Назад в библиотеку

Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия

Автор: Цуркан В.Д., Бондарева И.А.
Источник: Материалы научно-практической конференции Ресурсосбережение.Эффективность. Развитие. – Донецк: ДонНТУ, 2017. – с.142 – 144.

Аннотация

Цуркан В.Д., Бондарева И.А. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия. Упраление конкурентоспособностью рассматривается как на макроэкономическом уровне, так и на микроэкономическом. Изучена оценка конкурентоспособности предприятия позволяющая решить важные задачи.

Общая постановка проблемы

Поскольку промышленность является основой экономического потенциала страны, в связи с этим особенно актуальным становится анализ проблем, связанных с развитием конкуренции и повышением конкурентоспособности промышленности.

В рыночных условиях формирование и совершенствование экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятия становится потребностью развития конкурентных преимуществ предприятий и национальной экономики в целом.

Анализ последних исследований и публикаций

Исследованию теоретико-методологических аспектов механизма управления предприятием посвящены работы отечественных ученых В.П. Медведева, В.В. Копейчикова, Ю.А. Тихомирова, Б.П. Курашвили, A.M. Омарова.

Отдельные вопросы управления конкурентоспособностью рассматриваются в трудах зарубежных ученных К. Маркса, А. Маршалла, М. Портера, Д. Риккардо, А. Смита, И. Шумпетера.

Основные результаты исследования

В условиях рыночных отношений критерием устойчивости и выживаемости предприятия в рыночной среде служит конкурентоспособность предприятия, анализ, оценка и прогнозирование которой становятся объективной необходимостью, так как в современной конкурентной борьбе при всей ее масштабности и остроте выигрывает тот, кто анализирует и борется за свои конкурентные позиции. В рыночной экономике смогут функционировать только жизнестойкие предприятия, которые гибко маневрируют и используют новые механизмы в управлении. Одной из важных задач становится количественная оценка уровня конкурентоспособности предприятия, а также разработка мероприятий, позволяющих управлять ею. Оценка конкурентоспособности предприятия позволяет ему решить следующие важные задачи: определить свое положение на рынке; разработать стратегические и тактические мероприятия эффективного управления; выбрать партнеров для организации совместного выпуска продукции; привлечь средства в перспективное производство; составить программы выхода предприятия на новые рынки сбыта и др. [1]. Однако для достижения эффективного функционирования и успешного развития наиболее целесообразным решением компании является анализ внешней и внутренней среды. Это вызывает необходимость обоснованного отбора методик, которые дают достаточно ясное и объективное представление о конкурентном положении предприятия.

Конкурентоспособность М.Портер определяет как способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных товаров и услуг [3]. В настоящее время конкурентоспособность является одним из ключевых понятий, которое определяет успешность предприятия на внешнем рынке, тем не менее, современная экономическая наука не имеет единого определения конкурентоспособности.

Управление конкурентоспособностью представляет собой организационно-распорядительное, экономическое, морально-психологическое воздействие субъектов управления в лице государственных и региональных органов, собственников, менеджеров, непосредственно производителей и потребителей на процессы разработки, изготовления, рыночного обращения, потребления товаров и услуг, осуществляемое с целью укрепления позиций на рынках, максимизации объема продаж, выручки от продаж, дохода, прибыли посредством использования конкурентных преимуществ. Управление конкурентоспособностью на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях, направленное на её повышение и включает в себя:

Выводы

Таким образом, для обеспечения конкурентоспособности промышленным предприятиям необходимо обеспечить управление в четком соответствии с поставленными целями. При этом эффективное использование в конкурентной борьбе своих сравнительных преимуществ должно быть направлено на развитие тех сторон, которые выгодно отличают предприятие от потенциальных или реальных конкурентов.

Список использованной литературы


1. Конкурентоспособность организации / Н.П. Абаева, Т.Г. Старостина; под ред. Т.Г. Старостиной. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 91с.
2. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб.пособие для студентов вузов / Т.Г. Философова, В.А. Быков; под ред. Т.Г. Философовой.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 271с.
3. Портер М.Е. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М., 1993.- 898 с.