Назад в библиотеку

Аудит расходов предприятия

Авторы: А. В. Лобынева, Н. В. Кравчук

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы организации аудита расходов предприятия. Порядок формирования расходов как объект аудиторской проверки. Задачи аудита расходов, его нормативная и законодательная база.

Ключевые слова: аудит, расходы, цели аудита расходов, процедуры аудита, аудиторские доказательства.

В процессе производства предприятие несет определенные расходы. Характер этих расходов зависит от многих факторов, которые условно можно разделить на две группы внешние и внутренние. К внешним факторам относят следующие:

– отраслевая принадлежность;

– ниша, занимаемая хозяйствующим субъектом на соответствующем рынке;

– установленные законодательно правила и принципы поведения хозяйствующих субъектов в налоговом поле, кредитной системе.

К внутренним факторам можно отнести следующие факторы:

– организационно-правовая форма хозяйствования;

– инвестиционная, финансовая и учетная политика;

– особенности организации бухгалтерского учета в условиях специфики отрасли функционирования хозяйствующего субъекта.

Исходя из экономического содержания, все расходы можно разделить на три группы:

– расходы, связанные с получением прибыли;

– расходы, не связанные с получением прибыли;

– принудительные расходы.

Расходы, связанные с получением прибыли, включают затраты на сам производственный процесс, затраты на обслуживание и управление производства, затраты на сбыт продукции, реализацию работ и услуг.

К расходам, не связанным с получением прибыли, относятся расходы потребительского характера, а также расходы на благотворительные и гуманитарные цели. Сюда же включают поощрительные выплаты работникам предприятия, отчисления в негосударственные страховые и пенсионные фонды, на социально-культурные нужды, развитие социальной политики. Такие затраты влияют на доходность предприятия опосредованно и в любом случае способствуют улучшению финансового состояния предприятия. Это связано с повышением мотивации к труду, ростом производительности труда при решении социальных проблем, формированием имиджа предприятия в социальной среде (участие в благотворительности, решении гуманитарных проблем региона и т.д). Имея налаженную рекламную и маркетинговую службы, предприятие широко использует свою репутацию для привлечения новых покупателей, потенциальных инвесторов, более квалифицированной рабочей силы.

К третьему типу расходов – принудительному относятся налоги и сборы, налоговые платежи, отчисления в государственные внебюджетные фонды, расходы по обязательному социальному страхованию, созданию резервного капитала, штрафные санкции [1].

Расходы, связанные непосредственно с получением прибыли состоят из операционных, прочих операционных, и финансовых расходов. В свою очередь, операционные расходы подразделяют на: материальных затрат, затрат на оплату труда, затраты, связанные с использованием необоротных активов, прочих операционных расходов.

Материальные затраты – включают в себя оплату товарно-материальных ценностей (ТМЦ), транспортно-заготовительные расходы, затраты на подготовку запасов к использованию. Эти расходы, в условиях материалоемких производств, составляют более 40% общих затрат.

Структура этих затрат определяется отраслевой принадлежностью предприятия и напрямую связана с величиной прибыли. От уровня затрат зависят устойчивость положения предприятия на рынке, конкурентоспособность его продукции.

Для возмещения материальных затрат предприятия необходимо соблюдение двух условий:

– продукция должна быть реализована;

– выручка от реализации продукции должна своевременно поступать на текущие счета предприятия либо в кассу.

Основой для определения стоимости материальных затрат является цена их приобретения без учета косвенных налогов. Цена приобретения материалов, отраженная в счете фактуре, составляет их базовую себестоимость. К ней добавляются расходы по перевозке, доставке и хранению запасов. Если материальные запасы импортируются, то их базовая себестоимость возрастает на величину таможенных пошлин и других таможенных расходов.

Затраты на оплату труда представляют собой денежные и натуральные выплаты работникам предприятия для обеспечения нормального воспроизводства рабочей силы. Натуральные выплаты учитываются в денежной форме и включаются в совокупный годовой доход работника. Состав этой группы затрат многослоен. В нее входят все выплаты, которые формируют фонд оплаты труда в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, к затратам на оплату труда относят материальную помощь, премии из целевых средств, оплату дополнительных отпусков, единовременные пособия и надбавки к пенсиям, компенсационные и другие выплаты, производимые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и налоговых платежей.

К накладным расходам относятся административно-управленческие расходы, арендная плата, амортизация нематериальных активов, затраты вспомогательного производства и др.

Инвестиции представляют собой капитальные вложения как в целях расширения объемов собственного производства, так и для получения дохода на финансовых и фондовых рынках. Их характер и структура зависят от применяемой предприятием политики в области капитальных вложений. Соответственно и источники финансирования инвестиций различны. Ими могут быть как собственные средства (прибыль, амортизации, средства от размещения ценных бумаг, уставный капитал), так и заемные (целевые кредиты банков, банковских учреждений, финансовая помощь, бюджетные средства). Возвратность этой группы денежных затрат обусловлена эффективностью капиталовложений, которая выражается степенью риска инвестиций, их технико-экономическим обоснованием и сроком окупаемости [2].

Цель аудита расходов определяется договором на проведение аудита и подписанным обеими сторонами письмом-обязательством. На подготовительном этапе в качестве цели выбираем знакомство с предприятием, структурой производства, отраслевыми особенностями, структурой расходов, изучение операций со связанными сторонами: протоколов, договоров по операциям со связанными сторонами, наличие операций со связанными лицами, не отраженными в учете.

Основной этап проверки предполагает: проверку правильности классификации расходов производства и расходов не связанных с производственным процессом; проверку полноты отражения расходов в бухгалтерском учете. При проверке расходов деятельности необходимо выполнить следующие аудиторские процедуры проверки по существу:

– проверка законности и обоснованности формирования расходов основной деятельности;

– проверка соответствия классификации операционных расходов отраслевым инструкциям и приказу об учетной политике предприятия;

– проверка фактического уровня отходов производства, утилизации отходов, их использования, рационального природопользования;

– проверка порядка отнесения расходов в состав административных расходов и расходов на сбыт;

– проверка обоснованности отнесения в состав административных расходов налогов, сборов и обязательных платежей.

Процедуры документирования состоят в проверке:

– полноты документального оформления расходов;

– формальной стороны документирования подтверждающего осуществленные расходы, правильности счетных операций их реальности и законности;

– состава затрат по центрам их возникновения, в соответствии с закрепленной в приказе об учетной политике классификацией;

– правильности выполнения операций купли-продажи иностранной валюты, определения ее себестоимости, правильности определения и отражения в учете курсовых разниц;

– соответствие примененного метода оценки запасов при реализации учетной политики;

– правильности формирования резерва сомнительных и безнадежных долгов, соответствие метода формирования резерва приказу об учетной политике;

– обоснованности списания на расходы текущей безнадежной задолженности суммы;

– фактов потерь ТМЦ от обесценивания, порчи, недостачи;

– правильности, полноты и своевременности отражения результатов инвентаризации ТМЦ в учете.

Основной целью тестов контроля является:

– составление перечня видов и сумм налогов;

– отнесенных на административные расходы;

– контроль полноты отражения расходов, связанных с начислением и уплатой процентов за кредит;

– проверка наличия и правильности отражения расходов, связанных инвестиционной деятельностью предприятия;

– проверка Главной книги на предмет существенности нестандартных записей отраженных на отдельных счетах.

На заключительном этапе аудитор обобщает информацию, полученную в ходе проверки: составляет перечень затрат, не отраженных в учете; перечень отсутствующих первичных документов, ошибок, допущенных в регистрах аналитического и синтетического учета; обобщает информации по аудиту затрат в группировочных ведомостях. На основании этих документов составляется аудиторское заключение.

Список использованной литературы


1. Алборов Р. А. Аудит в промышленности, торговле [Текст] : уч. Пос. Алборова Р. А. – М. : Издательство Дело и сервис, 2012. – 562 с.
2. Артемьева Ю. Б. Резервные возможности учета расходов // Консультант. – 2011. – № 1. – С. 2 – 4.