Назад в библиотеку

Влияние изменений в корпоративной культуре на повышение эффективности деятельности предприятия

Автор: Е. А. Шумаева, З. Г. Аракелова
Источник: Ресурсосбережение. Эффективность. Развитие : материалы IV-й научно-практической конференции – Донецк, ДонНТУ – 2018, С. 10–12.

Аннотация

Е. А. Шумаева, З. Г. Аракелова. Влияние изменений в корпоративной культуре на повышение эффективности деятельности предприятия. Определена сущность понятия «корпоративная культура». Приведены основные подходы к успешной реализации стратегии изменений в корпоративной культуре компании и причины сопротивления изменениям работников.

Результаты исследования

На сегодняшний день, эволюционные изменения являются основой развития любой организации и охватывают все аспекты ее деятельности, включая корпоративную культуру. Корпоративная культура влияет как на процесс управления персоналом, так и на работу предприятия в целом. Именно сформированная организационная культура предприятия позволяет увидеть и осознать, какими ценностями, традициями, нормами и способами осуществляется деятельность работников предприятия и достигаются цели.

Под корпоративной культурой понимается совокупность моделей поведения, приобретенных организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, которые показали свою эффективность и разделяемые большинством членов организации [1].

Одним из индикаторов влияния корпоративной культуры на эффективность функционирования предприятия является его репутация и имидж, которые отражают внешнее проявление состояния и уровня корпоративной культуры. Другой индикатор влияния корпоративной культуры на эффективность деятельности предприятия связан с повышением эффективности работы персонала организации. Сотрудники, работающие в организации длительное время, как правило, лояльны и довольны своей работой. Кроме того, таким организациям обычно присущ высокий уровень согласия среди сотрудников относительно того, какими базовыми убеждениями и ценностями они руководствуются в своей деятельности. В таких организациях наблюдается благоприятный социально-психологический климат, сотрудники хорошо сплочены и объединены общей целью, что благоприятно влияет на качество труда. Все это способствует повышению общей эффективности организации. Однако, любая организация претерпевает изменения, которые могут как улучшить ее состояние, так и снизить эффективность функционирования.

Для успешной реализации стратегии изменений в корпоративной культуре компании необходимо: предоставить руководству определенные права на проведение изменений; определить четкую формулировку целей; оценить экономию времени и ресурсов; провести мониторинг полученных результатов, систематическую оценку хода реализации изменений в культуре организации.

Отдельной составляющей управления изменениями в корпоративной культуре является преодоление сопротивления работников, которое может иметь разную силу и интенсивность. Сопротивление проявляется как в форме пассивного, более-менее скрытого непринятия изменений и выражается в виде снижения производительности или желания перейти на другую работу, так и в форме активного, открытого выступления против перестройки (например, в виде забастовки, явного уклонения от внедрения нововведений).

Для преодоления сопротивления изменениям в корпоративной культуре важно обеспечить [2]:

  1. Обоснование необходимости внедрения изменений в корпоративной культуре.
  2. Создание четкого видения будущего состояния корпоративной культуры и трансляция его до всех участников изменений с определением роли каждого в трансформационных процессах.
  3. Проведение оценки готовности организации к внедрению изменений корпоративной культуры.
  4. Создание системы информационной, ресурсной и кадровой поддержки процесса внедрения изменений.
  5. Разработка плана перехода к целевому состоянию: подготовка к реализации запланированных изменений – анализ – планирование перехода – управление переходом – оценка – корректировка.
  6. Создание благоприятной социально-психологической атмосферы в процессе разработки и реализации программы преобразований [3].

Необходимо отметить, что изменения в культуре требуют длительного времени, однако, уже через 6-12 месяцев после начала реализации данной стратегии можно оценить долгосрочное влияние новой корпоративной культуры на деятельность предприятия.

Таким образом, корпоративная культура в период внедрения преобразований должна стать центром внимания менеджеров, так как позволяет достичь эффективных результатов деятельности предприятия через приближение интересов руководства и персонала. Создание высокого уровня корпоративной культуры позволяет улучшить конкурентоспособность предприятия и его продукции как на внутренних, так и на внешних рынках.

Список использованной литературы

1. Биляк, Т. О. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления / Т. О. Биляк // Вестник ГГТУ им. П. О. Сухого. – 2014. – № 2. – С.89–95.
2. Мугалова, Ж. А. Корпоративная культура современной организации / Ж. А. Мугалова // Вестник МИЭП. 2015. № 3 (20). С. 79–89.
3. Семикина, М. В. Организационная культура как составляющая инновационной активности работников /М. В. Семикина // Экономика и управление. Научно-практический журнал: Национальная академия природоохранного и курортного строительства. Симферополь: 2010. № 1. – С. 234–239.