Назад в библиотеку

Мотивация персонала в условиях экономической нестабильности

Автор: Степанова Т. А., Вахлакова А. С.
Источник: Материалы научно-практической конференции Ресурсосбережение. Эффективность. Развитие. – Донецк: ДонНТУ, 2018. – с. 37–40.

В периоды кризисных ситуаций в экономике предприятие может столкнуться не только с финансовыми проблемами, но и с потерей квалифицированного персонала, без которого невозможно сохранить конкурентные преимущества и преодолеть кризис. Одной из основных задач управления персоналом предприятия является удержание ключевых сотрудников, что приобретает еще большую актуальность в кризисных условиях. Задача управления мотивацией персонала для укрепления человеческого капитала остается без должного внимания, поскольку руководители большинства отечественных предприятий концентрируют свои силы на управлении производством, финансами, маркетингом и др.

Наиболее характерными кадровыми проблемами, с которыми сталкивается предприятие во время кризисов, являются [1]:

Несмотря на сложную ситуацию для предприятия, работодатель в сложившихся условиях получает уникальные возможности. Во-первых, улучшить состав и структуру персонала путем создания условий для ухода работников, труд которых неэффективен и не приносит положительных результатов. По сути, это позволяет исправить допущенные ранее в HR-политике ошибки. Во-вторых, благодаря кризису у работодателей появляется возможность выбора из более широкого круга претендентов на условиях более выгодных для предприятия, всего коллектива работников.

Уменьшение объемов получаемой прибыли приводит к снижению возможностей для материального стимулирования персонала. Следовательно, большую значимость для предприятия приобретают нематериальные методы стимулирования работников. По данным экспертов Strategic Management Journal именно инструменты нематериального стимулирования позволяют в рамках использования того же фонда заработной платы увеличить производительность труда до 20% и сократить до минимума незапланированную текучесть кадров [2]. Наиболее универсальные способы нематериального стимулирования представлены в табл. 1.

Таблица 1 – Инструменты нематериального стимулирования персонала

Инструменты нематериального стимулирования Достигаемый результат
Организация корпоративных мерoприятий: посещение кинотеатрoв, театров Удовлетворение потребности в общении, причастности, признании, повышении приверженности, развитии корпоративной и личной культуры
Организация и проведение спортивных мероприятий с участием персонала Повышение сплоченности коллектива, улучшение показателей здоровья, сокращение количества и продолжительности больничных листов
Предоставление льгот для занятий спортом: тренажерный зал, бассейн и т. д. Повышение степени удовлетворения потребностей в существовании и корпоративном общении, улучшение показателей здоровья, сокращение количества и продолжительности больничных листов
Поздравление на доске объявлений работников с днем рождения, государственными и корпоративными праздниками, свадьбами, юбилеями Повышение сплоченности коллектива, осознание работниками своей значимости и востребованности
Ежегодное присуждение звания Лучший работник гoда Усиление возможностей удовлетворения потребности в самовыражении, осoзнании значимости своего вклада в общее делo
Проведение директором периодических совещаний с подчиненными, которые имеют возможность участвовать в принятии решений Повышение стремления к достижению корпоративных целей, осознание значимости своего вклада в общий результат, причастности работников к интересам предприятия, обеспечение самовыражения и самореализации

Довольно новым методом нематериального стимулирования для отечественных предприятий является геймификация [2]. Данный термин характеризуется применением подходов, характерных для игр, в неигровых процессах с целью привлечения пользователей и потребителей, повышения их вовлеченности в решение прикладных задач, использование продуктов, услуг.

Данный метод можно использовать в различных сферах деятельности. Геймификация в корпоративной среде является мощным инструментом признания и обратной связи. С помощью ее инструментов работники постоянно получают подтверждение полезности своих действий. Геймификация может служить инструментом вовлечения сотрудников во взаимодействие, командную работу. Геймификация облегчает коммуникационное пространство и создает дополнительный стимул к общению.

Таким образом, нематериальные методы стимулирования в кризисной ситуации позволяют в определенной степени компенсировать работникам их материальные потери, выраженные в снижении заработной платы. Однако стоит отметить, что формирование системы мотивации персонала необходимо осуществлять с учетом специфики деятельности, осуществляемой предприятием, и мотивационного портрета каждого сотрудника. Рассмотренный нетипичный метод для отечественных предприятий – геймификация не заменяет, а совершенствует существующие бизнес-процессы предприятия дополнительными элементами и позволяет задействовать дополнительные каналы коммуникации и мотивации сотрудников. Осуществление данных мероприятий позволит повысить качество корпоративных отношений и усилить мотивацию работников к высокопроизводительному труду.

Список использованной литературы

1. Голова В. С. Мотивационный аспект управления в условиях кризиса [Электронный ресурс] / В. С. Голова // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. – 2015. – № 3–4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/...
2. Першина Е. Г., Масленников П. В. Использование геймификации в управлении персоналом на предприятии [Электронный ресурс]. / Е. Г. Першина, П. В. Масленников, Г. А. Подзорова // УЭкС. – 2017. – № 2 (96). Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/