Назад в библиотеку

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

В современных условиях рыночной экономики исследованию прибыли предприятий придается особое значение. Это связано, прежде всего, с формирование самостоятельности хозяйствующих субъектов, так как прибыль выступает основным источником для финансирования их деятельности, обеспечения финансовой стойкости и платежеспособности. Создание качественного механизма управления прибылью на предприятии будет способствовать оптимизации его доходов и расходов, что позволит обеспечить стабильное развитие предприятия в долгосрочном периоде. На данном этапе целесообразно уделить внимание современным особенностям распределения прибыли на предприятиях и способам их улучшения.

Вопрос управления прибылью широко представлен в исследованиях, как отечественных, так и зарубежных авторов, среди которых можно выделить Бабича В.В. [1], Борисова Д.М. [2], Благуна И.С. [3], Бланка И.А. [4], Блонскую В.И. [5], Дрофа А.А. [6], Мирошниченка О.Ю. [7], Пигуля Н.Г. [8], Ткаченка Е.Ю. [9], Холта Р.Н. [10] и другие.

Не смотря на большое количество исследований в обозначенной сфере остаются недоработанными ряд аспектов связанных с оптимизацией распределения прибыли. Таким образом целью работы является разработка качественных подходов по улучшению механизма распределения прибыли, для повышения эффективности управления финансами хозяйственных субъектов.

Прибыль в современных условиях является, как источником развития предприятия, так и создает базу для роста национальной экономики в целом. Важное значение при распределении прибыли имеет установление и соблюдение отношения между величиной той части прибыли, которая направлена на оплату налога государству и чистой прибыли, которая остается в распоряжении предприятия. При распределении прибыли между государством и предприятием большое значение имеет налоговая политика государства, которая проявляется в определении объектов налогообложения, ставки налога, предоставлении налоговых льгот [4].

Итоговым финансовым результатом предприятия после оплаты налогов и других обязательных платежей является чистая прибыль, которая распределяется в двух направлениях – фонд потребления и фонд накопления. При этом должны решаться две основные задачи: реализация стратегии предприятия и повышение его рыночной стоимости [7].

Основными формами распределения фонда накопления являются формирование резервного, страхового фондов, инвестирование производственного процессов. Отчисления в резервный фонд осуществляются в соответствии с их нормативами. В акционерных обществах резервный фонд должен составлять не менее 15% уставного капитала, а формирование этого фонда происходит посредством ежегодных отчислений в размере не менее 5% чистой прибыли. Производственная деятельность предприятия постоянно сопряжена с многочисленными рисками, которые в условиях рынка являются объективными явлениями. Внутренне страхование производственных рисков – это один из способов их предотвращения или снижение негативных последствий этих рисков. Внутренне страхование реализуется путем формирования страховых фондов из чистой прибыли. Инвестирование производственного процесса – это формирование необходимого объема финансовых средств для реализации финансовых возможностей предприятия.

Основной задачей фонда потребления является выплата дивидендов. Размер выплаты собственникам зависит от дивидендной политики предприятия. При формировании дивидендной политики предприятия исходят из трех существующих подходов: консервативного, умеренного или агрессивного. Так, консервативная дивидендная политика предполагает, что практически вся прибыль должна реинвестироваться в бизнес, при этом выплата дивидендов осуществляется либо по остаточному принципу, либо на основе политики стабильного размера дивидендов. Умеренная дивидендная политика - политика, при которой прибыль в равных долях распределяется как на выплату дивидендов, так и на нужды реинвестирования в бизнес.  Агрессивная дивидендная политика – политика, при которой выплата дивидендов является приоритетной. При этом рост дивидендов осуществляется, как правило, в установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде [2]. 

В современных условиях рыночной экономики пути повышения механизма распределения прибыли предприятий играют важную роль, так как от них зависит заинтересованность руководства и рабочих в повышении эффективности деятельности и получении максимальных финансовых результатов. Таким образом предлагаются следующие рекомендации повышения распределения прибыли:

Таким образом, комплексное внедрение предложенных рекомендаций позволит оптимизировать механизм распределения прибыли, что поспособствует развитию предприятия в текущем и перспективном периодах, привлекая за собой повышение его рыночной стоимости и максимизации финансовых ресурсов.

Литература

  1. Бабич В.В. Усовершенствование учета формирования, распределения и использование прибыли / В.В. Бабич, А.М. Поддерёгин // Финансы Украины. – 2012. – №2. – С. 103 – 110.

  2. Борисов Д.М., Киселев С.В. Дивидендная политика организации // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. - №23. – с. 185-187.

  3. Благун И.С. Анализ подходов к управлению прибылью предприятия / И.А. Благун, С.А. Мацола // Бизнесинформ. – 2010. - №9. – С. 79.

  4. Бланк И. А. Управление прибылью / И. А. Бланк. -Киев : Ника-Центр, 2007. - 768 с. 

  5. Блонская В.И. Усовершенствование формирование и использование прибыли предприятий / В.И. Блонская // Научный вестник Национального лесотехнического университета Украины. – 2008. - №18. – С. 122 – 128.

  6. Дрофа А.А. Проблемные аспекты управления прибылью предприятия / А.А. Дрофа, О.Б. Лютая // Бизнесинформ. – 2010. – №12. – С. 140

  7. Мирошниченко О.Ю. Механизм управления прибылью отечественных предприятий // БИЗНЕСИНФОРМ. – 2014. - №5. – с. 280-284.

  8. Пигуль Н.Г. Управление прибылью предприятия / Н.Г. Пигуль // Проблемы и перспективы развития банковской системы Украины. – 2010. – №28. – С. 125 – 132.

  9. Ткаченко Е.Ю. Система управления прибылью предприятия / Е.Ю. Ткаченко // Вестник Сумского национального аграрного университета. – 2006. - №3. – С. 85 – 91.

  10. Холт Р.Н. Основы финансового менеджмента / Р.Н. Холт. – М.: МГИМО, 2005. – 536 с.