Сайт ДонНТУ Портал магистров

Моё хобби - рисование

Я считаю, что абсолютно каждый человек любого возраста должен быть чем-то занят. Любимое занятие открывает в каждом человеке лучшие качества, заставляет развиваться как умственно, так и оттачивать свой навык на физическом уровне.

Каждый выбирает занятие себе по вкусу: кто-то любит рисовать, кто-то петь или танцевать, а кто-то и вовсе выбирает себе странные и оригинальные занятия, например, прыгать с моста или строить города из спичек. Но я предпочитаю рисовать. Рисование само по себе очень хорошо влияет не только на моральное состояние человека, но и способствует развитию его фантазии и кругозора видения. Все равно, чем ты будешь рисовать: кистью или карандашом, мелками или фломастерами. Рисование поможет раскрыть возможности и задатки. Больше всего мне нравится рисовать карандашом. Больше всего мне нравится рисовать карандашом.

История рисования карандашом

Принято считать, что история рисунка началась с истоков происхождения человека. Первой живописи на старинных скалах более 10 тысяч лет. Такова природа человеческая, что даже с древности мы стремимся выразить свои мысли и чувства посредством рисунков. Чтобы вникнуть в природу создания рисунка, важно знать его историю, чтобы приобщиться к становлению живописи.

Принято считать, что история рисунка началась с истоков происхождения человека. Первой живописи на старинных скалах более 10 тысяч лет. Такова природа человеческая, что даже с древности мы стремимся выразить свои мысли и чувства посредством рисунков. Чтобы вникнуть в природу создания рисунка, важно знать его историю, чтобы приобщиться к становлению живописи.

Пик развития и совершенствования рисунка приходится на эпоху Возрождения. Именно в это время была разработана уникальная техника рисунка. В 14 веке художникам приходилось работать на износ. Они не справлялись со всеми заказами. Обустраивались многочисленные мастерские, в которых трудились десятки помощников художников. Как только основная работа была готова, наброски уничтожались. Если бы наши предки знали, что сейчас эти наброски являются для нас невероятно ценным наследием, то они бы не поступали столь неосмотрительно.

В это же время рисунки служили предварительными набросками для портретов. Если какому-то великому живописцу заказывали портрет, то сначала он предлагал несколько вариантов рисунков, из которых выбирался окончательный.

В Древности рисунки представляли собой пиктограммы, в которых был выражен графический способ передачи мысли. Напомним, что еще до того, как появилась письменность, и даже до того, как люди стали свободно выражаться в устной форме, рисунки помогали им общаться между собой. Позже графические рисунки применялись как средство отправки писем. До сих пор такие пиктограммы не всегда получается расшифровать.

Невзирая на тот факт, что рисунки древности не способны в полной мере передать очертание и свойства предмета, они дают нам визуальное восприятие предметов, которые мы уже не сможем лицезреть в современном мире. Например, всем известный Софийский собор, был полностью восстановлен по сохранившимся рисункам.

На Руси рисунки больше напоминали графические изображения. Многие из них сегодня используются в учебниках истории. Рисование доверялось только художникам, или, как их еще называли, чертежникам. Они могли изготовить чертеж станков, пушек и других сооружений. В дальнейшем рисунки на Руси стали больше отражать национальный колорит. Большинство идей графики использовалось для нанесения их на ткани. Так началось развитие национальной одежды.

Рисунки карандашом

Первооткрывателями карандашного рисунка стали художники Тернер, Констабел, Делакруа. Изначально они отдавали предпочтение больше архитектурной живописи. Среди их работ можно найти множество примеров с изображением соборов, старинных жилых кварталов и другие. Но не становились менее популярными портреты. Они были невероятно реалистичными. Если сегодня карандашные портреты считаются редкостью, поскольку не каждый художник берется за такое дело, то в древности портреты карандашом были практически в каждом доме.

Становление живописи и письменности началось с появления первых рисунков. Это неоспоримый факт, доказанный историками. Именно рисунки в древности служили средством передачи собственных мыслей и чувств. Только благодаря рисункам мы теперь можем узнавать много нового о наших предках, о том, как они жили, как строили свой быт.

Техника рисования

Есть две основные техники рисования:

  • штриховка;
  • растушевка.

    Штриховка

    Красивая штриховка может сделать ваш рисунок произведением искусства. Самое главное правило в штриховке — это просвет между штрихами. Именно видимость бумаги делает вашу работу свежей и не замусоленной. Научиться правильной штриховке не так сложно как кажется, однако необходимо понимать несколько вещей:

  • Штриховка показывает тоновые соотношения. Значит, вам нужно иметь элементарные представления о том, что такое тень, блик, рефлекс и так далее.
    Цыганковый карандаш
  • Чтобы показать объем предмета, штриховка кладется по форме, вам нужно чувствовать сам предмет и линию, как ее положить, чтобы она подчеркнула форму.
  • Чтобы хорошо штриховать, надо правильно подбирать материалы и уметь их подготавливать - ваши карандаши должны быть заточены, бумага должна подходить для штриховки, под рукой должен быть хороший ластик. Лучше иметь под рукой наждачку, чтобы держать кончик карандаша всегда острым. Так ваши штрихи будут тоньше и аккуратнее.
  • Если вы никогда в жизни не рисовали линий от руки, потренируйтесь сначала в технике штрихов не на конкретном рисунке, а абстрактно, проще говоря, набейте руку.
  • Помните, что штриховка требует особого положения руки, это может показаться непривычным, но вполне обосновано. Лучше держать лист вертикально — так меньше искажений и возможности растереть рисунок случайно ладонью.
  • На гладкой бумаге, типа ватмана гознака, штрихи получаются четче, на более шершавой — штриховка более мягкая. В зависимости от мягкости карандаша ваш рисунок может быть более контрастным (при использовании карандашей большой мягкости), но его легче смазать и сделать грязным.
  • При набрасывании формы, осветлите мягким ластиком технические линии — так ваш рисунок опять же будет четче и чище.

    Виды штриховки:

    Виды штриховки
    1. Обычная однослойная штриховка «зигзагом». Карандаш двигается вправо-влево не отрываясь от листа. Образуется штрих похожий на зигзаг.
    2. Наложение двух слоёв штриха «зигзаг». Угол пересечения не должен составлять 90 градусов. При таком пересечении образуется некрасивая «решётка». Пересечение штрихов должно образовывать «ромбики».
    3. Штриховка, при которой карандаш касается бумаги только тогда, когда рисуется линия. Карандаш плавно опускается к листу, проводит линию, и затем плавно отрывается от бумаги. Эта разновидность штриховки позволяет соединять штрихи очень мягко и незаметно. Плоскость листа заполняется штрихом ровно, без стыков и «швов».
    4. Штрих по окружности. Движения карандаша такие же, как в штриховке под номером 3, только по окружности.
    5. Штриховка, похожая на вариант под номером 4. Но количество слоёв тут может быть произвольным. Длина штрихов короткая, что позволяет деликатно «лепить» сложные формы, например в портрете.
    6. Пересечение двух слоёв штриха под острым углом. Штрих не «зигзагом». Проведя линию, карандаш всякий раз отрывается от бумаги.
    7. Штриховка, при которой линии штриха пересекаются под разным углом. Как угол, так и количество слоёв произвольное. Такой штрих хорошо подходит для тональной проработки плоскостей сложной формы, мятых драпировок.
    8. Комбинированная штриховка под разным углом. Слой один, хотя при дальнейшей работе можно вводить и дополнительные слои. Такая штриховка хорошо подходит при проработке сложных, геометрически неправильных форм, например, каменистой фактуры.

    При работе над тональным рисунком, нужно помнить, что штрих чаще всего должен повторять форму предмета. Он как бы «облегает» форму. При этом насыщенность тона (уровень «черноты») можно набирать двумя способами: силой нажатия на карандаш и количеством слоёв штриховки. При этом штрих не должен быть «глухим», т. е. сквозь линии штриха бумага всё же должна немного просвечивать. Иначе может возникнуть некоторая «замусоленность» штриха, что производит плохое впечатление.

    Растушёвка

    Растушёвка – один из основных приемов, который можно применить при выполнении рисунка начинающим художникам. С помощью градации тона можно придать фигуре объема. Вообще, растушёвка – это частный случай штриховки. После нанесения штрихов, используя свойства графита карандаша и специальный инструмент-растушевку, их растушёвывают (размазывают) до получения однородного тона. Однако и выполнение самой растушёвки имеет ряд особенностей.

  • Растушёвку штрихов необходимо выполнять вдоль штрихов, но не поперёк. Выполняя растушёвку вдоль штрихов, вы добьетесь тем самым более естественного тонирования.
  • Для растушёвки используют не только простую штриховку, но и зигзагообразные штрихи.

    С помощью таких техник можно изобразить на бумаге все, что угодно.

    Советы для новичков

    Большинство людей, которым нравится рисовать, делают первые шаги самостоятельно. И даже если это всего лишь хобби, они все равно делают различные зарисовки. Ниже представлены 10 наиболее распространенных ошибок, с которыми могут столкнуться все начинающие художники:

    1. Неправильно подобранный карандаш. Если у вас плохо выходят тени, проверьте маркировку своего карандаша. Скорее всего, он слишком жесткий. Тени рекомендуется прорисовывать карандашами с маркировкой B, 2B и 4В, но никак не HB.
    2. Рисунок с фотографий. Каждый художник начинает срисовывать с фотографий, но очень часто фотографии не передают достаточного количества черт лица для хорошего рисунка. Когда лицо человека расположено в анфас, будет трудновато правильно смоделировать его лицо на бумаге, поскольку исчезает перспектива сзади головы. Попробуйте взять фотографию, где голова человека наклонена немного в сторону. Таким образом, портрет будет более реалистичным и с лучшей передачей теней.
    3. Ошибочные основные пропорции. Очень часто люди начинают сразу уделять внимание деталям, рисуя их полностью без набросков всего рисунка. Это неправильно, так как вы не планируете правильные пропорции заранее. Сначала желательно сделать наброски всего рисунка, а только потом прорисовывать углубленно детали.
    4. Искривленные черты. Мы привыкли смотреть на человека прямо и при рисунке выравнивать черты лица. В итоге, портрет выходит довольно искаженным. При рисовании сложных предметов попробуйте сначала очертить направляющие, по которым дальше будет легче выстроить рисунок.
    5. Рисунок животных. Обычно мы смотрим на наше животное сверху вниз. От этого голова нам кажется больше, чем все тело, и теряется нормальная пропорциональность. Попробуйте отвлечь животное, чтобы оно повернуло мордочку в сторону, тогда рисунок выйдет более правдивым.
    6. Штрихи. Если вы рисуете каждую волосинку или травинку отдельно, то рисунок выйдет отвратительный. Постарайтесь делать резкие наброски, следуя от тёмного к светлому.
    7. Деревья. Не пытайтесь рисовать правильными формами деревья, цветы, листья. Используйте контуры и полутени для реалистичности.
    8. Неправильная бумага. Прежде чем покупать бумагу, проверьте ее на кусочке образца, изобразив что-нибудь легкое. Бумага может быть слишком гладкой, и рисунок будет бледным. Также бумага может быть слишком жесткой, и рисунок будет довольно плоским.
    9. Объемность. Старайтесь при передаче объема не использовать четкие линии для краев. Они могут быть очерченными легкими линиями разной тональности.
    10. Тени. Очень часто не выходит наложить тени ровно. Старайтесь использовать полный цветовой диапазон карандаша, уходя от светлого к самому темному. Если вы боитесь переборщить с темным, подложите под край кусочек бумаги, и вся чернь будет на ней.

      Мои работы

      Источники

      1. История рисунка
      2. Техника правильной штриховки
      3. Виды штриховки в рисунке
      4. Основы рисования: техника рисования карандашом