Назад в библиотеку

Инновации финансовых продуктов

Автор: Новикова В. С.
Источник: Материалы научно-практической конференции – Управление финансами и экономической безопасностью. – Донецк: ДонНТУ, 2018. – 80–83 с.

Аннотация: В данной статье рассматривается инновации финансовых продуктов. В экономической литературе не существует единого толкования инновации. Однако, можно выделить два подхода к пониманию этого термина: узкий и широкий. Узкий подход трактует инновацию с технической точки зрения и идентифицирует ее с промышленным производством, в частности с новой техникой, технологией, изделиями. При широком подходе инновации рассматриваются как новый продукт или услуга, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах. Объект исследования данной работы требует придерживаться второго, более широкого поход.

Ключевые слова: ФИНАНСОВЫЕ ИННВАЦИИ; ИННВАЦИИ СФЕР ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИЛ; КАТЕГОРИИ ФИНАНСОВЫХ ИННОВАЦИЙ; ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ ИННОВАЦИИ.

В последние годы в странах стремительно растет внимание ко всему, что связано с финансами в широком смысле этого термина: финансовая деятельность предприятий и акционерных обществ, ценные бумаги, функционирования банков, бирж, страховых компаний, пенсионных фондов и т. п. Повышается заинтересованность в получении экономической и особенно финансовой и банковской образования. Значительно активизировалась работа по переводу и изданию на украинском языке зарубежной литературы по финансовым вопросам, существенно увеличился поток финансовой информации как для отечественного пользователя, так и для специалистов, преподавателей и студентов зарубежных стран. В то же время есть сферы, еще недостаточно представлены в информационном плане. Одна из них - финансовые инновации.

Инновации сферы производительных сил в первую очередь связаны с совершенствованием производительных сил: средств производства (средств труда и предметов труда) и предметов потребления, которые необходимы для воспроизводства рабочей силы. При этом нематериальные факторы в виде новаторской идеи, открытия также являются необходимым атрибутом появления материально-вещественной инновации.

Финансовая инновация - это реализованный в форме нового финансового продукта или операции конечный результат инновационной деятельности в финансовой сфере. Под финансовыми инновациями принято понимать совокупность трех взаимосвязанных подсистем:

1) новые технологии финансово-кредитных операций (на основе достижений информатики и вычислительной техники, внедрение новых методологий и методик финансовых операций: анализа, учета, контроля, планирования и т. п.);

2) новые финансовые продукты и операции (производные ценные бумаги, свопы, опционы и т.д.);

3) новые финансовые институты (организации).

Как самостоятельная экономическая категория финансовая инновация имеет такие особенности:

- Обязательность продажи нового финансового продукта на рынке финансовых инноваций, то есть если продукт или операция не реализованы, они не являются новыми;

- Обязательность реализации финансовой операции на рынке или внутри предприятия; - Функциональная зависимость финансовой инновации от времени, то есть каждая инновация имеет свой жизненный цикл;

- Особенность самого финансового продукта, которая выражается в наличии массового и единичного спроса;

- В функционировании лимитированного и нелимитированному продукта;

- В существовании продукта в форме имущества и в форме имущественных прав Основные факторы, влияющие на развитие финансовых инноваций

- Технологии.

Использование кредитных карт стало возможным в результате создания телефонных, компьютерных сетей и других более сложных телекоммуникационных систем, технического оборудования и программного обеспечения для обработки информации. Чтобы кредитные карточки стали важной частью современной финансовой системы, фирмы, предлагающие финансовые услуги и находятся в постоянном поиске новых возможностей для получения прибыли, должны быть готовы воспользоваться этой новейшей технологии. Домохозяйства же и фирмы должны быть готовы приобретать эти карточки.

- Идеи. В истории инноваций довольно часто удостоверяются факты, когда фирма, которая является пионером в разработке какой-то потенциально экономически выгодной идеи, не получает от этого большой выгоды. Это справедливо и в отношении кредитных карточек.

- Услуги. Представлены фирмами, предлагающими услуги по использованию кредитных карточек (как правило, определенный процент от цены покупки), а также в виде процентов, которые выплачиваются за использование кредита владельцами этих карточек (по остаточные на счете). Наибольшие расходы таких фирм составляют расходы на осуществление операций, убытки из-за воровства карточек и неспособность их владельцев погашать свои обязательства.

Как и в других отраслях экономики, главной целью финансовой индустрии является получение прибыли путем продажи ее продуктов. Таким образом, финансовые институты разрабатывают новые продукты как для собственных целей, так и для своих клиентов. Инновации в этой области экономики в основном вызваны теми же факторами, что и в других отраслях. Исходя из этого, на рис. 1 были рассмотрены основные факторы, влияющие на развитие финансовых инноваций. Содержание финансовой инновации составляют новые финансовые продукты и новые финансовые операции. Финансовый продукт представляет собой материальную часть оформленной услуги финансового института. Финансовый продукт имеет вид вещи (то есть ощутимую форму), предназначенной для продажи на финансовом рынке. К финансовому продукту относятся ценные фондовые бумаги, монеты из драгоценных металлов, пластиковая расчетная или кредитная карта, договор банковского счета, пенсионный полис, объект недвижимости и т. п.

st7

Рисунок 1. Финансовые инновации

Таким образом, состояние финансовых инноваций ДНР будет зависеть не только от принятых решений органами власти, которые направлены на интеграцию в финансовую и политическую сферу, но и от самого населения, местного самоуправления, предпринимателей в рамках локальных платежных систем, а так же форм коллективного финансирования.