Назад в библиотеку

Концепция экономического потенциала предприятия

Авторы: Чефранова Анна Сергеевна, Губская Марина Владимировна
Источник: Материалы конференции «Экономика и маркетинг в ХХІ веке» - Донецк, ДонНТУ - 2008, с. 306-307.

Деятельность любой организации направлена на достижение определенных результатов. Однако одни из них достигают целей своей деятельности, а другие работают менее успешно. Эффективность работы предприятия определяется благоприятностью исходных условий (обеспеченность материальными, финансовыми, чело­веческими, информационными ресурсами) и рациональной управленчес­кой ориентацией в их использовании. В качестве объекта управления предприятия может выступать его экономический потенциал. Существуют такие подходы к пониманию сущности экономического потенциала:

1.Экономический потенциал как совокупная способность отраслей народного хозяйства. В рамках данного подхода экономический потенциал представляет собой совокупную способность субъектов экономики производить продукцию и оказывать услуги.

2.Экономический потенциал как совокупность имеющихся ресурсов.

3.Отождествление терминов «экономический потенциал», «экономическая мощь» и «народно-хозяйственный потенциал».

Экономический потенциал предприятия (страны, отрасли) характеризуется максималь­но возможным объемом материальных благ и услуг, которого можно достичь при оптимальном использовании имеющихся ресурсов. Эконо­мическая мощь характеризует фактически достигнутый уровень развития производительных сил. Выделяют достигнутый и перспективный экономические потенциалы.

Уровень имеющегося у предприятия потенциала определяется объемом и качеством накопленных ресурсов, вся совокупность которых подразделяется на следующие виды: технические ресурсы (производственное оборудование, материалы) технологические ресурсы (технологии и их динамичность, наличие конкурентоспособных идей, научные разработки и т.п.); кадровые ресурсы (квалификационный и демографический составы работников, способность персонала адаптироваться к изменению целей предприятия и т.п.); пространственные ресурсы (характер производственных помещений и территории предприятия, наличие и качество коммуникаций, воз­можность расширения производства и т.д.); ресурсы организационной структуры управления (характер, гибкость системы управления, скорость прохождения управленческих воз­действий); информационные ресурсы (информация о внутренних возможнос­тях предприятия и о внешней среде); финансовые ресурсы (состояние активов, уровень ликвидности, возможность и объемы получения кредитов и т.п.).

Содержание экономического потенциала предприятия определяется следующими факторами: объективные факторы (совокупность материальных и нематериальных ресурсов, в том числе природных, как вовлеченных, так и не вовлеченных в производство, но обладающих реальной возможностью в будущем умствовать в нем); субъективные факторы (способность работников к использованию ресурсов и созданию материальных благ (услуг) и способность управленческого аппарата к оптимальному использованию имеющихся ресурсов).

Потенциальные возможности предприятия при эффективном использовании ресурсов определяют стратегический потенциал предприятия. Уровень освоения потенциальных возможностей предприятия определяет конкурентный статус предприятия. Конкурентный статус предприятия используется не для оценки положения предприятия на рынке (относительно от конкурентов). Он характеризует возможности предприятия N ведению конкурентной борьбы, предпосылки достижения пред­приятием конкурентных преимуществ.

Рыночный потенциал предприятия в большой степени характеризует его способность обеспечивать устойчивое положе­ние на рынке данных товаров и услуг. Экономический потенциал является характе­ристикой внутренних возможностей предприятия в производ­стве товаров и услуг и получении соответствующего дохода. Его величина в значительной степени зависит от количества и каче­ства экономических ресурсов, которыми обладает предприятие и определяется его способностью адекватно реагировать на изме­нение рыночной ситуации, возможностью быстрого изменения номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции в соот­ветствии с потребностями рынка.

В структуре рыночного потенциала отдельным блоком выделяют систему управления, в которой различают такие подсистемы: планирование (выявление потенциала будущего успеха); организация (создание нового потенциала и превращение существующего в факторы успеха); мотивация (эффективная мотивация персонала к реализации имею­щегося потенциала); контроль (проверка эффективности осуществления планов и решений).

Каждый из указанных потенциалов характеризуется определенной величиной и качественным состоянием соответствующих ему видов экономических ресурсов. Экономический потенциал предприятия представляет собой сложную динамическую, иерархическую, взаимосвязанную систему. Величина экономического потенциала предприятия во многом определяется величиной и качественной структурой составляющих элементов экономического потенциала региона, в кото­ром оно расположено.

Литература

  1. Харченко В.Д. До механізму інноваційного розвитку вугільної промисловості/ В.Д. Харченко, Ю.З. Драчук // Уголь Украины. – 2005. - №9. – с.12-16
  2. В. В. Ковалёв, О. Н. Волкова Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М: 2000 – 424 с.
  3. Макконел К.Р., Брю С.Л. «Экономикс Принципы, проблемы и политика» 1992г.-394с
  4. Виступ міністра палива та енергетики С. Т. Ста шевського на засіданні Кабінету міністрів України 12вересня 2001 р. // ж.Уголь Украины – 2001 г. (октябрь)