, контроль и анализ всех телефонных и радио-переговоров сотрудников диспетчерского пункта.

Внедрение системы автоматизации диспетчерской службы такси позволит существенно увеличить производительность дежурной смены, что приведет к увеличению числа обслуживаемых заказов и повышению эффективности работы диспетчерской службы в целом, без привлечения дополнительного диспетчерского персонала.

Основными факторами улучшения являются:

  • экономия времени;
  • хранение больших объемов информации;
  • быстрое составление отчетной документации за любой период времени.
  • Установка системы многоканальной аудио-регистрации позволит записывать все телефонные разговоры, а также переговоры диспетчера и водителей на жесткий диск одного из компьютеров сети. Это открывает большие возможности перед администратором при анализе процесса получения и обработки заказов, а также исключения возможности обмана.

    Модель, по которой должна функционировать моделируемая система, кратко характеризуется следующим образом:

  • заказы такси поступают по телефону, описание заказа включает номер телефона заказчика, время поступления (заполняется автоматически), адрес подачи автомобиля, конечный район, и необязательный комментарий, касающийся дополнительных параметров заказа;
  • при получении заказа можно указать время, в течение которого клиент готов ждать, а также является ли заказ предварительным: такой заказ помещается в отдельный список;
  • после выбора водителя и вида завершения заказ считается выполненным и помещается в список выполненных заказов, заказ может быть выполнен успешно, а может быть не выполнен по разным причинам.
  • Существуют загородные заказы, за каждый такой заказ водителю начисляется определенное количество баллов. При получении загородного заказа преимущество имеет водитель с наименьшим количеством баллов для более равномерного ранжирования водителей и исключения неправомерного распределения более выгодных заказов по исполнителям.

    Современная система автоматизации это серьезный проект, отвечающий всем требованиям технического прогресса. Для поддержания связи с диспетчером на машинах устанавливаются радиостанции.

    Диспетчер должен владеть информацией о местонахождении каждого водителя. Распределение заказов осуществляется с учетом местонахождения каждого водителя и минимального расстояния между водителем и заказанным местом. В случае отсутствия администратора, диспетчер имеет право на формирование водительской смены и замене водителя. Смена диспетчера, оператора и водителей осуществляется каждые 12 часов в 07.00 и в 19.00. Перед сменой водителей администратор формирует новую водительскую смену с учетом наличия свободных водителей и информирует об этом диспетчера. Оператор, получая заказ, указывает дату, время, адрес, телефон, пункт назначения и время выполнения заказа. Затем обработанный заказ передается диспетчеру. Диспетчер с учетом расположения водителей распределяет заказ.

    Вся информационная система управления диспетчерской службы такси должна быть разделена на информационную базу данных и цифровую систему многоканальной аудио-регистрации.

    Выводы

    При разработке архитектуры системы необходимо в первую очередь рассмотреть особенности рабочей среды каждой из групп пользователей.

    Клиент службы (заказчик) должен иметь возможность выполнить основные операции как с использованием веб-интерфейса, так и с помощью приложения, работающего для мобильных платформ. Его рабочая среда может быть произвольной.

    Что касается пользователя «Водитель», то, поскольку условия работы водителя обуславливают отсутствие возможности работать с системой с использованием стационарного компьютера и даже ноутбука, то для данного пользователя необходимо клиентское приложение, функционирующее на мобильной платформе.

    Интерфейс клиентской части приложения «Диспетчер» не должен требовать использования технологий мобильной связи, поскольку рабочая среда этой группы пользователей подразумевает условия работы в офисе.

    Список использованной литературы

    1. Голицына, О.Л. Базы данных. Учебное пособие / О.Л. Голицына - М.: Форум-инфра-М, 2003. - 352с.
    2. Вольман, Н.П. Программирование в Access 2002 / Н.П. Вольман - Спб.: Питер, 2003. - 480с.
    3. Р. Ахаян, Эффективная работа с СУБД / Р. Ахаян.- Спб.: Питер, 1997г. - 388с.
    4. Н. Культин, Delphi в задачах и примерах / Н. Культин - Спб.: БХВ-Петербург, 2003. - 497с.
    5. А.Чекалов, Базы данных: от проектирования до разработки приложений / А.Чекалов - Спб.: БХВ-Петербург, 2003г. - 544с.
    6. В.Фараонов, Программирование баз данных в Delphi 7 / В.Фараонов - Спб.: Питер, 2004г. - 658c.
    7. С.Бобровский, Delphi 5 учебный курс / С.Бобровский - Спб.: Питер,2002г. - 355c.
    8. Карпов, Е. А. Законодательно-правовое и организационно-техническое обеспечение безопасности информации автоматизированных систем и информационно-вычислительных сетей. / Под редакцией И. В. Котенко. – СПб.: ВУС, 2000.
    9. Котухов, М. М. Законодательно-правовое и организационно-техническое обеспечение безопасности информации автоматизированных систем. / М.М. Котухов, А.С. Марков // – 1998.
    10. Малыгин, Е. Н. Новые информационные технологии в открытом инженерном образовании: Учебное пособие. / Е.Н. Малыгин [и др.] – М.: Машиностроение-1, 2003. – 215c.
    Наверх