Назад в библиотеку

ИННОВАЦИОННОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ДОНБАССА В УСЛОВИЯХ АНТИКРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ

Автор:Шарнопольская О.Н.

Источник:Инновационное реформирование экономики Донбасса в условиях антикризисного развития / О.Н.Шарнопольская // Инновационные перспективы Донбасса: материалы междунар.науч.-практ. конф., 20-22 мая 2015 г. Т. 7: Реформирование менеджмента в условиях инновационного развития.- Донецк, 2015.- С.220-224.

Аннотация

Рассмотрены теоретические и методологические подходы в управлении экономическими системами, которые позволили установить необходимость инновационного реформирования экономики в условиях антикризисного развития с учетом законов и закономерностей регионального развития.

В условиях модернизации региональной экономики особую значимость приобретают процессы кардинального изменения управления социально-экономическими системами, связанные с процессами инновационного реформирования экономики в условиях неопределенности и кризиса. Формулируя перспективы социальной и экономической динамики развития регионов, часто используют категорию «устойчивое развитие», обеспечение которого требует совершенствования управления, с учетом законов и закономерностей регионального развития, форм и содержания их использования для качественного изменения параметров хозяйственного функционирования региона. Проблемы формируются перманентно под влиянием экономических кризисов, последствия которых проявляются в неэффективном использовании экономического потенциала и ресурсов. В этих условиях особенно возрастает значение и роль инструментов и механизмов антикризисного управления.

Новая экономическая реальность, с которой сталкиваются промышленные предприятия региона в условиях экономического кризиса, предусматривает реализацию принципиально новых подходов к менеджменту, финансам, инновационным технологиям в нестабильной внешней среде. Современный универсальный механизм решения задач, соответствующий новому уровню качества внешней среды, должен опираться на предпринимательский стиль управления в экономике и кризис-менеджмент. Следовательно, исследование вопросов инновационного реформирования экономики региона в условиях антикризисного управления становится актуальной задачей современного и перспективного регионального развития.

Проблемы антикризисного стратегического управления предприятиями в условиях нестабильности развития региональной экономики достаточно подробно исследовались в трудах Р. Акоффа, П. Друкера, Б. Карлофа, Д. Клиланда, В. Крюгера, М. Мескона, М. Портера, В. Сандберга и др. ученых. Необходимо отметить, что лишь в последние годы, в связи с возникновением объективных предпосылок для разработки вопросов теории антикризисного управления национальной экономики, отраслей, регионов и предприятий, появились исследования крупных российских ученых Л.И. Абалкина, А.Г. Аганбегяна, Н.В. Белозерова [3], А.Г. Гранберга, Р.С. Гринберга, В.В. Ивантера, Г.Б. Клейнера, Д.С. Львова, А.Д. Некипелова, А.Г. Поршнева, Н.Я. Петракова, Н.М. Римашевской, В.И. Ишаева и др. Вместе с тем очевидно, что до сих пор недостаточно исследованы методологические, технологические вопросы, связанные с разработкой и использованием организационно-управленческих механизмов, воздействующих на кризисное состояние регионов, повышающих их устойчивость, предоставляющих возможность функционировать и развиваться в условиях кризиса. Невозможно простое копирование западных теорий и опыта в применении к реалиям нашей действительности. Исходя из этого, важнейшей задачей экономической науки на современном этапе является формирование теоретических основ и методологических подходов, способных обеспечить для различных социально-экономических систем выход на траекторию устойчивого антикризисного развития. Решение этой задачи требует преодоления сложившихся стереотипов экономического мышления, адаптации теоретико-методологических представлений о проблемах экономической динамики к реалиям и динамике объективных изменений.

Цель статьи состоит в обосновании инновационного реформирования экономики региона в условиях антикризисного развития с учетом законов и закономерностей качественных и количественных колебаний хозяйственных параметров региона.

Адаптация экономической системы к требованиям объективных процессов социально-экономического развития осуществляется в ходе реформирования системы управления, как комплекса объективных и субъективных процессов. Содержание этого процесса зависит как от степени адекватности восприятия субъектом управления законов социально-экономического развития, так и от соотношения внешних сил основных экономических подсистем, заинтересованных в удовлетворении собственных потребностей.

Установлено, что кризис – это экономическая категория, поскольку отличается определенной объективностью возникновения и является неотъемлемой частью закона эволюционного развития. Это проявляется в циклических колебаниях различных по уровню развития систем. Макроэкономические диспропорции и колебания показателей не означают отсутствия равновесия, а скорее отражают уровень устойчивости экономической системы при качественных изменениях социально-экономических параметров ее функционирования [1]. Кризис экономической системы порождается ее несоответствием изменившейся социально-экономической действительности, а также неравномерностью развития составляющих ее элементов и отношений, и проявляется в неспособности системы к нормальному воспроизводству без внесения коренных изменений в ее элементы, отношения и сам принцип функционирования. Использование только антикризисного управления, как комплекса теоретико-методологических положений об эффективном противодействии кризисным явлениям, возникающим на разных этапах развития социально-экономических систем неэффективно, поскольку восстановленная экономическая устойчивость не является гарантией того, что эта социально-экономическая система снова не окажется на грани банкротства, дефолта, коллапса и т.д. Данная проблема требует инновационного реформирования с учетом современных научных знаний и междисциплинарных подходов, передового экономического, научно-технического и производственного опыта, требует объединения усилий органов власти, бизнес-сообщества и финансовых институтов.

Современное состояние экономики региона свидетельствует, что глубина современных экономических и политических проблем требует разработки новой концепции устойчивого антикризисного развития социально-экономических систем, результатом которой должна стать эффективная экономика, способная обеспечить высокий уровень социального развития региона. Политика, ориентированная на формирование условий антикризисного развития, должна быть направлена на снижение влияния негативных факторов и максимизацию эффекта от существующих преимуществ. В общем виде концепция устойчивого развития социально-экономических систем включает совокупность обобщенных теоретических положений, методологических подходов, методических принципов, нормативно-правовых, организационно-экономических и информационных составляющих, которые обеспечивают эффективное функционирование социально-экономических систем. Концепция устойчивого антикризисного развития направлена на обеспечение более полного использования ресурсного потенциала региона и достижения инновационных изменений в его структуре с целью долгосрочного устойчивого развития.

Результат реализации механизма устойчивого антикризисного управления направлен на достижение экономической стабильности в регионе, создание позитивного инвестиционного климата, стимулирование инновационной активности социально-экономических систем, что будет способствовать повышению конкурентоспособности, стимулированию инвестиционно-инновационного развития региональной экономики, позитивному изменению индикаторов устойчивого развития региона – социальных, экономических, экологических и институциональных. Конкурентные преимущества региона являются результатом накопленного опыта, организационных навыков и развития технологической системы, способной создать инновационную потребительную стоимость. Достижение таких преимуществ представляет собой длительный процесс, однако динамизм и турбулентность развития рано или поздно делают достигнутые преимущества неактуальными. Следовательно, сохранение устойчивости развития зависит от гибкости системы антикризисного развития к реформированию имеющихся внутренних и внешних факторов и созданию компетенций в будущем. Стратегия формирования динамических возможностей предполагает определение направлений, в которых следует адаптировать существующие условия хозяйственной деятельности к прогнозируемым изменениям внешней среды, управленческих процессов и организационных структур, которые формируют новые. Антикризисное развитие позволит обеспечить сбалансированность всех социально-экономических систем региона на основе рационального использования минерально-сырьевых, финансовых, производственных, материально-технических, экономических, ресурсов, научно-производственного и трудового потенциала для улучшения условий жизни и деятельности, роста благосостояния населения.

SРассмотренные теоретико-методологические подходы к управлению социально-экономическими системами в условия непрекращающихся кризисов обозначают проблему инновационного реформирования экономики – переход от антикризисного управления к антикризисному развитию. Инновационное реформирование экономики региона в условиях антикризисного развития должно учитывать комплекс уже сложившихся хозяйственных связей и отношений, отражающих прошлое и настоящее в процессе хозяйственного функционирования с учетом реального уровня ресурсного потенциала, а также детального дифференцированного анализа внутренних и внешних стратегических связей социально-экономических систем для обеспечения устойчивого развития в условиях кризиса.

Список использованной литературы

1. Шелегеда Б.Г., Корнев М.Н. Современные тенденции циклического развития экономики в кризисных условиях: Наукові праці Донецького національного технічного університету. Серія: Економічна. Випуск 39-1. – Донецьк, ДонНТУ, 2012. – С. 184-191
2. Савченко М.В. Механизм управління сталим розвитком соціально-економічної системи України: автореф. дис. на здоб. ступеня докт. екон. наук. – Донецьк, ДДУУ. – 2014 – 40 с.