Назад в библиотеку

Эффективность логистических систем

Автор: М.С. Салум
Источник:

Аннотация

М.С. Салум Эффективность логистических систем Определяются главные задачи производственной и распределительной логистики, дается понятие логистического канала распределения, анализируется возможность его выбора, что является существенньпл резервом повышения эффективности логистических процессов.

Применение логистических методов управления на всех уровнях хозяйствования вызывает интерес к мировому опыту обеспечения экономического подъема, решения проблем кризисных ситуаций, глобализации экономических проблем. Производственная логистика – обеспечение качественного, своевременного и ком- плектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство. Главная задача производственной логистики – обеспечение производства продукции необходимого качества в установленные сроки и непрерывного движения предметов труда, а также непрерывной занятости рабочих мест.

Особое внимание производственной логи- стикой уделяется принципам рациональной ор- ганизации производственного процесса:

  • обеспечению ритмичной, согласованной работы всех звеньев производства по единому графику и равномерного выпуска продукции как условию максимальной непрерывности процессов производства;
  • обеспечению максимальной надежности плановых расчетов и минимальной трудоемко- сти плановых работ.
  • Цель производственной логистики заключается в точной синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях.

    Распределительная логистика отвечает за оптимизацию процесса распределения имеющихся запасов готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями и охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке поставщик – потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика.

    Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные так называемым логистическим каналом, или каналом распределения.

    Логистический канал – это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.

    Возможность выбора логистического канала распределения (рис. 1) является существенным резервом повышения эффективности логистических процессов. При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения – транзитной или складской. Выбор эффективной цепи распределения – выбор конкретного дистрибьютора, перевозчика, страховщика, экспедитора, банкира и т. д.

    Производство может выбрать различные каналы распределения, например, когда через систему распределительных центров товары попадают в конечное потребление (рис. 2).

    sd

    Рисунок 1- Возможность выбора логистического канала распределения

    Наиболее выгодное распределение (для потребителя) – напрямую через распределитель-ный центр в место потребления

    s2d

    Рисунок 2- Выбор производством канала распределения

    Эффективность логистической системы –критерий, характеризующий прибыльность ее работы. Для сопоставления логистических или транспортно-технологических систем целесообразно рассчитывать их эффективность по отношению к совокупному валовому доходу S или среднему доходу (выручке) о Цp , так как для сравниваемых систем он одинаков, а совокупные экономические издержки предприятия Sп или средние издержки о Цпр – разные. С учетом данного условия значение критерия эффективности логистической системы можно определить из соотношения

    s22d
    где Sп, S – соответственно значения предложения и спроса в денежном выражении за определенный период времени, Sп = ЦпрО , р о S = ЦрО .

    При K=0 логистическая система будет эффективной и конкурентоспособной. Перечисленные выше величины отличаются от своих средних значений. Причем отклонение цен от их математических ожиданий обусловлено ошибками прогнозов и случайными факторами. Например, в цене продавца к случайным факторам относят просрочки в доставке грузов, несохранные перевозки и т. п. Аналогично объем предложения и спроса продукции зависит от ошибок прогноза и случайных факторов, а также от эффективного управления логистической системой.

    Таким образом, величины о пр пр о Оp, Цp, О , Ц в реальных условиях являются случайными или отклонение от средних является таковым.

    В пункте потребления продукции названные выше величины могут встречаться в различных комбинациях. С учетом этого допустим, что среднее значение предложения продукции предприятиями за время поставки в данном регионе , Sп выраженное в денежных единицах, равно среднему значению спроса на продукцию предприятий за это же время в дан- ном регионе, исходя из платежеспособности S (рис. 3): Sп = S .

    s2d

    Рисунок 3- Соотношение предложения и платежеспособности

    Из рис. 3 видно, что:

    1) в зоне I спрос в денежном выражении равен предложению и обеспечивается сбыт всей поставляемой продукции;

    2) в зоне III предложение больше спроса, а в зоне II – наоборот, т. е. в зоне III у потребителей не оказалось достаточно денежных средств за период поставки, и они не смогли оплатить за поставленную продукцию в рассматриваемом регионе. В зоне II поставленная продукция приобретена, и у потребителей еще остались денежные средства, на величину которых можно повысить предложение (повысить о Цпр ). Та- ким образом, в зонах I и II обеспечен сбыт продукции.

    Теоретически зоны II и III могут отсутство- вать, если система сбыта будет гибко реагиро- вать на изменение цен, иметь складскую систе- му или доставлять продукцию по графику, что позволит своевременно удовлетворить потреб- ности клиентов (рис. 4).

    s2d

    Рисунок 4- Соотношение предложения и платежеспособности

    В действительности в конкретном регионе, определяемом доступностью клиентов (например, расстоянием поездки в пригородном сообщении для населения или приемлемым расстоянием поездки на автомобильном транспорте), цены на рынке устанавливаются приблизительно одинаковыми const. Рассматривая конкретный пункт назначения и определенного поставщика, с достаточной степенью точности можно допустить, что цена на поставляемую продукцию может быть принята средней. Тогда законы распределения спроса и предложения, выраженные в денежных единицах за время поставки ( ( ), ( ) f1 Sп f2 S ), превращаются в законы распределения спроса и предложения, когда единицей измерения является требование за время поставки. В таком случае толкование рассмотренных выше положений будет следующим

    а) продукция поставляется в место потребления по согласованному графику (рис. 5), и при этом средний спрос равен среднему предложению (Опр = Ор ). За счет согласования по- ставки и потребления (синхронности работы) в зоне I спрос будет равен предложению, а в зоне III предложение будет превышать спрос и наоборот, что потребует хранить продукцию на складе для своевременного удовлетворения потребности клиентов;

    s21d

    Рисунок 5- Соотношение спроса и предложения

    б) продукция поставляется в место потребления равномерно по графику (рис. 6), и при этом средний спрос равен среднему предложению (Опр = Ор = Опр ), так как поставка осуществляется равномерно. Для полного удовлетворения потребностей клиентов в зоне V необходимо иметь запас продукции на складе. Таким образом, случайный спрос при равномерной поставке требует значительных запасов, определяемый зонами V и IV (уменьшение спроса требует также хранения продукции на складе)

    s21d

    Рисунок 6- Соотношение спроса и предложения

    Если управление логистической системой эффективно, то объем предлагаемой продукции будет равен объему реализуемого товара: Опр = Ор . В этих условиях уравнение (1) примет вид

    s21d

    Эффективность транспортно-технологической системы – критерий, характеризующий ее прибыльность в части, зависящий от транспортно-технологической системы и ее влияния на цену продавца (предложения). Как известно, логистические издержки влияют на цену продавца. В частности, себестоимость цены производства в общем виде можно выразить уравнением

    s21d

    где Снез, С – соответственно независящие (постоянные) и зависящие (переменные) расходы на всей логистической цепи.

    Из уравнения видно, что себестоимость цены продавца зависит от объема предложения, который содержит в себе случайную составляющую. С учетом ошибок прогноза и зависимости цены от объемов предложения отклонение от среднего значения в цене продавца можно считать случайной величиной или цену продавца в целом можно рассматривать как случайную расчетную цену предложения.

    Для высокоэффективного управления логистической и транспортно-технологической системами при Опр = Ор критерий эффективности транспортно-технологической системы будет иметь вид

    s21d

    где то Цпр – цена продавца, зависящая от транспортно-технологической системы. В общем виде критерий эффективности транспортно-технологической системы

    s21d

    где Sп – предложение продукции в денежном выражении, зависящее от транспортно-технологической системы.

    Следовательно, предлагаемый критерий эффективности транспортно-технологической системы представляет собой отношение прибыли на всей логистической цепи, определяемой как разность между ценами покупателя и продавца, умноженную на объем реализованной продукции, к доходам от реализации продукции, рассчитываемым умножением цены покупателя на объем реализованной продукции. Максимальное значение критерия эффективности характеризует эффективность транспортно-технологической системы, т. е. наилучшее в заданном отношении состояние.

    В результате исследований установлено, что транспортно-технологические системы доставки грузов слабо влияют на объем предложения и спроса. Это дает основания использовать в практических расчетах для экономической оценки транспортно-технологических систем формулу. Значения критерия эффективности логистических или транспортно-технологи ческих систем, когда маржа относится к спросу в денежном выражении или к цене продавца, будут иметь вид:

    s21d

    После несложных преобразований можно получить зависимость между о r и Ко :

    s21d

    Вывод

    Таким образом, введение экономического критерия эффективности транспортно-технологических систем увязывает в единое целое неопределенность спроса и предложения, учитывает тарифы и сборы, влияние видов транспорта на всей логистической цепи на цену производства и цену предложения в пункте потребления продукции. Данный критерий эффективности позволяет описать всю логистическую цепь – с момента добычи исходного сырья до потребления продукции на всех стадиях производства и транспортировки исходного сырья, полуфабрикатов и готовой продукции