Назад в библиотеку

Разработка алгоритма слежения за распознанными по видеопотоку объектами

Автор: А.А. Волков, А.А. Войцеховский, А.Ю. Зарницын, Б.И. Пякилля
Источник: Молодежь и современные информационные технологии: сборник трудов XV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых – г. Томск: ТПУ, 2017. – с.132–133,[Ссылка]

Аннотация

Одной из задач при анализе видеопотока является задача слежения за объектом. В случае слежения за объектом выбирается нужный объект путём его выделения. Далее задача алгоритма состоит в верном выделении объекта на следующих кадрах объекта.

Существующие алгоритмы располагают только апостериорной информацией, полученной из выделенного оператором объекта, и имеют ряд недостатков, обусловленных отсутствием знаний об объекте слежения. Это в первую очередь связано с постановкой задачи.

Суть данной работы заключается в доработке одного из существующих алгоритмов слежения, решающего задачу слежения наилучшим образом, путём добавления к нему модуля знаний об объекте слежения. Модуль знаний будет представлять собой искусственную нейронную сеть, которая будет обучена классифицировать объекты на кадрах видеопотока и корректировать работу алгоритма слежения.

Для отработки данной идеи была использована библиотека компьютерного зрения OpenCV, в которой уже реализовано большинство необходимых функций.

Данную программу возможно доработать для решения задачи управления мобильным роботом путём установки взаимосвязи между относительным положением объекта и дальнейшей выработки алгоритма слежения.

Способы слежения, их преимущества и недостатки.

Отыскивать объект на видео возможно двумя способами: распознаванием и слежением. В случае распознавания, программе известно, как выглядит объект слежения, и она последовательно проверяет части изображения с целью найти похожие объекты. Недостатком такого подхода является невозможность следить за объектом в случае его частичного или полного перекрытия, а также если внешний вид объекта слежения сильно меняется.

Для слежения необходимо в начальный момент времени выделить объект и дальше он будет программа будет отслеживать объект оценивая оптический поток, который характеризует относительное изменение положение объектов на следующем кадре видео. Так как известно где находился объект в предыдущих кадрах, то известна скорость и направление движения объекта. Используя эти данные возможно с большой точностью предсказать следующее положение объекта. В случае кратковременной потери объекта слежения из поля зрения объектива программа уже не сможет работать.

Анализ вышеназванных недостатков позволил выработать решение, заключающиеся в использовании комбинированного метода.

В начальный момент времени выделяется объект слежения и затем классификатор обучается по данному изображению объекта и по следующим, которые были получены алгоритмом слежения по относительному смещению объекта слежения. В итоге классификатор обучается на конкретном объекте слежения, что позволяет добиться лучшего распознавания в данных условиях. Данный способ требует постепенного изменения внешнего вида и не способен отрабатывать резкое изменение освещения.

Существующие алгоритмы слежения

Большая часть алгоритмов слежения реализована в библиотеке компьютерного зрения OpenCV, которая имеет большой набор функций для работы с изображениями и видеопотоком. Для данного исследования были выбраны те алгоритмы, которые имеют наибольшую точность и скорость работы. Ниже приведена краткая характеристика каждого из алгоритмов, а также их достоинства и недостатки.

  1. MIL (Multiple Instance Learning).
  2. Данный алгоритм использует текущее положение объекта как положительный пример для обучения классификатора, а также несколько частей изображения, которые по размеру равны объекту и находятся в небольшой окрестности рядом с текущем положением объекта, как потенциально положительные примеры. Таким образом, если текущее положение объекта слежения неточно, то существует шанс того, что положительный пример с верным текущем положением объекта находится в наборе потенциально положительных [1]. Устойчиво работает при частичном перекрытии объекта, но при кратковременном полном перекрытии алгоритм теряет объект слежения.

  3. TLD (Tracking, Learning, Detection).
  4. Исходя из названия можно определить, что данный алгоритм декомпозирует долговременное слежение в три компоненты: кратковременное слежение, обучение и распознавание. Модуль слежения покадрово сопровождает объект. Модуль распознавания корректирует модуль слежения, если это необходимо. Модуль обучения аккумулирует все изображения объекта и стремится снизить ошибку.

    Среди достоинств стоит отметить работу в реальном масштабе времени, стабильность к долговременным перекрытиям объекта слежения и устойчивое определение изменения масштаба объекта слежения.

  5. GOTURN
  6. Данный алгоритм основан на применении сверточной нейронной сети, которая уже обучена на большой выборке различных объектов. На каждом кадре нейронная сеть стремится найти выбранный в начальный момент времени объект. Причем объект слежения должен принадлежать к классам объектов, которые нейронная сеть способна распознать.

    К достоинствам данного алгоритма стоит отнести верность определения потерю объекта. К недостаткам нужно отнести низкую устойчивость слежения в случаях заслонения объекта.

Описание и принцип работы улучшенного алгоритма

Оценив существующие алгоритмы слежения, было решено выбрать в качестве базового алгоритм TLD.

Для классификации объекта, а также определения его положения на кадре было решено использовать сверточную нейронную сеть. Данный вид нейросетей позволяет получить наилучшие результаты при распознании изображений [4]. Кроме того, сверточная нейронная сеть имеет меньше настраиваемых параметров, чем аналогичные по точности архитектуры. Это позволяет снизить риски переобучения, а также ускорить процесс обучения.

Нейронная сеть имеет следующую архитектуру:

  1. Входной слой размерности 100x100x3;
  2. Слой свертки с 32 фильтрами, ядром 3×3 и функцией активации ReLU;
  3. Слой объединения (pooling) с ядром 3×3;
  4. Слой свертки с 64 фильтрами, ядром 3×3 и функцией активации ReLU;
  5. Слой объединения с ядром 3×3;
  6. Слой свертки с 96 фильтрами, ядром 3×3 и функцией активации ReLU;
  7. Слой объединения с ядром 3×3;

Далее идут пять ветвей с полносвязными сетями:

На вход сети подается изображение с тремя цветовыми каналами (RGB), которое предварительно подвергается процедуре изменения размера до 100x100 пикселей. На выходе у сети четыре параметра: класс объекта, координаты верхнего левого угла, ширина и высота захватывающей рамки (bounding box).

При обучении нейронной сети для уменьшения переобучения был выбран метод dropout [5]. Его суть заключается в случайном обнулении заданного процента от всех весов слоя в процессе обучения. Эта часть нейронов не обучается в момент своей неактивности, следовательно, сеть не обучается на случайных шумах в данных.

Архитектура выбрана эмпирическим путем, основываясь на существующих архитектурах сверточных нейронных сетей для решения подобных задач.

Принцип работы алгоритма следующий. Начальный кадр видео обрабатывается нейронной сетью, которая классифицирует объекты на кадре и определяет положение объекта слежения. Далее эта информация поступает на алгоритм TLD, который осуществляет слежение за объектом. Через небольшие интервалы времени сравниваются положения объекта, полученные при помощи алгоритма TLD и нейронной сети. Если различие превышает порог, то алгоритму TLD указывается новое положение объекта слежения, которое было определено нейронной сетью.

Вывод

В ходе данной работы был разработан алгоритм слежения за объектами двух классов: теннисные мячи и бумажные стаканчики. Его точность и устойчивость работы оказались выше, чем у имеющихся в библиотеке OpenCV.

Список использованных источников

  1. Boris Babenko, Ming-Hsuan Yang, Serge Belongie, Robust Object Tracking with Online Multiple Instance Learning, IEEE TPAMI, 2011
  2. Zdenek Kalal, Krystian Mikolajczyk, Jiri Matas, Tracking Learning Detection, IEEE Transactions on pattern analysis and machine intelligence, vol. 6, no. 1, 2010
  3. David Held, Sebastian Thrun, Silvio Savarese, Learning to Track at 100 FPS with Deep Regression Networks, European Conference on Computer Vision (ECCV), 2016
  4. Nitish Srivastava Dropout: A Simple Way to Prevent Neural Networks from Overfitting, Journal of Machine Learning Research, no. 15, 2014
  5. Yann LeCun, Yoshua Bengio Convolution Networks for Images, Speech, and Time-Series, The handbook of brain theory and neural networks, pp 255-258.