Назад в библиотеку

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ И ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ

Автор: Ромашко А.Ю.
Источник: Материалы международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. — Донецк, ДонНТУ — 2018.

Аннотация

Ромашко А.Ю. Интернет-зависимость и потребность в общении.

В статье проанализирована проблема интернет-зависимости и потребности в живом общении.

Общая постановка проблемы

Изучая конкретную проблему в современном мире, где интернет-технологии используются в глобальных масштабах, очень трудно найти правильные формулировки, методы и подходы к объяснению феномена интернет-зависимости..

Цели работы:

  1. Выявить специфику интернет-зависимости и пути её решения;
  2. Определить влияние интернета на способность общаться.

Сегодня прогресс идет вперед семимильными шагами. Благодаря развитию инновационных технологий, стало возможным совершение покупок в онлайн-магазинах, решение ряда административных вопросов и, конечно же, активное общение в интернете. Интернет стал для человека и другом и врагом. Поэтому в настоящее время актуальность исследования проблемы интернет-зависимости и потребности в общении становится все более значимой, это связано с ежедневным ростом количества интернет-пользователей по всему миру в целом.

Многим кажется, что именно интернет — лучший инструмент жизнедеятельности общества. Не отрываясь от монитора, можно зарабатывать деньги, узнавать о последних новостях всего мира, общаться с людьми из разных концов света, передавать определенный объем информации на большие расстояния и многое другое.[1] И плюс ко всему, при помощи интернета можно значительно увеличить качество жизни. Но, как всегда, существует ряд пагубных воздействий на человека. Большое количество людей, пользующихся интернетом, навсегда застревают в так же называемой «всемирной паутине», и уже не воспринимают реальность, а живут в вымышленном, виртуальном мире, который теперь стал для них «родным домом».

Интернет – самое мощное и прогрессивное средством массовой коммуникации, так как он обладает глобальными масштабами использования. Некоторые ученые утверждают, что непрерывное нахождение в сети интернета приводит к изменениям функционирования сознания и проблемам в работе мозга человека. После этого наблюдается постепенное снижение способностей обучаться и возможности памяти. Поэтому интернет становится реальным фактором угрозы психическому здоровью населения. На Западе интернет-зависимость осознана и изучается. В России эта проблема не имеет еще статуса официальной, но лица, страдающие различного рода эмоциональной зависимостью, которых можно назвать наркоманами существуют. Влечение к постоянному нахождению онлайн становится равносильно зависимости от алкогольных напитков и наркотических веществ, что уже может считаться серьезной проблемой. Это подтверждают психологи и врачи, которые проводят разнообразные эксперименты и исследования.

Некоторые исследователи считают, что интернет обладает мощным эйфоризирующим эффектом, который помогает человеку преодолеть стресс.[2] Но в тоже время выжить же в виртуальном пространстве с его многочисленными искушениями могут лишь те, кто обладает достаточным духовным потенциалом. Можно сказать, что «сильных интернет укрепляет, а слабых – подавляет и разрушает». Само явление зависимости от интернета может и должен быть понят не просто как исключительно патологическое пристрастие, от которого следует любой ценой избавляться, но и как богатая внутренней мотивацией познавательная деятельность, вознаграждающая так называемых аддиктов ощущением эмоционального потока.

Эксперимент исследования Internet Deprivation Study, проведенный компанией OMD по заказу Yahoo, показал, что интернет – это самый сильный наркотик, так как при отсутствии интернета человек чувствует себя эмоционально опустошенным и потерянным. Как показали исследования корпорации Google, ежегодно к Интернету подключаются около 200 миллионов человек.

Почему же появляется интернет-зависимость? Иван Голдберг, психиатр, впервые ввел термин «интернет-зависимость» в 1995 году. Он применяет данный термин в значении «болезненная зависимость от интернета» и считает эту зависимость психической. По его мнению, эта зависимость негативно влияет на все виды деятельности человека: на учебную, семейную, социальную, рабочую, а также, в первую очередь, на психологическую.

На сегодняшний день К. Янг охарактеризовала пять основных типов интернет-зависимости:

  1. Обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);
  2. О причинах, побудивших людей днями напролет играть в онлайн-игры, можно судить долго. Для кого-то такая интернет зависимость – это отдых от перенапряжения, скуки, заполнение пробелов жизни, недостатка интересных увлечений.[1]
  3. Компульсивная навигация по WWW, поиск в удаленных базах данных;
  4. Патологическая привязанность к опосредованным интернетом азартным играм, он-лайновым аукционам или электронным покупкам.;
  5. Зависимость от социальных применений интернета, то есть от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными;
  6. Сюда относятся люди, имеющие проблемы в межличностном общении. Можно создать абсолютно иной образ себя, нежели это есть на самом деле. Стать более красивым, уверенным, умным, общительным, дерзким! Быть тем человеком, которому разрешено все, не опасаясь за реагирование других людей.
  7. Зависимость от «киберсекса», то есть от порнографических сайтов в интернете, обсуждения сексуальной тематики в чатах или закрытых группах «для взрослых»;

Первым и тревожным фактором, который оповещает о наличии интернет-зависимости, является нахождение в режиме онлайн 5 часов или более. Подобной формой зависимости поражено от 2% до 10% населения всего земного шара, по разным данным. Страдать от этой напасти могут не только подростки, выросшие в эпоху интернета, но и в гораздо большей степени молодые и среднего возраста люди, которые дорвались до желанной альтернативной замены неудовлетворяющей действительности.

Научные статьи предлагают подходы к объяснению феноменов интернет-зависимости, вот только в них описываются лишь отдельные случаи, пока не выработаны четкие критерии диагностики и концепции коррекции расстройств психики, связанных с интернетом как формой массовой коммуникации. Исследователи констатируют, что предложенные модели интернет-зависимости формализованы, не дают ответа на вопрос о характере и степени влияния на развитие расстройств личности. Имеющиеся критерии и подход не позволяют точно определить поведенческую зависимость, поскольку нет четкой грани между увлеченностью и зависимостью человека от конкретной информации. При должном уровне мотивации избавиться от сетевой зависимости не только реально, но и можно своими силами, используя самоконтроль.

Некоторые исследователи останавливают на факте, что интернет привлекает людей с заниженной самооценкой, неудовлетворенных собой, неспособных в реальной жизни строить или поддерживать гармоничные отношения с другими. Зависимый становится озлобленным и старается защититься от всех, кто пытается ограничить использование интернета, сознательно погружается в него все больше. Отсюда вытекает важнейшая проблема сформирования навыков живого человеческого общения.

Поэтому можно предположить, почему молодежь предпочитает интернет – общение, хотя однозначно сказать так это или нет, нельзя. В интернете можно выражать свои мысли не так, как этого требует реальность. Общение онлайн происходит в менее официальной обстановке, здесь не нужно тратить свои душевные силы на эмоции, какие зачастую выражаются при реальном общении. В интернете проще общаться нерешительным, застенчивым, нежели уверенным в себе и своих силах молодым людям, стремящимся к тому, чтобы добиться своей цели в этой жизни.

Большинство студентов имеют аккаунт в таких социальных сетях как: VKontakte, Instagram, Twitter, WhatsАpp. Студенты считают, что преимуществами виртуального общения являются кратковременность передачи сообщений, а также глобальность (большое количество людей в разных концах мира могут поддерживать связь друг с другом). И с этим фактом трудно не согласиться.

Можно сказать, что интернет сейчас – неотъемлемая часть нашей жизни. И он способен удовлетворить все потребности, которые есть у человека. Главное не увлекаться, чтобы он не стал средством сверх компенсации и не затмил весь остальной реальный мир.

Вообще, сидеть или не сидеть в интернете, общаться или нет на тех или иных форумах, обмениваться комментариями, добавлять новых друзей, или позвонить старому другу и вместе с ним отправиться на поиск новых знакомств - решать каждому человеку самому. Все же, несмотря на прогрессирующий век интернет-технологий, на сегодняшний день межличностное общение ценится гораздо выше, как и ценилось всегда и будет цениться в дальнейшем. Поэтому однозначно ответить на вопрос, что лучше - общение в интернете или межличностное общение – не возможно. Общение ничто не сможет заменить, но в интернете быстрее обмениваешься информацией, но это не общение. Общение – это общие эмоции, эмоциональный ответ на вопрос, обсуждение событий, тут играют роль не только слова, сколько тон разговора, интонации, объятия, рукопожатия, жесты – все это оставляет в памяти эмоциональное впечатление.

Выводы

  1. Интернет-зависимость - это результат психического расстройства, который характеризуется потерей самоконтроля, непреодолимым желанием находиться постоянно в интернете и беспомощностью при попытке из него выйти. Что касается причин зависимости от интернета в педагогической точке зрения, то ими может служить недостаток общения, некие пробелы в воспитании человека в семье. Чтобы распознать зависимость у человека, достаточно заметить изменения в его поведении, привычках, распорядке его дня; резко падает ответственность, появляется апатия и отказ от выполнения каких-либо просьб, дела больше не имеют смысла, теряются интересы к своим хобби и увлечениям.
  2. В первую очередь люди с интернет-зависимостью теряют настоящих друзей, прогулки и приключения, теряют силу чувств, возможность влюбиться, замыкаются в себе, в своем виртуальном мире, считая, что именно в мире интернета гораздо легче решать проблемы: нажав кнопку или отправив сообщение, проще находить друзей, проще быть таким, каким тебя хотят видеть, но вот эта «легкость» очень мешает в реальной жизни, так как пропадает умение общаться по-настоящему.

Список использованной литературы

1. Боровиков А.М. «Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности». Психологический журнал т.21, №1, 2000г.

2. Наталья Боровкова, журнал «Человек и наука», статья 3«Виртуальное зависание», февраль 2002 год.