Назад в библиотеку

Разработка системы интеллектуализации транспортных средств

Автор: Рубан Д.А., Борщ Д.П., Николаенко Д.В.
Источник: 69–я Международная студенческая научно–техническая конференция, Астрахань, 15–19 апреля 2019 года [Электронный ресурс]: материалы / Астрахан. гос. техн. ун–т. — Астрахань: Изд–во АГТУ, 2019.

Введение

В мировой практике интеллектуальные транспортные системы (ИТС) признаны как общетранспортная идеология интеграции достижений современных методов управления и телематики во все виды транспортной деятельности для решения проблем экономического и социального характера: повышения эффективности функционирования пассажирского и грузового транспорта, снижения транспортных расходов, обеспечения транспортной безопасности и улучшения экологических показателей.

В последние годы активно проводятся исследования в области систем управления транспортом. Опираясь на их результаты, с целью повышения безопасности дорожного движения, внедряются улучшения и новый функционал, что задает новые стандарты в области проектирования подобных систем [1].

Постановка задачи

Опираясь на исследования проведенные в статье [2] разрабатываемая бортовая ИТС должна реализовать несколько функций: оказание помощи водителю в предвидении дорожной обстановки; побуждение его к действиям по предотвращению опасной ситуации; снижение утомляемости водителя, анализируя часть параметров самостоятельно.

Вышеперечисленные функции предполагается реализовать посредством определения параметров окружающей среды (температура, влажность, освещение) и их передачи на мобильное устройство с помощью беспроводной технологии Bluetooth версии 5.0.

Разработка системы

Основываясь на требования к системе, для выполнения поставленной задачи, был произведен выбор необходимых датчиков и выбрана платформа Arduino в реализации Arduino Uno. Устройство основано на микроконтроллере Atmega328P-PU.

Для измерения температуры и влажности воздуха был выбран цифровой датчик DHT11, в котором содержится резистивный сенсор влажности и NTC структура для измерения температуры.

В качестве датчика освещения было принято решение использовать датчик KY-018, работа которого основана на фоторезисторе, что значительно упрощает работу с этим датчиком и получение информации.

Для измерения показаний атмосферного давления выбран датчик BMP280, который является старшей моделью в семействе BMP датчиков и отличается от других увеличенным количеством команд для взаимодействия. Основной его особенностью является три режима работы: sleep, forced, normal.

На рис.1 приведена функциональная схема разработанного устройства интеллектуализации транспортных средств.

Рисунок 1 – Функциональная схема устройства интеллектуализации транспортных средств

Рисунок 1 – Функциональная схема устройства интеллектуализации транспортных средств

Информация, полученная от датчиков, передается на мобильное устройство посредством беспроводной технологии Bluetooth, схема функционирования которого представлена на рис. 2.

Рисунок 2 – Схема функционирования мобильного приложения

Рисунок 2 – Схема функционирования мобильного приложения

Выводы

В ходе выполнения работы были получены следующие результаты:

В дальнейшем планируется доработка уже существующей системы и добавление нового функционала.

Список использованной литературы

  1. Козлов Л. Н., Урличич Ю. М., Циклис Б. Е. О концептуальных подходах формирования и развития интеллектуальных транспортных систем в России // Журнал «Транспорт Российской Федерации» №3-4 (22-23) 2009. С 30-35 URL: http://www.rostransport.com/trans portrf/pdf/22/30-35.pdf.
  2. Борщ Д. П., Рубан Д. А., Николаенко Д. В. Разработка компьютерной системы интеллектуализации для транспортных средств / Д. П. Борщ, Д. А. Рубан, Д. В. Николаенко // V Международная научно-практическая конференция. «Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике» (Азов, 20-21 апреля 2018 г.). Ростов Н/Д, ДГТУ, 2018. С. 91-95.