Назад в библиотеку

Развитие малого бизнеса в современных рыночных условиях

Авторы: Поповский С.О., Гадецкий В.Г.
Источник: Материалы 13-й Международной научной конференции Современные проблемы и перспективы развития экономики. – Донецк: Издательство Донецкого национального технического университета, 2016. – 157 с.


Развитие малого бизнеса достаточно актуально в современных условиях, так как по статистике, малые предприятия существуют менее двух лет, только лишь каждое десятое предприятие малого бизнеса доживает до десятилетнего возраста. Это обусловлено тем, что предприниматели не предают особое внимание управленческой деятельности малым бизнесом, а концентрируются на продвижении среднего и крупного предприятий.

Целью данной статьи является изучение развития малого бизнеса в современных условиях, а также особенностей управления малым предприятием. Многие авторы изучали развитие и управление малыми предприятиями, среди которых: Е.Г. Литвак, С.В. Мигин, А.А. Нехаев, А.М. Шестоперов, М.Г. Лапуста, Д.А. Мартасов и многие др.

В настоящее время, в экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а, напротив, именно малые оказываются более предпочтительными.

Малые предприятия – это не организационно-правовая форма, термин малое характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности. К малому бизнесу относятся предприятия с численностью работающих не более 200 человек в промышленности и строительстве, до 100 человек – в науке и научном обслуживании, до 50 человек – в других отраслях производственной сферы, до 15 человек – в непроизводственной сфере [1, с. 267].

Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой осуществляется поворот к позитивным хозяйственным процессам. С помощью именно малого бизнеса создается предпринимательская хозяйственная среда, т.е. реальное становление рынка: постепенное восстановление закрытых производств, освоение ресурсов, расширение сфер, развитие которых возможно на базе малых хозяйственных форм, создание новых рабочих мест, организация новых услуг и т.д.

Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близостью к местным рынкам и приспособлением к запросам клиентуры; производством малыми партиями (что не выгодно крупным фирмам); исключением лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления. Малые формы бизнеса во многих государствах всегда являлись надежной основой в развитии экономики, причем в некоторых странах средние и малые предприятия составляют подавляющее большинство. Совместно с государственными и крупными предпринимательскими структурами малый бизнес участвует в формировании современного рынка. Ведь благодаря малым хозяйственным формам, создаются новые рабочие места, расширяются сферы производства, появляются новые виды услуг и т.д.

На ряду с преимуществами малых предприятий, существуют также и недостатки. К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность [2, с. 18].

К специфическим факторам в свою очередь относятся следующие:

Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, являются: численность персонала, размер уставного капитала, годовой доход [3, с. 16].

Таким образом, значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Литература:

  1. Литвак Е.Г., Мигин С.В., Нехаев А.А., Шестоперов А.М. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес // Аналитическая записка. М.: НИСИПП, 2008. – С. 267.
  2. Лапуста М.Г. Учебник Малое предпринимательство – М.: ИНФРА-М, 2011. – 18 с.
  3. Мартасов Д.А. Малый бизнес: методика и результаты анализа. // Вопросы статистики – 2009. – № 8. – С. 15-20.