Назад в библиотеку

Диагностика технического состояния насосов

Автор: Хайдарова А. Ф., Неклюдова П. А.
Источник: Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Российская Федерация

Аннотация

Хайдарова А. Ф., Неклюдова П. А. Диагностика технического состояния насосов В данной статье рассматривается диагностика технического состояние питательных насосов ТЭЦ.

Для насосного оборудования характерны отказ и остановка, вызванные аварийным выходом из строя насоса в целом. Такая остановка вызвана не только повреждением детали, приведшей к отказу, но сопровождается рядом других поломок, к которым привела несвоевременная остановка насоса. Такие остановки приводят к повышенному объему ремонтных работ, сокращению общего срока службы машины, повреждению базовых поверхностей, восстановление которых в условиях эксплуатации не представляется возможным [1]. Одной из важнейших задач ксплуатации насосных установок в условиях растущих требований к повышению надежности и эффективности, повышению ресурса машинных агрегатов становится диагностика их технического состояния во время работы. Диагностический контроль насосных агрегатов представляет собой совокупность обязательных мероприятий, к которым относятся:

Контроль вибраций позволяет сократить число аварийных остановок насосов [2]. Спектральная характеристика вибрации и ее интенсивность определяются типом насоса и режимом его работы. В общем случае спектральные составляющие вибрации насосного агрегата обусловлены гидродинамическими и механическими источниками вибраций собственно насоса, двигателя и передаточного механизма [3].

Вибрация характеризуется амплитудой и частотой, т. е. отклонением какой-либо точки машины от одного крайнего положения до другого и числом этих отклонений в единицу времени. Очень важно своевременно обнаружить повышенную вибрацию, а также причину ее возникновения, и немедленно ее устранить [4]. Степень вибрации проверяют после первоначального пуска центробежного насоса, перед остановкой на ремонт, после проведения ремонтов и при появлении повышенной вибрации. Амплитуду вибрации обычно замеряют на крышках подшипников в поперечном, вертикальном и осевом направлениях с помощью виброизмерительных приборов. Отечественная промышленность выпускает для этой цели ручные вибрографы ВР-1 и ВР-2, а также более совершенные приборы, например типа ВИП-2, ВИП-6. Виброшумовые испытания насосов проводят в соответствии с ГОСТ 6134-71 и специально оговаривают в технических условиях и при заказе насосов. В европейской практике широкое распространение получили нормы VD [5]. Согласно этим нормам, за основную характеристику вибрации принимают эквивалентную амплитуду скорости вибрации, измеренную при рабочей скорости вращения ротора [6]. Электроизмерительными приборами измеряют непосредственно эффективную амплитуду скорости вибрации. Оценка вибрации насосного агрегата будет не полной, если не учитывать уровень вибрации фундамента, жесткость крепления машин к фундаменту. Эти особенности учтены в нормах VDI разделением машин на четыре группы:

  1. Включает насосы и электродвигатели мощностью до 15 кВт, жестко связанные в рабочем состоянии. К этой группе принадлежат консольные насосы типов К, АХ, X.
  2. Включает средние насосы и электродвигатели мощностью от 15 до 75 кВт без специального фундамента, а также насосные агрегаты мощностью до 300 кВт, жестко закрепленные на фундаменте. К этой группе относятся насосы типов Д, О, крупные насосы К, X, АХ, ЭЦВ.
  3. Включает крупные насосные агрегаты, жестко закрепленные на тяжелых фундаментах. К этой группе относятся насосы типов ОПВ, В, ХБ, ЦНС.
  4. Охватывает большие горизонтальные турбо- и электронасосные агрегаты с большими вращающимися массами.

Список использованной литературы

1. Преобразование энергии и тепловые насосы. Багаутдинов И. З., Кувшинов Н. Е. Инновационная наука. 2016. № 3-3. С. 37-39.
2. Общие сведения о работе теплового насоса Багаутдинов И. З., Кувшинов Н. Е. Инновационная наука. 2016. № 3-3. С. 39-41.
3. Определение предельных эффективных конструктивных параметров и технических характеристик обратимой электрической машины возвратно-поступательного действия. Копылов А. М., Ившин И. В., Сафин А. Р., Гибадуллин Р. Р., Мисбахов Р. Ш. Энергетика Татарстана. 2015.№ 4(40). С.75-81
4. Обоснование рациональной модели тележки трамвая на основе параллельного моделирования в среде matlab/simulink и cad, cae - системе catia v5. Сафин А. Р., Гуреев В. М., Мисбахов Р. Ш. Электроника и электрооборудование транспорта. 2015.№ 5-6. С.28-32.
5. Numerical studies into hydrodynamics and heat exchange in heat exchangers using helical square and oval tubes. Misbakhov R. S., Moskalenko N. I., Bagautdinov I.Z. F., Gureev V. M., Ermakov A. M. Biosciences biotechnology research asia. 2015. Т12. С. 719-724.
6. Моделирование системы охлаждения с парожидкостной компрессионной установкой. Карелин Д. Л., Гуреев В. М., Мулюкин В. Л. Вестник казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева. 2015.Т71. № 5. С. 5-10.