Назад в библиотеку

Финансовая стратегия как фактор эффективности функционирования предприятия

Автор: Пархоменко Н. В., Слепнева Л. Д.
Источник: Ресурсосбережение. Эффективность. Развитие / Сборник материалов научно-практической конференции – Донецк, ДонНТУ – 2017, с. 315-317.


Долгосрочное планирование деятельности субъекта хозяйствования, в основном, зависит от разработанной им финансовой стратегии. Эффективное применения данной стратегии должно определяться повышением деловой активности предприятия, обеспечением эффективного привлечения и эксплуатации имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов.

Понятие финансовая стратегия можно отнести к относительно новым в науке и практике. В экономической науке нет определенного подхода к обоснованию финансовой стратегии предприятия. Большинство ученых, которые работали над этой проблемой полагает, что эту категорию можно воспринимать как составляющую общей стратегии предприятия [1].

По мнению отечественных экономистов Е.В. Негашева и А.Д. Шеремета, сущность финансовой стратегии раскрывается в ее специфических функциях, к которым можно отнести [4]:

  1. Организационную – процесс формирования и продвижения финансовой стратегии должен обеспечиваться необходимыми трудовыми ресурсами, средствами труда. Необходимо проведение координации действий заинтересованных подразделений и лиц, поощрение и наказание работников, контроль за их деятельностью.
  2. Распределительную – прогнозирование и планирование сроков и масштабов инвестиций, других расходов, которые связаны с нахождением объектов вложения капитала.
  3. Информационную – систематизация и обработка поступающей информации, обоснование на ее основе рекомендаций, связанных с проведением финансовой, текущей и маркетинговой деятельности предприятия.
  4. Антикризисную – заблаговременное прогнозирование и предупреждение различных непредвиденных изменений во внешней и внутренней среде предприятия, поиски путей вывода организации из кризисной ситуации.
  5. Адаптивную – постоянное приспособление к различным условиям рыночной среды. Необходимо устранять выявленные угрозы и применять новые возможности для повышения эффективности деятельности предприятия.
  6. Контрольную – исследование тенденций разработки и реализации финансовой стратегии, обнаружение негативных факторов внешнего и внутреннего воздействия. Необходимо вырабатывать предложения по устранению данных негативных факторов.
  7. Оптимизационную – обеспечение результативности вложений и заимствования финансовых ресурсов, достижения эффекта синергии.

Эффективность финансовой стратегии, как правило, выступает одним из наиболее значимых факторов в аспекте устойчивости развития предприятия.

Доктор экономических наук В. Н. Едронова и кандидат экономических наук А. В. Воробьев, подразумевают под понятием финансовая стратегия – последовательную деятельность по формированию и распределению финансовых ресурсов в долгосрочной перспективе в рамках единства правового и информационного поля единой корпоративной стратегии [2].

Таким образом, можно прийти к выводу, что финансовая стратегия на предприятия служит механизмом согласования целей фирмы и ее потенциальных возможностей, исходя их прогнозируемых трансформаций и тенденций рынка.

Разработка финансовой стратегии представляет собой кооперирование спектра принципов, этапов, методов и инструментов. Эффективность финансовой стратегии выступает обеспечением устойчивого развития предприятия в условиях конкурентоспособности.

Алгоритм разработки финансовой стратегии субъекта хозяйствования можно представить следующим образом [3]:

  1. Анализ финансового состояния организации – анализ имущественного состояния, платежеспособности и ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности.
  2. Определение «узких мест» финансового состояния организации.
  3. Определение периода формирования финансовой стратегии – в условиях нестабильности не менее 3 лет.
  4. Постановка целей и задач финансовой стратегии.
  5. Разработка целевых стратегических нормативов финансовой деятельности – планируемые показатели должны превышать, или быть тождественны показателям текущего периода.
  6. Планирование мероприятий и предложений.
  7. Количественная оценка отобранных предложений в трех вариантах:
  8. Оценка и корректировка финансовой стратегии – оцениваются разработанные мероприятия по формированию финансовой стратегии. Исходя из результатов оценки в сформированную финансовую стратегию, если есть такая необходимость, вносятся коррективы, которые позволяют более точно отразить сложившуюся ситуацию, после этого стратегия принимается для реализации.
  9. Реализация финансовой стратегии и контроль ее выполнения – логический результат предшествующих этапов разработки, воплощение ранее принятых решений.

Можно утверждать, что сформированная стратегия предприятия играет важную роль в обеспечении рациональности финансовой деятельности предприятия, так как она направлена на привлечение и использование финансовых ресурсов, координирование их потоков, и основывается на применении в определенной последовательности схем финансирования, которые зависят от особенностей деятельности предприятия и влияющих на него факторов.

Невозможно переоценить роль финансовой стратегии. Применение финансовой стратегии позволяет осуществить долгосрочные общие и финансовые цели грядущего экономического развития субъекта хозяйствования, принимая во внимание возможные непредвиденные ситуации. Финансовая стратегия обеспечивает максимально эффективное использование финансового потенциала, позволяет в кратчайшие сроки реализовать перспективные инвестиционные возможности. Таким образом, разработка финансовой стратегии является неотъемлемым атрибутом развития предприятия в контексте долгосрочного планирования.

Список использованной литературы

1. Афанасьева М. В. Выбор стратегии финансового обеспечения роста деловой активности предприятия // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2015. –№ 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://econpapers.repec.org/article/scn013908/15762764.htm (дата обращения: 09.10.2017).
2. Едронова В. Н., Воробьев А. В. Графическая интерпретация финансовой стратегии корпорации // Финансы и кредит. – 2007. – № 6 438). С. 36-45.
3. Кузнецова О. Н., Ишеева И. А., Дворникова Ю. В. Формирование финансовой стратегии организации // КОНЦЕПТ. – 2013. – № 4. – Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2013/13533.htm (дата обращения: 08.10.2017).
4. Негашев Е. В., Шеремет А. Д. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М. – 2009. – 378 с.