ДонНТУ   Портал магистров

Театр в моей жизни

Искусство если не хлеб, то вино жизни Жан Поль.

photoТеатральное искусство вошло в мою жизнь в 2016 г. Тогда я впервые посетила наш «Донецкий Государственный Академический Музыкально-Драматический театр им. М.М. Бровуна» рок-оперу «Юнона и Авось» [1]. Именно этим представлением я открыла для себе, что-то новое и необычное, место, где отдыхает не только тело, но и душа.

Истоки театрального искусства лежат в первобытных языческих ритуалах и обрядах, связанных с коренными моментами жизни тогдашнего общества. Персонификация явлений природы в том или ином божестве обусловливала необходимость своеобразного диалога с богами – в обрядах и ритуалах разыгрывались (т.е. подавались в театральной форме) ключевые моменты, жизненно важные события. В обрядовых действах, казалось бы, не было зрителей как таковых, все их участники, сколько бы их ни было – много ли, при массовом обряде, или только жрецы, при обряде тайном были непосредственно включены в само действо. Тем не менее, зритель был, точнее, подразумевался: эти театрализованные действа, первобытные мистерии, адресовались божествам, с ними вступали в диалог участники обряда. Так задавалась сакральность действа, высочайшая нота, сохраняющаяся в лучших произведениях театра и сегодня [2].

В отличие от других видов сценического искусства, спектакль в драматическом театре основывается на инсценированном литературном произведении (пьесе) — предполагающем импровизацию или заранее подготовленную постановку. Для артиста драматического театра основным средством выразительности, наряду с физическими действиями, является речь, сценический костюм, грим; вместе с тем драматический театр — искусство синтетическое: он может включать в себя в качестве полноправных элементов и вокал, и танец, и пантомиму. Важную роль в драматическом театре играет режиссёр, который на основе собственной интерпретации литературного произведения руководит работой всего коллектива, а также редактирует пьесу [3].

В МДТ им. М.М. Бровуна мне очень близки постановки режиссера-постановщика – Василия Маслия, такие как рок-опера «ЮНОНА И АВОСЬ», криминально-музыкальная комедия Н. Гоголя «ИГРОКИ», спектакль «ШОУ ПРОДОЛЖАЕТСЯ», комедия Жана Батиста Мольера «ТАРТЮФ», а также постановки режиссера Владимир Быковского такие как романтическая комедия Альберта Рамсделла Гёрни-младшего «Этого не было» и «Красная Шапочка» по мотивам сказки Ш. Перро.

Потрясающая, неповторимая игра актеров (Р. Слабунов, М. Селиванов, Е. Мартынова, И. Бессмолый, К. Банников) звучание голосов артистов-вокалистов (В. Селиванова, Д. Федоров, А. Филатов), движения актеров балетной труппы, все это завораживает с первых минут начала представления. Каждый раз, когда я прихожу на представление, в душе всегда присутствует такая приятная тревога, как будто в преддверии чуда.

photoДалее в 2017 г. я впервые посетила «Донецкий театр оперы и балета» главный Рождественский балет мира – балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик», сказка которого известна нам давно из детства [4].

История зарождения оперы и балета берет свое начало еще в эпоху Ренессанса. Вначале в мистериях появилась эпизодически вводимая музыка, позднее музыка стала сопровождать всё действие. В середине XVI века были популярны пасторали, которые сопровождались хоровым пением. В конце XVI века появились произведения с одноголосым пением (монодия). В 1637 году в Венеции был открыт первый оперный театр [3].

В XVI веке в северной Италии появились грандиозные представления — spectaculi. Они включали не только танцы, но и конные представления и битвы. Екатерина Медичи принесла интерес к танцам во Францию. Она же была первым спонсором балетов, и устраивала грандиозные spectaculi. Одним из заметных был «Польский балет» (Le Ballet des Polonais), который был поставлен к визиту польских послов в 1573 году.

Первые балеты включали не только танцы, но и разговоры и элементы драмы. Постепенно танец вытеснил из балета элементы драмы. Во Франции балет сформировался как отдельный жанр. Балетные представления теперь давали не только при дворе, но и в театрах. Дворяне, включая Людовика XIV, исполняли в балете роли разной важности [3].

В 2019 г. 14 февраля в Донбасс Опере состоялась премьера спектакля «Он хотел жить, как все другие» по мотивам романа Г. Леру «Призрак Оперы», в авторской постановке народного артиста Украины Вадима Писарева.

Жанр опера-балет – это забытый жанр театрального искусства. Вследствие становления оперы и балета как самостоятельных видов театрального спектакля, жанр изжил себя. Однако в XIX и XX веках вновь появляются отдельные его образцы, представляющие единство хореографии и пения в рамках фантастического или мифологического спектакля [5].

«Он хотел жить, как все другие» – это опера балет, который прекрасно сочетает в себе искусство танца и пения. Превосходнейшее вокальное исполнение. Стоит отметить также работу оркестра, которая, несомненно, выполнена великолепно. Пожалуй, именно этот спектакль стал моим фаворитом, на который я бы вернулась вновь и вновь!

Также в июле 2019 г. была поставлена театральная мистерия по мотивам средневековых стихотворений из одноименного сборника «Carmina Burana». На данный момент я видела только отрывки с нее, но и этого достаточно для впечатлений. Очень хочется отметить работу хора – это просто непередаваемые ощущения. Кантата и либретто было исполнено на латинском и средневерхненемецком языках, благодаря этому чувствуется какая-то мистическая энергетика, мощная сила духа. В общем в ближайшее время, я планирую насладиться этим зрелищем в полном объеме.

Театральное искусство занимает важную роль в моей жизни. Благодаря ему происходит духовное развитие. Театр – это место, где можно посмотреть на себя как бы со стороны и сделать какие-то выводы. Он формирует эстетические ценности, обогащает нашу жизнь, делает ее более яркой и полной, ведь как говорил родоначальник английской драмы:

«Весь мир – театр, а люди в нем актеры» Уильям Шекспир.

Список литературы

1. МДТ имени М.М. БРОВУНА
2. ТЕАТР (ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО) – Энциклопедия Кругосвет
3. Театр – Википедия
4. Донбасс Опера – Донецкий театр оперы и балета
5. Опера-балет – Википедия