Українська   English

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Проблемы утилизации твердых бытовых отходов появились практически одновременно с появлением человеческого общества и до сих пор окончательно не решены. Везде, где поселяются люди, обязательно появляются свалки бытовых отходов [1]. Причем, за столь длительное время существования человечества изменился характер отходов – к твердым бытовым (ТБО) добавились промышленные отходы (ПО). Условия складирования ТБО для крупных городов с каждым годом усложняются из-за дефицита средств на переработку отходов и недобросовестности населения при организации раздельного сбора мусора.

На сегодняшний день, сложно оспорить актуальность данной проблемы, так как ухудшается должное качество жизни, и теряются многие функциональные аспекты государства, а именно:

  • экономические (потеря прибыли при неиспользовании вторичной переработки отходов и т. д);
  • экологические (потери пригодных для использования с/х угодий и т. д);
  • социальные (пагубное влияние на окружающий мир и здоровье населения)

Решение проблемы должно проходить постепенно и поэтому актуальным является решение задач, направленных на совершенствование нормативно-правовой базы для урегулирования дальнейших практических действий с выделением территорий для складирования и переработки ТБО.

Общемировая цель – минимизировать площади полигонов ТБО и обеспечить не только правильное складирование мусора, но и максимальное использование всех его свойств [2]. Так как полигон твердого мусора концентрирует значительные объемы загрязняющих компонентов, то он всегда представляет собой серьезную опасность потенциального загрязнения окружающей среды (рис.1). Чтобы устранить эту опасность, полигоны включают в себя целый ряд защитных сооружений. Их наличие отличает полигон от обыкновенной свалки и наделяет целым рядом положительных качеств.

Рисунок 1 – Влияние необработанных бытовых отходов на среду обитания и здоровье человека

Для того чтобы полигон ТБО не превратился в обычную свалку, при проектировании необходимо обязательно разработать мероприятия по защите окружающей среды от продуктов разложения твердых бытовых отходов, т.е., необходимо учесть следующие требования:

  • складирование ТБО должно быть изолировано от мест проживания и работы людей для стопроцентного обеспечения их безопасности;
  • условия складирования ТБО должны обеспечивать равновесие процессов, происходящих в складируемых отходах, а именно учитывать скорость выделения газа, роста объемов и уплотнение мусора;
  • устройство полигона ТБО должно быть рассчитано с учетом возможности использования земли после прекращения его работы (рекультивация).

Каждый полигон ТБД привязан к специфике местности (овраги, равнины и т.п.) и проекты для их подготовки разрабатывают в соответствии с действующими нормативами с учетом всех особенностей местности для полного исключения опасности загрязнения окружающей среды [3].

Целью исследований в магистерской работе – на основе анализа мирового опыта утилизации твердых бытовых и промышленных отходов разработать предложения в законодательные и нормативные акты по отводам земли в регионе под полигоны ТБО с учетом требований рационального использования земельных участков [4].

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучение положительного опыта развитых европейских стран по вопросам выделения территорий для складирования и переработки ТБО для его применения в регионе;
  • анализ действующих в регионе нормативных и правовых актов по вопросам отводов земельных участков под полигоны твердых бытовых и производственных отходов с целью выявления недостатков для разработки предложений по их устранению;
  • разработка рекомендаций в соответствии с действующими в регионе правовыми и нормативными актами по вопросам складирования и переработки твердых бытовых и промышленных отходов для минимизации их влияния на окружающую среду и сокращения площадей полигонов ТБО за счет переработки мусора.

1. Анализ опыта развитых стран по вопросам складирования и переработки ТБО

В настоящее время экологическая проблема, связанная с утилизацией промышленных и бытовых отходов, стала мировой: национальная политика развитых стран обязательно направлена на реализацию рационального управления отходами [5]. Причем, лучшим вариантом обеспечения экологической безопасности признана возможность обеспечения переработки отходов, повторное использование, утилизация и рекуперация энергии (политическая система государств по развитию возобновляемых источников энергии).

На конференции в Базеле 22 марта 1989 года была принята Базельская конвенция, цель которой – оградить здоровье человека и окружающей среды от пагубного воздействия, вызываемого производством, использованием, трансграничной перевозкой и удаление опасных отходов [6]. В настоящее время национальные законодательства в странах ЕС полностью гармонирую с этой конвенцией и экологическим правом. В развитых европейских странах можно выделить три основополагающих принципа решения проблем, связанных с отходами:

  • переработка ценных компонентов отходов и повторное использование отходов в качестве вторсырья;
  • использование отходов в качестве вторичных энергетических ресурсов при условии неэффективности повторной переработки;
  • полигонное захоронение отходов при невозможности их переработки и использования в качестве энергоресурсов.

В странах ЕС система управления отходами предполагает наличие интегрированной системы различных аспектов (рис.2).

Рисунок 2 – Система управления отходами

По статистическим данным в странах ЕС в настоящее время захоронению подлежат менее 40% отходов (большая часть сжигается или перерабатывается), однако и в Российской Федерации и в Украине захоронению подлежит основная (большая) часть отходов. Однако технология захоронения твердых бытовых и промышленных отходом имеет ряд существенных недостатков, а именно:

  • способствует распространению на большие территории опасных веществ (для здоровья людей, растительного и животного мира) за счет попадания в почву, поверхностные и грунтовые воды, в атмосферный воздух;
  • не обеспечивает бактериологическую и эпидемиологическую безопасность;
  • при возгорании твердых бытовых и промышленных отходов образовываются диоксиды – высокотоксичные вещества, которые вызывают проблемы в области репродуктивного здоровья и развития, поражения иммунной системы, гормональные нарушения и раковые заболевания;
  • значительные затраты на рекультивацию закрытых полигонов не сопоставимы с результатами.

Анализируя положительный опыт развитых европейских стран можно сделать вывод о том, что в настоящее время, к сожалению, не существует идеального решения для устранения ТБО, которое позволило бы экономически эффективно и в максимальном объеме утилизировать вторичное сырье или энергию без образования производственных отходов, выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и сбросов сточных вод [7]. Поэтому приоритет отдается технологии сжигания на мусоросжигательных заводах ТБО при температуре от 850 до 1200˚С с выработкой электричества и тепла (рис.3, табл.1). Данную технологию можно рекомендовать для применения на территории региона.

Таблица 1 – Сведения о заводах термической переработки твердых бытовых отходов в странах Европы (данные IWSA)

Страна Территория,
тыс.кв.км.
Население,
млн.чел.
Количество
заводов
Завод,
тыс.кв.км
Завод,
млн.чел
Дания 34.1 5.20 36 1.0557 6.9231
Франция 544.0 58.00 88 0.1618 1.5172
Германия 356.9 81.70 57 0.1597 0.6977
Великобритания 244.1 58.60 36 0.1475 0.6143
Венгрия 93.0 10.50 1 0.0107 0.0952
Нидерланды 41.2 15.40 12 0.2913 0.7792
Испания 504.8 39.20 22 0.0436 0.5612
Швеция 450 8.80 23 0.0511 2.6136
Португалия 92.4 9.90 2 0.0216 0.2020
Швейцария 41.3 6.99 18 0.4358 2.5751
Австрия 83.9 8.00 2 0.0238 0.2500
Италия 301.3 57.30 70 0.2323 1.2216

Рисунок 3 – Данные исследовательской группы COGERSA SAU о размещении заводов термической переработки твердых бытовых отходов в странах Европы

2. Анализ действующих в регионе нормативных и правовых актов по вопросам отводов земельных участков под полигоны твердых бытовых

Согласно статистическим данным, приведенным в докладе заместителя председателя Госкомэкополитики при Главе ДНР Бондаренко А. в 2016 году в Донецкой Народной Республике образовалось порядка 6 млн. т отходов, из них: 10,1 т отходов 1 класса опасности, 409,9 т отходов 2 класса опасности, 2394,9 т отходов 3 класса опасности. Около 50% отходов 1 и 2 классов опасности пришлись на город Донецк.

Перечень опасных отходов утверждён приказом Госкомэкополитики от 01.08.2017 №265.Среди наиболее распространённых опасных отходов в последнее время можно выде-лить люминесцентные лампы (соединения ртути, 1 класс), отработанные нефтепродукты (углеводороды, 2 класс), аккумуляторы (серная кислота, сурьма, свинец – 2-3 классы) [8].

На данный момент в Республике отсутствуют специализированные предприятия по сортировке, переработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления (в том числе опасных и вторсырья), и потому субъекты хозяйствования вынуждены накапливать образующиеся отходы на своей территории в местах или объектах, которые предназначены для временного складирования отходов и не рассчитаны на большие объемы. Кроме дополнительной финансовой нагрузки на субъекты хозяйствования, такое положение дел может привести к появлению несанкционированных свалок отходов (в том числе опасных), которые, конечно же, окажут значительное негативное влияние на состояние окружающей среды и здоровье населения Республики.

В настоящее время в регионе действует ряд законодательных и нормативных актов, регулирующий вопросы, связанные с твердыми бытовыми и производственными отходами. Одним из таких актов является Закон ДНР от 09.10.2015 Об отходах производства и потребления (далее по тексту Закон). Основные принципы и приоритетные направления государственной политики в сфере обращения с отходами приведены в статье 3 Закона (рис.4).

Рисунок 4 – Основные принципы государственной политики в сфере обращения с отходами

Рисунок 5 – Основные направления государственной политики в сфере обращения с отходами

В настоящее время действующие на территории региона полигоны ТБО не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к ним нормативными актами. Так, например, на рис.6 приведен фрагмент комического снимка, на котором отражено размещение Петровского полигона ТБО. Он находится в старом песчаном карьере. Вод воздействием ветра мусор разносится по дворам близкорасположенных поселков и по кладбищу [9].

Госкомэкополитики разработал новую концепцию по усовершенствованию обращения с твердыми бытовыми отходами, в основу которой заложено:

  • создание больших региональных полигонов для обслуживания трех агломераций Новоазовск-Тельманово-Старобешево, Донецк-Ясиноватая-Горловка, Донецк-Макеевка-Харцызск;
  • строительство мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов;
  • захоронение только тех отходов, которые не которые никоим образом нельзя использовать во вторичном производстве и в народном хозяйстве;
  • создание единого государственного или республиканского предприятия, которое будет координировать как единую тарифную политику, так и процессы, связанные с операциями с бытовыми отходами.

Рисунок 6 – Местоположение Петровского полигона ТБО

Можно сделать вывод, что на государственном уровне принимаются решения о минимизации площадей свалок, о сжигании и переработки ТБО и т.п. Это вполне соответствует политике развитых Европейских стран в вопросах решения проблем, связанных с ТБО. Реализация принимаемых решений требует значительных капитальных вложений, найти которые в сложившихся сложных экономических условиях весьма затруднительно.

3. Рекомендации в соответствии с действующими в регионе правовыми и нормативными актами по вопросам складирования и переработки твёрдых бытовых и промышленных отходов

Для улучшения организации обращения с ТБО (сортировка, переработка, утилизация) и для внедрения раздельного сбора ресурсоценных компонентов необходимо:

  • сократить объемы захоронения ТБО;
  • выбрать площадки и разработать проекты для строительства комплекса по переработке ТБО;
  • организовать строительство комплекса (мусоросжигательный и мусороперерабатывающий заводы).

Проект мусороперерабатывающего предприятия (рис.7) должен разрабатываться с учетом следующих требований:

  • выбор и отвод площадки под строительство должен учитывать действующее законодательство и нормативы;
  • минимизация затрат на строительство;
  • строительство осуществлять за счет привлечения инвесторов, без бюджетных средств;
  • полное описание технологического процесса по сбору ТБО и последующей переработки;
  • определение требований к техническим характеристикам оборудования;
  • учет требований экологических служб;
  • детализация требований к перерабатываемому сырью;

Рисунок 7 – Типовой проект мусороперерабатывающего завода

Так как не все ТБО годятся в качестве вторсырья, их рекомендуется сжигать на мусоросжигательном заводе, который одновременно могут выполнять функцию тепловых электростанций с интегрированной системой сжигания отходов, переработки и компостирования (рис.8).

Рисунок 8 – Технологическая схема мусоросжигательного завода

Если предположить, что в г. Донецке проживает примерно 700 тыс. чел., то строительство мусоросжигательного завода обеспечит выработку тепловой энергии в количестве около 300000 Гкал/год (эквивалент сжигания до 35 млн. куб. м/год). По результатам анализа опыта европейских стран, применяющий мусоросжигательные заводы для ликвидации ТБО, следует отметить, что для их экологически безопасной эксплуатации необходимо строго соблюдать технологию очистки выбрасываемых в атмосферу остаточных продуктов горения [10]. Экономия на фильтрах может привести к серьезным экологическим проблемам.

Выводы

На территории ДНР за 2016 г. образовалось 5 940,12 тыс. т отходов, из которых было утилизировано 1447,47 тыс. т (24,63%), сожжено 1,52 тыс. т (0,03%), размещено на специальных объектах 4428,28 тыс. т (75,34%). Таким образом, с учетом ранее накопленного количества ТБО, их объем на конец 2016 г. составил 1,521 млрд. т.

Почти четверть отходов утилизируется, а остальные три четверти складируются на специальных местах удаления отходов, степень заполнения которых практически достигла своего предела.

Процентное соотношение образования отходов по городам ДНР приведено на рис.9.

Рисунок 9 – Структура образования отходов по городам ДНР

Как видно из представленных данных, основными городами, которые накапливают наибольшее количество отходов, являются крупные промышленные города: Енакиево, Донецк, Макеевка, Торез, Ждановка, которые в сумме образовали 78,95% отходов в 2016 г.

Проблема обращения с отходами в ДНР стоит достаточно остро из-за ряда факторов:

  • отсутствие четкой концепции/программы обращения с отходами;
  • отсутствие предприятий по переработке отходов;
  • большое количество несанкционированных свалок;
  • устаревшие методы сбора и вывоза твердых бытовых отходов (в связи с тем, что отходы не сортируются, на полигоны попадают чрезвычайно опасные отходы, представляющие угрозу для окружающей среды и здоровья человека);
  • отсутствие мероприятий по обезвреживанию чрезвычайно опасных отходов.

Анализируя положительный опыт развитых европейских стран можно сделать вывод о том, что в настоящее время, к сожалению, не существует идеального решения для устранения ТБО, которое позволило бы экономически эффективно и в максимальном объеме утилизировать вторичное сырье или энергию без образования производственных отходов, выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и сбросов сточных вод [11]. Поэтому приоритет отдается технологии сжигания на мусоросжигательных заводах ТБО при температуре от 850 до 1200˚С с выработкой электричества и тепла. Данную технологию можно рекомендовать для применения на территории региона.

Список источников

  1. Яшалова Н. Н., Гриднев А. Е. Эколого-экономические проблемы переработки отходов в рамках концепции зелёной экономики// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013, №43, – С. 28–36
  2. Ежова А. А., Андросова Н. К. Сравнительный анализ зарубежного и российского опыта в сфере обращения с твёрдыми бытовыми отходами // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Сер. Химия. Биология. Экология. 2013, Т.13, вып. 3, – С. 94–97
  3. Евростат. [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/eurostat/home/
  4. Григорьева А. Р., Старицына И. А. Отвод земель под строительство полигона твёрдых бытовых отходов в городском округе Верхняя Тура Свердловской области. [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://min.usaca.ru/uploads/article/attachment/Григорьева.pdf
  5. Utilizamos cookies para el seguimiento estadístico de los accesos a las distintas secciones y contenidos. Al pulsar aceptar o continuar con la navegación consiente el uso de estas cookies conforme se describe en la Política de cookies. [Электронный ресурс], – Режим доступа: https://www.cogersa.es/metaspace/portal/14498/21337-noticias?pm
  6. Дегтярь М. В. Экомониторинг объектов окружающей среды вблизи полигонов твёрдых бытовых отходов// Энерго- и ресурсосберегающие экологически чистые химико-технологические процессы защиты окружающей среды : Международная научно-техническая конференция. Белгород, 2015, С. 31-34
  7. Рекомендации по проведению обследования полигонов (свалок) твёрдых бытовых отходов на предмет соответствия требованиям действующего природоохранного законодательства и санитарных правил эксплуатации полигонов ТБО, а также по определению и учёту бесхозных (несанкционированно размещённых) отходов и дальнейшему обращению с ними. [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://gkecopoldnr.ru/normative-base/2018/sw-dumps-monitoring.pdf
  8. ДБН В.2.4-2-2005 Полигоны твёрдых бытовых отходов. Основные положения проектирования. [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://proxima.com.ua/dbn/articles.php?clause=938
  9. Галикеева Г. Г., Зайцева Е. В., Кутлияров А. Н. Землеустройство загрязнённых земель на примере полигона твёрдых бытовых отходов п. Черкассы ГО Город Уфа РБ.//NovaInfo.Ru, 2016, Т.2, No 50, С. 55-60
  10. Закон ДНР от 09.10.2015 г. №82-ІНС: Об отходах производства и потребления. [Электронный ресурс], – Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakon-ob-othodah-proizvodstva-i-potrebleniya-82/
  11. Бондаренко А. Н. Сравнительный анализ эколого-санитарного состояния города Новоазовска / А. Н. Бондаренко, Л. В. Чайка // Проблемы социальноэкономической географии и природопользования: сб. тр. Всероссийской научной конференции (Ростов-на-Дону, 1 декабря 2017 г.); Южный федеральный университет; [редкол.: В.В. Латун и др.] – Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2017, – С. 126–130, [Электронный ресурс], – URL: http://masters.donntu.ru/2017/ feht/bondarenko/library/article5.htm