Назад в библиотеку

Анализ роли транспортной логистики, её элементов в системе цепей поставок и перспективы её развития

Автор: Фёдоров В.А.
Источник: МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

Аннотация

Фёдоров В.А. Анализ роли транспортной логистики, её элементов в системе цепей поставок и перспективы её развития В данной статье проводится анализ роли транспортной логистики, транспорта как отдельного структурного элемента логистики, рассмотрим понятие и формирование оптимального маршрута доставки товара. Применение логистики в транспорте, рассмотрение логистической цепи и перспективы развития транспортной логистики.

Ключевые слова

транспортная логистика, транспорт, логистическая цепь, оптимальный маршрут.

Данная научное исследование выполнено автором в соответствии с учебными и научно исследовательскими планами по дисциплинам: основы научных исследований, системный анализ в логистике, логистика управление цепями поставок, управление на транспорте научной школы кафедры логистики ГУУ, используя ее логистическую тематику и методологии научных исследований [1-4]. Транспортная логистика является основной составляющей транспортной отрасли и используется на региональном [5], национальном [6,7] и международном [8] уровне, логистике пространств и границ [9,10] при перемещении материальных и не материальных товарных продуктов в товаропроводящих сетях [11].

«Транспортная логистика — это система по организации доставки, а именно по перемещению каких- либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Одно из основополагающих направлений науки об управлении информационными, финансовыми, сервисными и материальными потоками в процессе движения товаров». Если данная логистика является системой, значит, в неё входят некоторые элементы. Основным элементом логистики в транспорте является непосредственно транспорт. «Транспорт – это некая отрасль материального производства, которая специализируется на перевозках грузов и людей».

То есть это тот инструмент, которым владеет менеджер по транспортной логистике. Именно от него зависят и время доставки груза, и количество товара, привезенного в транспорте, и издержки обслуживания и эксплуатации. И для того, чтоб уменьшить расходы от транспорта, подбирают специально определенный вид транспорта, модель и марку автомобилей. Ориентировка автомобиля идет на товар, его габариты, вес и т.д. От правильности выбора автопарка зависят расходы на обслуживание. Теоретически, данная процедура позволит уменьшить расходы на транспорт примерно на 15-30%.

Теперь рассмотрим понятие оптимального маршрута: «Оптимальный маршрут считается путь, через который товар будет довезен за кратчайшие, или предусмотренные, сроки, при этом с наименьшими затратами на доставку, а также с наименьшим вредом для товара». Нужно рассмотреть подробнее некоторые понятия в определении. Там есть типы сроков: кратчайшие и предусмотренные, и наименьший вред при транспортировке для товара:

  • Кратчайшие сроки – когда время очень трудно или невозможно точно подсчитать, но товар нужно получить как можно раньше (примерно через месяц; через недели три и т.п.).
  • Предусмотренные сроки – когда появляется интервал времени доставки товара, имеет быть место небольшое отклонение от среднего показателя (доставка 3-4 часа; 5-7 дней и т.п.).
  • Наименьший вред для товара – когда во время доставки товар подвергается наименьшему риску порчи (пример: ехать по асфальтированной дороге или по горной местности во время доставки фарфора)
  • В логистике есть несколько видов транспортировки груза: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, морской, внутренний водный и воздушный. По данным статистики на 2010 год [12], можно определить самый популярный вид транспортной логистики и понять причину его популярности. Вот данные по видам транспорта: - Железнодорожный – 13,82%; - Автомобильный – 73%; - Трубопроводный – 11,34%; - Морской – 0,34%; - Внутренний водный – 1,5%; - Воздушный – 0% (очень маленькая доля). Можно сделать небольшой вывод, что самый популярный вид транспортировки в логистике – автомобильный, а самый не используемый – воздушный.

    Автомобили требуют, в отличии от других вариантов транспорта, наименьшее количество средств для обслуживания и эксплуатации, также на автомобиле легче добраться «от двери до двери». Воздушный вид наоборот, очень требователен в обслуживании и эксплуатации, не везде можно сесть и выгрузить привезенный товар, тем более, что как такового нет вида товара, который бы требовал перевозку на воздушном судне

    Перспективой развития является нахождения более оптимальных маршрутов доставки из точки А в точку Б, неся маленькие экономические потери. Также хорошей перспективой транспортной логистики являются несколько пунктов:

    1) Благодаря GPS-навигаторам и спутникам слежки можно найти местоположение своего товара через логистическую компанию

    2) С появлением Интернета появились электронные накладные на товар, что в разы упрощает обработку данных о товаре во время разгрузки транспорта (если несколько машин в пути, «получатель» знает, в какой машине какой груз находится)

    На основе этих данных можно сделать вывод: «В настоящее время автомобильная логистика является самым популярным видом доставки товаров не только в нашей стране, но и в большинстве государств мира. Помимо грузов, транспортная логистика занимается и перевозкой людей, что еще раз указывает на важность логистики в транспорте, как в экономической сфере жизни человека, так и в повседневной его жизни. И данную позицию транспортная логистика будет занимать очень долгое время»

    Список используемой литературы:

    1. Ермаков И., Филиппов Е., Белова С. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ. Логистика. 2014. № 10 (95). С. 71-75.
    2. Аникин Б. А., Ермаков И.А, Белова С. Научная школа «Логистика» ГУУ. Управление. 2015. Т.3.№ 2 С. 5-15.
    3. Воронов В.И., Сидоров В.П. Основы научных исследований (учебное пособие) Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003 г. Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО)-160c. 4. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б.А.; Родкина Т.А.; Волочиенко В.А.; Заичкин Н.И.; Межевов А.Д.; Федоров Л.С.; Вайн В.М.; Воронов В.И.; Водянова В.В.; Гапонова М.А.; Ермаков И.А.; Ефимова В.В.; Кравченко М.В.; Серова С.Ю.; Серышев Р.В.; Филиппов Е.Е.; Пузанова И.А.; Учирова М.Ю.; Рудая И.Л. Учебное пособие / Москва, 2014.
    5. Воронов В.И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. – 316 с.
    6. Абдулабекова Э. М. Развитие логистики в России. Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы 10-й Региональной научно-практической конференции 19-20 мая 2005 г. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.
    7. Ермаков И., Петухов Д. Постановка проблемы развития национальной логистической системы. Логистика. 2014. № 11 (96). С. 56-59.
    8. Воронов В.И. Международная логистика. Вестник университета (Государственный университет управления). 2004. Т.700.с.700.
    9. Лазарев В.А., Воронов В.И. Трансграничная логистика в евразийском таможенном союзе [текст]: монография: / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. – М. : ГУУ. 2014. -158 с.
    10.Воронов В.И., Воронов А.В., Лазарев В.А., Степанов В.Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 168 с.
    11.Воронов В.И., Воронов А.В. Международные товаропроводящие сети. Маркетинг. 2013. № 6 (133). С. 20-28.
    12.Статистика [Электронный ресурс] - http://works.doklad.ru..