ДонНТУ   Портал магистров

Всемирная история - маяк, что направляет в жизни

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек — существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.

Моё знакомство со всемирной историей началось в раннем детстве. Вначале я читал энциклопедии, что давали лишь часть информации об историческом периоде, но именно это стало началом моего интереса в данной области. В дальнейшем, я начал читать книги о Древнем Египте, Греции, Риме. Истории о героях и великих полководцах тех времен затягивали на многие часы. Жизненный путь Александра Македонского, Гая Юлия Цезаря, Ганнибала Барки и многих других великих людей того времени повествуют о том как закалялся их характер и о трудностях, которые они преодолевали на пути к величию. Повзрослев я углубился в историю Средневековья, Нового и Новейшего времени. Однако перед углублением, важно понимать, чем является история.

История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Древние очень ценили историю и называли ее "magistra vitae" (наставница жизни).

Обычно историю определяют как науку о прошлом - минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу событий, процессов, состояний, так или иначе канувших в "Лету". Такое понимание истории является не точным и не полным, более того - внутренне противоречивым. На самом деле история не дает людям забыть "свою былую жизнь". История как бы воскрешает былое, минувшее, заново открывая и реконструируя его для настоящего. Благодаря истории, историческому познанию, прошлое не умирает, а продолжает жить в настоящем, служит современности.

Примечательно, что в Древней Греции покровительницей истории была Клио - богиня, которая прославляет. Свиток и грифельная палочка в ее руках - символ и залог того, что ничто не должно исчезнуть бесследно.

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих государств.

В целом, мировую историю принято делить на четыре основных периода:

История есть коллективная память народа, память о прошлом. Но память о прошлом - это уже не прошлое в собственном смысле слова. Это - прошлое, восстановленное и восстанавливаемое по нормам современности, с ориентацией на ценности и идеалы жизни людей в настоящем, ибо прошлое существует для нас через настоящее и благодаря ему. По-своему выразил эту мысль К. Ясперс: "История непосредственно касается нас... А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека".

По сравнению с другими гуманитарными и социальными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история отличается тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. К тому же, многие проблемы прошлого и современности, которыми занимаются политологи, экономисты, социологи, этнологи и другие специалисты гуманитарно-социального цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе работы, проделанной историками, ибо только сбор, систематизация и обобщение огромного фактического материала позволяет увидеть и понять тенденции общественного развития.

Каждая из исторических эпох в лице их ярчайших представителей, учит как избежать тех или иных ошибок или преодолеть встретившиеся трудности. История - неисчерпаемый кладясь информации. И лишь тот, кто усваивает уроки прошлого, может преуспеть в настоящем и будущем.

Список источников:

  1. История как наука [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://doc4web.ru/istoriya/istoriya-kak-nauka1.html
  2. История как наука [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/history/2c0b65635a3ad79b4c43a88521206d27_0.html