Чатботы и нейронные сети

Аннотация

Т.С. Аббасова, С.Н. Польшин. Чатботы и нейронные сети. Рассмотрены и проанализированы достоинства и недостатки современ¬ных IT чат-ботов. Показаны их конкретные приложения.

Общая постановка проблемы

Широкое применение современных средств IT-коммуникаций и использование в различных сферах, в том числе, в управлении, преимуществ и возможностей обмена информацией в on-line режиме способствовало возвращению на рынок IT чат-ботов. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что помимо удобного функционал для пользователей, чат-боты позволяют генерировать бизнес-модели для предпринимателей. Банки, информагенства и интернет-магазины активно осваивают новую информационную нишу. Теперь мессенджеры - это не просто средство для общения, а универсальный инструмент управления, способный справиться с различного рода задачами.

Согласно сложившейся практике, можно дать следующее определение: чат-бот - это приложение, которое в состоянии поддержать диалог с пользователем на естественном для него языке.

Преимущества чат-ботов

Чат-бот - это интерактивный участник чата, для вступления в диалог, ему достаточно отправить простую команду. Это означает, что он на один шаг проще для пользователя, нежели мобильное приложение, и на два, - нежели чем веб-сайт. Возможность написать команду в диалоге - это не только проще, чем выполнить действие в приложении, общение с ботом предоставляет взаимодействие с минимальным количеством отвлекающих факторов. Поэтому, функционалу чат-ботов нет необходимости быть проще аналогичных им приложений, им достаточно соответствовать контексту, взаимодействия с пользователем.

Недостатки

Чат-боты ограничены возможностями мессенджера, которые существенно меньше возможностей полноценного мобильного приложения.

Возможности

Согласно «Документации платформы ботов для мессенджера Telegram», самыми простыми являются боты, действующие по заранее прописанным сценариям-скриптам. Также, существуют AI-боты, которые используют машинное обучение и анализ языка для того, чтобы понимать живую речь - устную и письменную. Один из лучших мессенджеров с API для чат-ботов - Telegram. Рассмотрим возможности чат-ботов на примере Telegram [2]:

  • интеграция с другими сервисами - отправка комментариев или управление «умным домом» или, например, отправка уведомления при совершении какого-либо действия или наступлении некоторого события;
  • отображение погоды, перевод текстов или предупреждение о предстоящих событиях по запросу;
  • игра с пользователем в шашки или шахматы, проведение викторин и так далее;
  • поиск собеседника, основываясь на общих интересах и увлечениях пользователя.

Пользовательская аудитория

У ботов сегодня две аудитории среди пользователей - это те, кто хочет сэкономить время и силы и те, кому по разным причинам недоступны альтернативные варианты.

Первая часть аудитории - те, кто хочет сэкономить время и си¬лы. Чтобы совершить ту или иную операцию, не нужно переключаться между различными приложениями, чат-боты предоставляют нужную пользователю информацию прямо в чате.

Вторая часть аудитории - это те пользователи, которые из-за технической недостаточности своих устройств не могут устанавливать большое количество приложений. На такой смартфон затруднительно поставить отдельные мобильные приложения под небольшие нужды, такие как: курс валют, прогноз погоды или разные новостные клиенты, просто не хватит места на устройстве. Чат-боты с аналогичными функциями могут легко удовлетворить все пользовательские потребности, не закрывая мессенджер, при этом занимая крайне мало места на телефоне.

Чат-боты и нейронные сети

На сегодняшний день, практически все IT-корпорации так или иначе принимают участие в разработке ИИ [5-8]: самообучающиеся автомобили с компьютерной системой управления, системы поддержки принятия решений, голосовые помощники или боты для Twitter.

Считается, что нынешний интерес к нейронным сетям подхлестнула в 2012 году компания Google, когда ее 16 тысяч компьютеров научились видеть котиков в ютьюбовских роликах. Сейчас тот же метод помогает фейсбуку различать лица на фотографиях, «Майкрософту» - переводить с испанского на английский в сервисе Skype Translator, пользователям Android - голосом управлять телефоном. Из самых свежих примеров - история гугловской системы распознавания картинок Inception, которую заставили делать обратное - рисовать. Ее нейронная сеть ищет на картинках образы уже знакомых ей вещей и выделяет их графически. Полученные таким способом изображения назвали инцепционизмом.

Опыт Microsoft

Корпорация Microsoft не стала исключением и представила своего самообучаемого чат-бота для сервиса микроблогов Twitter, способного самообучаться и ведущего себя, как подросток. Жаргонные словечки, стиль общения - все это практически не отличается от общения англоязычных подростков в Сети.

Бот-подросток стал активно использовать особенные словечки и сокращения (жаргон): часть была внесена в его БД сразу, часть - попала в ходе обучения. Пользователи Twitter сразу же начали общаться с ботом, и не всегда вопросы или ответы людей были корректными или толерантными. Бот, можно сказать, попал в плохую компанию. Настолько плохую, что он быстро научился говорить нехорошие вещи, и Microsoft пришлось отключить своего «подростка» через сутки после анонса. И это при том, что за тем, как общается бот, следила целая команда людей-модераторов, которые пытались фильтровать входящий поток информации. Чуть позже сам бот на вопрос о британском комике (был ли этот комик атеистом) ответил, что «Рики Джервейс (Ricky Gervais) изучил тоталитаризм под влиянием Адольфа Гитлера, изобретателя атеизма». Дело в том, что чатбот был запрограммирован повторять слова человека по его команде. Игра «Repeat after me» была не единственной «слабостью» Тэй. Чатбот запрограммировали также обводить в кружок лицо на фотографии и публиковать текст поверх него, чем так же начали активно пользоваться интернет-тролли [9]. После подобного, разработчики из Microsoft сочли за лучшее удалить практически все сообщения Тау, и отправили его «спать». Не так давно, Microsoft анонсировала и запустила персонального ассистента для Skype, который учитывает содержание чата и предлагает соответствующие изменения в календаре или покупку билетов.

Список использованной литературы

  • Мессенджеры стали популярнее социальных сетей, статистика за ноябрь 2015 - URL: http://www.businessinsider.com/the-messaging-app-report-2015-11, 2016.
  • Документация платформы ботов для мессенджера Telegram - URL: https://tlgrm.ru/docs/bots, 2016.
  • 49 сервисов и инструментов для создания чат-ботов - URL: https://vc.ru/p/chatbot-platforms, 2016.
  • Аббасов, Э. М. Достижение максимальной производительно-сти при работе с крупными хранилищами данных [Текст] / Э. М. Аб-басов, Э. Э. Акимкина II Информационные технологии. Радиоэлек-троника. Телекоммуникации (ITRT-2016): сб. статей VI международ-ной заочной научно-технической конференции. 4.1 / Поволжский гос. ун-т сервиса. - Тольятти: Изд-во: ПВГУС, 24-25.03.2016. - С.7 - 12.
  • Аббасов, А. Э. Организация хранения, обработки и передачи информации в автоматизированной информационной системе эколо-гического контроля [Текст] / А. Э. Аббасов, В. Н. Зиновьев, Н.А. Ва-сильев, С. П. Посеренин II Информационные технологии. Радиоэлек-троника. Телекоммуникации (ITRT-2016): сб. статей VI международ-ной заочной научно-технической конференции. 4.1 / Поволжский гос. ун-т сервиса. - Тольятти: Изд-во: ПВГУС, 24-25.03.2016. - С. 13-18.