Назад в библиотеку

Современная методика улучшения благоприятного социально‑психологического климата в коллективе

Авторы: Митасова А. А., Барыло И. В.
Источник: Журнал Инновационное развитие общества, 2015/№8


Постановка проблемы в общем виде

Актуальность исследования рабочей атмосферы на предприятии состоит в том, что здоровый социально-психологический климат в коллективе медленно вызревает и трудно поддерживается на необходимом уровне. Устойчивая духовная атмосфера или психический настрой коллектива, проявляющийся в отношениях людей друг к другу и в отношении к общему делу, выступают важными условиями здорового климата в коллективе. От уровня его развития зависит самочувствие сотрудников и общая деловая активность. Поэтому современные предприятия и организации нуждаются в качественной и современной методике улучшения социально-психологического климата. Анализ исследований и публикаций последних лет.

Анализ отечественной и зарубежной литературы (социологической, психологической и экономической), посвященной методам улучшения благоприятного социально-психологического климата на предприятиях, дает нам возможность понять, что на данный момент времени не разработана завершенная модель управления социально-психологическим климатом на предприятиях.

Цель статьи

Рассмотрение современной модели улучшения благоприятного социально-психологического климата на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решить комплекс задач:

Постановка проблемы в общем виде

Основные результаты исследования. В отечественной психологии наметились четыре основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата. В таблице 1 представлена главная характеристика данных подходов и их представители.

Таким образом, многие психологи утверждают, что социально-психологический климат – это состояние психологии трудового коллектива как единого целого, которое интегрирует частные групповые состояния [1].


Таблица 1 – Природа социально-психологического климата

Подход Представители Общая характеристика
Общественно-психологический Л. П. Буева, Е. С. Кузьмин, Н. Н. Обозов, К. К. Платонов, А. К. Уледов. СПК рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаи- моотношениями, условиями труда, методами его стимулирования.
Эмоционально-психологический А. А. Русалинова, А. Н. Лутошкин. СПК понимается как настроение группы людей. Важным является указание на значимую роль, которую в содержании социально-психологического климата играют эмоции. Климат здесь соотносится с настроениями людей.
Морально-психологический В.В. Косолапов, А.Н. Щербань, Л.Н. Коган. определяют СПК в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.

На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды. Характеристика данных факторов представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Природа социально-психологического климата

Факторы макросреды это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся: общественно-политическая ситуация в стране, экономическая ситуация в обществе, уровень жизни населения, организация жизни населения, социально-демографические факторы, региональные факторы и этнические факторы.
Факторы микросреды это материальное и духовное окружение личности в трудовом коллективе. Объективные: комплекс технических, санитарно-гигиенических, организационных элементов. Субъективные: характер официальных и организационных связей между членами коллектива, наличие товарищеских контактов, сотрудничество, взаимопомощь, стиль руководства.

Благоприятный климат переживается каждым человеком как состояние удовлетворенности отношениями с товарищами по работе, руководителями, своей работой, ее процессом и результатами. Это повышает настроение человека, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данном коллективе, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям [2].

Формирование и совершенствование социально-психологического климата – это постоянная практическая задача менеджеров. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов группы.

Для определения направлений совершенствования социально-психологического климата в коллективе целесообразно проводить исследования (наблюдение в естественных условиях и метод анкетирования) в целях выявления факторов, отрицательно влияющих на с циально-психологический климат. Совершенствование условий формирования социально-психологического климата означает выработку и практическую реализацию комплекса технических, экономических и организационно обеспеченных мер по планомерному изменению факторов, имеющих неблагоприятную оценку.

Первым этапом совершенствования социально-психологического климата в коллективе является борьба с выраженным уровнем конфликтности. Конфликт или конфликтная ситуация является причиной возникновения стрессовых ситуаций в процессе коллективной трудовой деятельности, следовательно, негативно влияющие на развитие социально- психологического климата.

При решении данной проблемы целесообразно весь коллектив ставить в такие условия, при которых они смогут лучше узнать друг друга, раскрыть внутренние качества, узнавать мотивацию поведения сотрудников. В данном случае возможно обращение к специалисту в этой области, а именно приглашение психолога для проведения тренинга по улучшению социально-психологического климата.

Тренинговые программы и сессии по улучшению социально-психологического климата очень популярны за рубежом, поскольку при правильном выборе и организации они довольно быстро дают осязаемые результаты. Тренинг помогает решить многие проблемы в коллективе. Он поспособствует быстрой адаптации новых сотрудников, а также укрепляет отношения между старыми работниками [3].

Вторым важным условием является наличие у сотрудников определенной степени свободы, то есть возможность относительной самостоятельности ведения работы. Существенным условием новаторской деятельности является наличие дополнительного времени для вызревания идей и обдумывания решений. Кроме временных ресурсов, определяемых режимом труда, у сотрудников должна быть возможность распоряжаться в определенном объеме материальными, финансовыми, техническими и информационными ресурсами, необходимыми для разработки новых идей.

Появлению и развитию новых идей способствует неформальное общение сотрудников, так как оно снижает «антиинновационную инерцию» (сопротивление изменениям), повышает эффективность совместной работы над проектами. Для стимулирования общения и консолидирования членов коллектива проводятся мероприятия, где сотрудники совместно выполняют «творческие задания», часто даже не связанные с основной сферой деятельности, организуются корпоративные праздники.

Третий этап по совершенствованию социально-психологического климата – повышение общей удовлетворенности трудом. Первое на что необходимо обратить внимание – это стимулирование и организация труда. Совершенствование этого направления дает существенные результаты по отношению к общей удовлетворенности трудом, а, следовательно, и социально-психологическим климатом в целом.

Совершенствование организации труда осуществляется по следующим направлениям: совершенствование форм разделения и кооперации труда, улучшение, организация и обслуживания рабочих мест, совершенствование нормирования труда, подготовка и повышение квалификации работников, рационализация режимов труда и отдыха. По этому направлению нет четко определенных норм. Здесь требуется углубленная исследовательская работа с использованием специальных методик [4].

Выводы

В статье раскрыта сущность понятия «социально-психологический климат», проанализированы основные факторы социально-психологического климата, рассмотрены эффективные методы улучшения благоприятного климата на предприятии и определено, что целесообразное применение таких методов дает возможность установления эффективного функционирования предприятии.

Список использованной литературы

  1. Розанова В. А. Психология управления: учебное пособие / В. А. Розанова. – М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез, 1999, – C. 352
  2. Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Денникс, 2001, – C. 672
  3. Лозница В. С. Психологический менеджмент: учебное пособие / В. С. Лозница. – Киев, 1997, – C. 501
  4. Моргунов Е. В. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение / Е. В. Моргунов. – М.: Гардарика, 2000, – C. 490