Назад в библиотеку
Яценко Е.И.
Шумаева Е.А.
Донецкий национальный технический университет, г. Донецк

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ АУТСОРСИНГА НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ


Наиболее распространенная трактовка понятия аутсорсинг — передача функций организации внешним исполнителям или отказ от создания собственных отделов в пользу приобретения данных услуг у другой, специализированной организации. Сегодня концепция аутсорсинга активно обсуждается в деловых и научных кругах. Это связано с тем, что возрастающая на потребительском рынке промышленных товаров конкуренция требует от субъектов предпринимательства роста эффективности производства и сокращения издержек.

Данным вопросом занимались такие авторы как Соловьёва О.А. и Хугаева Л.Т., которые проводили исследования в данной области, однако на сегодняшний день вопрос об эффективности применения аутсорсинга остается открытым.

Таким образом, наша первоочередная задача – более широко исследовать вопрос применения аутсорсинга на производственных предприятиях, а именно изучить проблемы, возникающие на предприятии, и определить их первопричины. Следует отметить, что услуга аутсорсинга, в первую очередь, призвана уменьшить часть непрофильных затрат предприятия за счет их передачи фирме, которая является специалистом данного профиля. Кроме уменьшения затрат возможен также путь увеличения выгоды, как например передача функции сбыта фирмам, имеющим развитую сеть дистрибьюторов. В результате подобного делегирования функций отсутствуют затраты на создание непрофильных для промышленного предприятия отделов, высвобождаются свободные ресурсы и возрастает концентрация внимания предприятия на более актуальных для нее секторах [1].

Однако, в реальных условиях внедрения аутсорсинга на предприятии наблюдаются проблемы, способные свести на нет экономию от внедрения аутсорсинга, к примеру, масштабное дублирование работниками предприятия тех функций, которые отдали на аутсорсинг профильной фирме. Данная проблема возникает по причине ряда факторов:

  1. предприятие не вносит изменения в организационную структуру своих отделов;
  2. продолжают выполняться переданные на сторону функции;
  3. не осуществляется перепрофилирование работников;
  4. численность офисного персонала не уменьшается.

В таком случае экономия за счет аутсорсинга в виде передачи отдельных функций специализированным фирмам может оказаться недостижимой. Подобные недостатки необходимо выявлять во всех процессах и сводить к минимуму для получения максимального положительного эффекта [2].

Таким образом, следует рассматривать аутсорсинг как стратегию на перспективу, которая влечёт за собой серьёзную перестройку организационной структуры предприятия. Специалисты различных компаний расходятся во мнении, насколько серьёзной должна быть структурная перестройка, однако можно с уверенностью сказать, что настройка процессов взаимодействия и документооборота с фирмой, предоставляющей услуги аутсорсинга, является важной составляющей успеха применения аутсорсинга на предприятии.

Литература

1) Хугаева Л. Т. Эффективность аутсорсинга на предприятии // Пространство экономики. – 2011. – №2-2 – С.96-98.

2) Соловьева О.А. Аутсорсинг административно-управленческих процессов // Вестник ЧелГУ. – 2013. – № 3 (294) – С.49-53.