Назад в библиотеку

Игровая зависимость несовершеннолетних как причина социальной дезадаптации

Автор: Лужкова М.М.
Источник: Игровая зависимость несовершеннолетних как причина социальной дезадаптации

Аннотация

Лужкова М.М. - Игровая зависимость несовершеннолетних как причина социальной дезадаптации

Общая постановка проблемы

В данной статье исследуется игровая зависимость как аддиктивная форма поведения детей и подростков, следствием которой является развитие социальной дезадаптации и девиантной направленности. Рассмотрены психологические причины компьютерной аддикции несовершеннолетних; проведено исследование, выявляющее уровень распространения данной девиации среди школьников, отношение родителей к этой проблеме. Также предложены профилактические меры, которые способствуют предупреждению зависимости подрастающего поколения от компьютерных игр.

Трактовок такого понятия, как «компьютерная игра» довольно много. В.Н. Друзин определяет ее как особый вид деятельности, в которой посредством ресурсов компьютерных технологий создается интерактивная модель социальной действительности, включающая игрока в процесс ее преобразования на основе запрограммированных единиц игры за счет взаимодействия с компьютерной программой или с другими игроками через пользовательский интерфейс. Парадокс заключается в том, что любая зависимость, в том числе и зависимость от компьютерных игр поощряется потребительским обществом с помощью рекламы. В современном мире игры представляют собой отдельную культурную сферу как организованную сферу досуга. Необходимо упомянуть о стремительно набирающей популярность в последнее время в России индустрии развлечений – игорном бизнесе. Его легализация и развитие получило широкое распространение в современной системе рыночных отношений. Социологами отмечено («концепция общества играизации»), что молодое поколение живет в эпоху, когда, благодаря СМИ к данной индустрии вырабатывается по большей части положительное отношение, что подтверждает огромное количество рекламы на просторах Интернета, призывающей к посещению нелегальных игорных сайтов, осуществлению ставок, покупке лотерейных билетов. Доступность и бесконтрольность вышеупомянутых явлений создает представление у подростков с еще неокрепшей психикой и повышенным чувством внушаемости, что посещение таких сайтов, увлечение играми не сулит ничего плохого. Ведь то, что запретно – не транслируют так открыто. Именно такое заблуждение зачастую и приводит к формированию зависимостей. Пока социум будет попустительски относиться к данной проблеме – количество молодых людей, страдающих игровой зависимостью, будет стремительно увеличиваться. Можно обозначить ряд факторов, способствующих развитию аддиктивных подростковых наклонностей и формированию психологической зависимости от компьютерных игр (Т.В. Коваль): 1. Биологические факторы, обусловленные особенностями организма. Среди подростков, склонных к зависимостям, наблюдается высокий уровень депрессивных, аффективных расстройств. Американский исследователь S. Caplan отмечает у зависимых детей следующие характерные особенности: постоянное чувство одиночества и отверженности, склонность к депрессии, замкнутость, перманентная тревожность, что неизменно влечет за собой трудности во взаимодействии с окружающими. Дети-аддикты, в большинстве своем, раздражительны, вспыльчивы, эмоционально нестабильны. 2. Социальные факторы. Формирование компьютерной зависимости обусловлено как личностными особенностями, так и средовыми психотравмирующими факторами, например неблагоприятной атмосферой в семейном окружении. Нарушение детскородительских отношений, семейные конфликты, отсутствие взаимопонимания препятствуют адекватному становлению личности ребенка и формированию его мировоззренческих установок. Эмоциональная депривация, безразличное отношение родителей к ребенку либо их жестокое обращение, психологический дискомфорт сказываются на стремлении ребенка «окунуться» в виртуальный мир, уйдя от жизненных проблем. 3. Психологические факторы. Для подростков с компьютерной аддикцией характерны низкая самооценка, чувство неуверенности, либо, напротив, поведенческая демонстративность. Было проведено опросное исследование на уровне школьных образовательных учреждений в Московской области. Среди опрошенных были дети школьного возраста, их родители и педагоги. Анализ результатов исследования, цель которого - изучение степени распространения среди школьников игровой зависимости, особенностей их психологического портрета и отношения родителей к данному явлению, позволил сделать следующие выводы: 70% школьников отмечают, что в результате увлеченности играми они стали менее общительными; 40% играющих общаются исключительно с игроками, то есть в виртуальном мире, испытывая сложности общения с реальными людьми; 10% из-за вспыльчивости и эмоциональной нестабильности остались одиноки; 20% замкнулись в себе. Беседы с родителями позволили установить, что они не видят существенной проблемы во времяпровождении детей и зависимости у них не отмечают. Таким образом, выявлено, что, родители недооценивают проблему игровой зависимости, в семье отсутствуют профилактические действия, и, как следствие, усугубляется патологическая зависимость.

Выводы

Таким образом, профилактика игровой зависимости должна включать комплекс методов разного уровня, нацеленных на усиление защитных факторов (общественных, социально-средовых, личностных) и уменьшение факторов риска развития игровой зависимости. Психопрофилактическая деятельность должна заключаться в развитии адекватных ценностных установок, формировании мотивации к образованию, спорту, культурному развитию, здоровому образу жизни. Пристальное внимание должно быть направлено на детей «группы риска». Виды профилактических мер должны иметь определенное ресурсное обеспечение. В образовательных учреждениях психопрофилактика должна реализовываться на базе обширного комплекса организационных, педагогических и воспитательных мероприятий в процессе обучения школьников, в том числе и во внеучебное время.

Список использованной литературы

1. Друзин В.Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков: дисс. … канд. пед. наук: защищена 20.06. 2011 / В.Н. Друзин.Ярославль: Изд-во Ярославского гос. пед. университета им. К.Д. Ушинского, 2011. С. 22-23.
2. Зиннуров Ф.К. Педагогическая профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях социокультурной среды: дисс. …д-ра пед. наук: защищена: 14. 02. 2015 / Ф.К. Зиннуров. Казань: Изд–во Казан. гос. университета культуры и искусств, 2012. С. 115.
3. Литвиненко О.В. Психологические детерминанты игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики: дисс. ... д-ра псих. наук: защищена: 19.07.2014 / О.В. Литвиненко. Спб.: Изд–во: Всерос. центр экстрен. и радиац. медицины им. А. М. Никифорова МЧС России, 2008. С. 19.
4. Агеева Л.Г. Социально-психологическая дезадаптация современных школьников и ее причины: монография / Л.Г. Агеева. Ульяновск: УлГТУ, 2013. С. 239-241.
5. Ветлугина К.И. Влияние компьютера и Интернета на развитие и здоровье дошкольников / Ветлугина К.И., Боброва И.И. // Портал научно-практических публикаций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://portalnp.ru/2016/03/1760, 2016./ (дата обращения: 07.10.2019). С. 40–41.
6. Грушина А.А. Влияние СМИ на личность подростка / А.А. Грушина, М.В. Данилова // Молодой ученый, 2018. № 3 (189). С. 107.
7. Кондрашкин А.В. Девиантное поведение подростков и интернет: изменение социальной ситуации / А.В. Кондрашкин, К.Д. Хломов // Интердисциплинарные исследования, 2015. № 1. С. 27–28.
8. Фомина О.В. Дисфункциональная семья и отклоняющееся поведение ребенка // Психологическая газ., 2016. 3 июля. С. 43-45.
9. Белобрыкина О.А. Философия жизни игромана / Белобрыкина О.А., Шаманаева М.А. // Журнал «Философия и Культура», 2018. № 2 (52). С. 13.