Назад в библиотеку

Моделирование системы массового обслуживания перевозки пассажиров

Автор: К.А. Милорадов
Источник: Научная статья по специальности «Экономика и экономические науки»ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», URL// https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-obespechenie-transportno-logisticheskogo-obsluzhivaniya-v-industrii-gostepriimstva

Аннотация

К.А.Милорадов – Информционное обеспечение транспортно-логического обслуживания в индустрии гостеприимства

Возможности информационного обеспечения транспортно-логистического обслуживания в индустрии гостеприимства и путеше- ствий рассмотрены автором на трех уровнях: персональном, корпоративном и региональном. Проанализированы функции мобильных приложений и способы использования персональных мобильных интернет-устройств в качестве коммуникаторов, навигаторов, гидов, рассмотрены возможности онлайн-конструкторов путешествий. Проведено исследование сегмента рынка корпоративных информа- ционных систем для логистического обслуживания гостиничных предприятий и сделан вывод о том, что информационные системы класса ERP выступают в качестве инструмента реализации оперативного контроллинга. Показаны возможности компьютерных средств моделирования транспортных потоков и актуальность их применения для решения задач планирования развития гостинич- ной инфраструктуры на региональном уровне. Отмечено, что использование автоматически управляемых транспортных средств является перспективным направлением развития информационно-коммуникационных технологий транспортно-логистического обслуживания в индустрии гостеприимства и туризма.

Ключевые слова:гостиничный бизнес, индустрия гостеприимства, транспортно-логистическое обслуживание, транспортные потоки, информационные технологии.

Miloradov K. – INFORMATION SUPPORT OF TRANSPORTATION AND LOGISTICS SERVICES IN THE INDUSTRY OF HOSPITALITY

The potential of information technology to ensure transport and logistics services in the hospitality industry and travel is considered by the author at three levels: personal, corporate and regional. The functions of mobile applications and the ways of personal mobile Internet devices usage as communicators, navigators, guides are analyzed, possibilities of travel’s online-constructors are considered. The research of market’s segment of the enterprise information systems for logistics service of hotel companies is carried out and the conclusion that the ERP information systems act as an instrument of operational controlling is made. The possibilities of computer simulation software of traffi c fl ows and the relevance of their application for solving problems of development planning of the hotel infrastructure at the regional level are shown. Noted that the usage of automatically controlled vehicles is a promising direction of development of information and communication technologies of transport and logistics service in the hospitality industry and tourism.

Keywords: hotel business, industry of hospitality, transport and logistics service, traffi c fl ows, information technology.

Актуальность

Транспортно-логистические факторы играют значитель ную роль в индустрии гостеприимства и путешествий. Пред приятия индустрии гостеприимства, кроме основных услуг по размещению туристов, часто предоставляют дополнительные транспортно-логистические услуги, связанные с экскурсионным обслуживанием, доставкой туристов из аэропорта в гостиницу и другие. Для туристов важна надежная работа транспортных систем и своевременное получение информации. Транспортно логистические факторы необходимо учитывать и при планиро вании развития гостиничной и туристской инфраструктуры на региональном уровне. Поэтому следует рассмотреть возможности информационных технологий обеспечения транспортно- логистического обслуживания на трех уровнях: персональном, корпоративном и региональном.

Для того, чтобы спланировать поездку, клиенту важно правильно оценить затраты денег и времени, связанные с транспортной составляющей турпродукта, в случае доступности не скольких вариантов маршрута выбрать наиболее подходящий. Необходимые данные турист, как правило, находит на различных специализированных веб-сайтах.

Если раньше туристы использовали фотоаппараты и ви деокамеры, то современные туристы также широко используют персональные мобильные интернет-устройства и средства на вигации во время экскурсий и самостоятельных путешествий. Таким образом, можно говорить о возрастании информационных потребностей туристов. В удовлетворении этих потребностей мобильные устройства и мобильные интернет-приложения играют большую роль.

Действия интернет-пользователя – потенциального туриста, как правило, включают: поиск подходящих предложений со стороны отелей, бронирование номера в отеле, поиск туристских достопримечательностей (например, музеев), поиск магазинов, планирование расписания их посещения, планирование марш рута, поиск расписания работы общественного транспорта или заказ такси, поиск точек питания (кафе, ресторанов), оплату заказанных услуг. Поэтому востребованными для потенциаль ных туристов являются веб-сайты (или интернет-приложения), позволяющие получить все интересующие сведения и осуще ствить оплату, используя одну точку доступа к информации. Среди прикладных информационных интернет-сервисов, ориентированных на потребности туристов, следует отметить онлайн-конструкторы путешествий. К таким интернет-сервисам относится, в частности, веб-сайт Time Scenery (time.sc). По мнению разработчиков, ключевой ценностью интернет-сервиса станет экосистема для создания и обмена тайм-сценариями — те матическими расписаниями.

Среди других заметных примеров мобильных приложений для индустрии гостеприимства и туризма следует отметить мобильные сервисы заказа такси, такие, как Uber (http://www. uber.com, http://taxiuber.ru), Яндекс.Такси и другие. приведена схема использования мобильных приложений для обеспечения транспортно-логистического обслуживания. В качестве необходимого условия следует отметить наличие информационно-технологической инфраструктуры (интернет), информационно-технологической платформы (веб-сайт, мобиль ные сервисы и приложения).

Использование мобильных приложений позволяет снизить транзакционные издержки предприятий-поставщиков услуг и индивидуальных потребителей, что повышает их востребован ность в условиях экономического кризиса.

Практическая реализация концепции контроллинга невоз можна без достижения достаточно высокого уровня информати зации предприятия индустрии гостеприимства. Такой уровень в целом обеспечивают современные системы управления пред приятиями индустрии гостеприимства (Property Management Systems), в которых реализуются функциональные возможно сти информационных систем класса ERP (Enterprise Resource Planning). По данным информационно-аналитического портала TAdviser (http://www.tadviser.ru), на российском рынке информа ционных систем класса ERP в отрасли «Туризм, гостиничный и ресторанный бизнес» ведущее место занимают такие системы, как Epicor iScala (компания Epicor Software Corporation), Microsoft Dynamics Navision и Microsoft Dynamics Axapta (компания Microsoft), ERP-система «КОМПАС» (компания «Компас», РФ, Санкт-Петербург), информационные системы на базе программ ной платформы «1С:Предприятие 8» (компании 1С: Первый БИТ, 1С:Рарус), ERP-система компании «Корпорация Галактика».

К типовым подсистемам информационной системы ERP, как правило, относятся следующие программные модули (подсисте мы): управление взаимоотношениями с клиентами, управление логистикой, управление обслуживанием, управление проектами, управление финансами, бизнес-аналитика, веб-портал пред приятия. Анализируя функционал информационных систем класса ERP и опыт их использования в отрасли, можно сделать вывод о том, что ERP-системы выступают в качестве инструмента реализации оперативного контроллинга.

В последнее время получают развитие «облачные» версии, в частности, SaaS-версии корпоративных информационных систем ([8]). SaaS (Software as a Service) – программное обе спечение как услуга – способ использования информационной системы или компьютерной программы путем его аренды. В этом случае предприятие не несет затрат, связанных с установкой и развертыванием программного обеспечения в корпоративной компьютерной сети. Для сферы гостеприимства и туризма среди «облачных» информационных систем можно отметить, например, ERP.travel (www.erp.travel) и myfi delio.net, однако автоматизация логистических функций для них пока играет вспомогательную роль.

В сфере гостеприимства и туризма востребованы не только информационные системы транспортной логистики . На региональном уровне для задач планирования развития гости ничной инфраструктуры и туристско-рекреационных кластеров следует использовать средства компьютерного моделирования транспортных потоков. При этом важным свойством программ компьютерного моделирования является возможность обработки геопространственных данных, визуализации результатов моде лирования с использованием цифровых карт. Среди таких про грамм компьютерного моделирования следует отметить пакет AnyLogic и разработанный на его основе специализированный пакет AnyLogistix, предназначенный для решения задач опти мизации цепочек поставок и транспортных сетей.

Вывод

Анализ возможностей программных продуктов и инфор мационных технологий логистики в сфере гостеприимства и туризма позволяет сделать следующие выводы:

  • на уровне предприятий средства информационного обе спечения не только позволяют автоматизировать корпоративные процессы в сфере логистики и повысить эффективность деятель ности компаний, но и представляют собой интеллектуальные инструменты поддержки принятия решений;
  • на персональном уровне средства информационного обе спечения повышают качество транспортно-логистического обслуживания потребителей, выступая в качестве мобильных помощников, коммуникаторов, навигаторов, переводчиков, гидов;
  • на региональном уровне использование средств ком пьютерного моделирования транспортных потоков улучшает качество планирования развития сферы гостеприимства и туризма, использование геоинформационных систем позволяет осуществлять регулярный мониторинг состояния транспортных объектов и повышает надежность их функционирования.
  • Среди перспективных направлений развития информаци онно обеспечения транспортно-логистического обслуживания в индустрии гостеприимства и туризма следует отметить ис пользование автоматически управляемых транспортных средств (поездов, автомобилей, беспилотных летательных аппаратов).

    Литература

    1. Антоненкова А.В., Шайтура С.В. Анализ информационных систем в логистике // Транспортное дело России. 2015. - №5. - С. 105-106.

    2. Информационное обеспечение туризма: учебник / Н.С. Морозова, М.А. Морозов, А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, Л.А. Родигин. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.

    3. Козлов Д.А. Автоматизация туристского предприятия. М.: ГОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2010.

    4. Козлов Д.А., Попов Л.А. Электронный учебник «Инфор- мационные системы в индустрии гостеприимства и туризма». // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование». 2015. №12 (79). - С. 110.

    5. Неделькин А.А., Степанова М.Г., Пахомов А.В. Механизмы транспортной логистики в программе “1C:TMS логистика. Управ- ление перевозками” // Сборник материалов 16 международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Применение технологий “1С” в условиях модернизации экономики и образования). Часть 1. М.: 1С-Паблишинг, 2016. С. 505-507.

    6. Сергеев В., Григорьев М., Уваров С. Логистика: информа- ционные системы и технологии: учебно-практическое пособие. М.: Альфа-Пресс, 2008.

    7. Фалько С.Г. Контроллинг для руководителей и специали- стов. М.: Финансы и статистика, 2008.

    8. Эйдлина Г.М. «Облачная» информационная система управления бизнес-процессами компании Terrasoft // Междуна- родный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. - №10. - С. 87-89.

    Наверх