Назад в библиотеку

О приближенном решении задач оптимального управления со свободным временем

Автор: А.В. Чернов
Источник: Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 6 (1), с. 107–114


В настоящее время повышение эффективности информационных технологий, становиться всё более важной задачей. Данная статья посвящена разработке автоматизированной системы управления приемной комиссии ДонНТУ, на основе архитектуры клиент – сервер.

Клиент – сервер — это вычислительная или сетевая архитектура, в которой задания или сетевая нагрузка распределены между поставщиками услуг, называемыми серверами, и заказчиками услуг, называемыми клиентами [1]. Возможности доступа клиента, к тем или иным сетевым сервисам, характеризуются понятием «толщины». Оно определяет конфигурацию оборудования и программное обеспечение, имеющиеся у клиента. Поэтому возникает необходимость в выборе между толстым нативным клиентом и веб-приложением.

Системы с толстым клиентом – это системы, в которых клиент решает свои задачи независимо от сервера и использует свое прикладное программное обеспечение. Именно такой способ взаимодействия использовался в АСУ Приемной комиссии до сих пор. Сеть использовалась исключительно для хранения данных, а ПО представляло собой desktop-приложение на языке программирования C#. Схема толстого клиента приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Схема толстого клиента

Рисунок 1 – Схема толстого клиента

Системы с тонким клиентом – это системы, в которых клиент, решая свои задачи на сервере прибегает к прикладному программному обеспечению, размещенном на сервере [1]. Для работы тонкого клиента достаточно лишь компьютера с браузером, в окне которого и осуществляются работа с веб-приложением. В наиболее общем виде процесс «запрос — ответ» состоит из просьбы браузера к веб-серверу отправить ему веб-страницу и выполнения данной просьбы [2]. По этой причине браузер часто называют "универсальным клиентом". Основным языком веб-клиентов является HTML в сочетании с CSS. Для написания серверной логики, которая способна отображать необходимый HTML и обрабатывать данные, используются такие языки сценариев, как PHP, Perl и Python. Схеме тонкого клиента приведена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Схема тонкого клиента

Рисунок 2 – Схема тонкого клиента

Каждое из этих решений обладает своими преимуществами и недостатками. Проанализируем их с учетом задач, стоящих перед АСУ приемной комиссии, а именно организацией приема документов от абитуриентов.

  1. Организация интерфейса приложения. Толстые клиенты имеют возможность предоставить мощный графический пользовательский интерфейс. Для систем электронного документооборота данный критерий некритичен, ключевым требованием к интерфейсу являются – простота и удобство, что обеспечивается тонким клиентом.
  2. Организация АРМ оператора с учетом компьютеров различной мощности и конфигурации. Кроссплатформенность тонких клиентов позволяет полноценно работать с веб-приложением независимо от того с какого устройства пользователь зашел и какая операционная система у него установлена. Меньшее количество требований к оборудованию конечных пользователей является одним из главных преимуществ тонких клиентов по сравнению с толстыми клиентами. Снижаются и начальные затраты на приобретение ПК, поскольку требования к их конфигурации минимальны [3]. Клиенты зависят исключительно от аппаратных ресурсов сервера.
  3. Необходимость регулярного обновления ПО АСУ. Веб-приложение - это программа, которую не надо устанавливать, обновлять. Оно всегда доступно в окне браузера.
  4. Экономическая эффективность. Важно подчеркнуть дешевизну как заметное преимущество тонких клиентов. Оптимизация аппаратных ресурсов, снижение затрат на обслуживание и повышение безопасности обеспечивают экономическую эффективность, особенно по сравнению с толстыми клиентами. Эта является причиной того, что клиент-серверные архитектуры, основанные на тонких клиентах, имеет смысл использовать в сфере образования, где финансовые ресурсы имеют решающее значение.
  5. Возможность оператору работать одновременно с несколькими окнами. Например, когда при вводе информации об абитуриенте необходимо срочно изменить данные другого абитуриента. В случае настольного приложения для этого потребуется запустить еще один экземпляр приложения. При разработке веб-приложения достаточно открыть его в новой вкладке.
  6. Защита информации. Одна из самых важных задач для АСУ приемной комиссии. Т.к. все данные при обеих технологиях хранятся на сервере, то выбор технологии не влияет на их защищенность.
  7. Скорость обработки запросов к БД. При организации системы как толстого клиента обработка данных и другие аппаратные функции выполняются в основном на стороне клиента, в тонком клиенте это происходит на стороне сервере, что существенно ускоряет время отклика системы и нагрузку на сетевые ресурсы.
  8. Разграничение прав и ролей пользователей. Реализация этой задачи в desktop-приложении привела к существенному увеличению объема системы, а также к разработке нескольких отдельных приложений для различных задач определенных ролей (составление всевозможных отчетов, протоколов, планов). При веб-разработке все эти задачи намного легче реализовать как один сайт, на котором сервер определяет интерфейс, зависящий от прав и ролей пользователя.

Проанализировав оба варианта, можно сделать вывод, что преимущества тонкого клиента, являются более существенными, по отношению к задачам, стоящим перед программным комплексом приемной комиссии.

Литература

1. Бройдо, В. Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации / В.Л. Бройдо, О.П. Ильина. - М.: Питер, 2016. - 560 c.
2. Никсон, Р. Создаем динамические веб-сайты с помощью PHP, MySQL, JavaScript, CSS и HTML5 / Р. Никсон. - М.: Питер, 2017. - 698 c.
3. Омельяненко, А. Технология "тонкий клиент" как инструмент повышения эффективности инвестиций в ИТ-инфраструктуру / А. Омельяненко // Сетевые решения. - 2005. - №12