Назад в библиотеку

Cемь принципов менеджмента качества

Автор: Global Quality Village

Аннотация

Global Quality Village. Cемь принципов менеджмента качества

Предисловие

Управление качеством становится все более важным для руководства и менеджмента всех организаций. Необходимо идентифицировать менеджмент качества как отдельную дисциплину управления и установить общепринятые и понятные правила для этой дисциплины.

ISO пересмотрела восемь принципов менеджмента качества, и новые семь принципов менеджмента качества были опубликованы как часть самого стандарта ISO9000: 2015. (Эта статья основана на ISO9000: 2015). Последний стандарт ISO9001: 2015 основан на этих семи принципах.

Описанные здесь концепции и принципы управления качеством дают организации возможность решать проблемы, возникающие в среде, которая существенно отличается от ситуации последних десятилетий.

Основной материал

Качество управления становится все более важным для руководства и управления всеми организациями. Это необходимо для определения качества управления предприятием. Весь персонал должен проняться философией качества.т.е. понять и принять правила управления качеством.

Технический комитет ИСО работает над стандартами ISO 9000, в котором опубликован документ с подробным изложением принципов менеджмента качества и применения руководящих принципов. (Эта статья основана на указанном документе). Последняя версия (версия 2008 г.) ISO 9000, основанна на этих принципах.

Определение качества. Принципы управления: Принцип менеджмента качества является всеохватывающим и основным правилом(убеждения) для лидирующих организаций, деятельность которых направленна на постоянное повышение производительности в будущем, при этом внимание должно быть сосредоточено на клиентах с учетом потребностей всех других заинтересованных сторон.

  • Принцип 1 - Ориентация на потребителя
  • Принцип 2 - Лидерство руководителей
  • Принцип 3 - Вовлечение работников
  • Принцип 4 - Процессный подход к менеджменту
  • Принцип 5 - Постоянное улучшение
  • Принцип 6 - Принятие решений, основанных на фактах
  • Принцип 7 - Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Теперь рассмотрим принципы более подробно.

Принцип 1 - ориентация на потребителя: Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

Обоснование: Устойчивый успех достигается, когда организация привлекает и сохраняет доверие клиентов и других соответствующих заинтересованных сторон. Каждый аспект взаимодействия с клиентом дает возможность повысить ценность для клиента. Понимание текущих и будущих потребностей клиентов и других заинтересованных сторон способствует устойчивому успеху организации.

Шаги в применении этого принципа:

  • определение процесса для достижения желаемого результата.
  • выявление и измерение входов и выходов процесса.
  • определение интерфейсов процесса с функциями организации.
  • оценка возможных рисков, последствий и влияния процессов на потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон этого процесса.
  • установление четких обязанностей, полномочий и ответственности за управление процессом.
  • определение внутренних и внешних клиентов, поставщиков и других заинтересованных сторон в процессе.
  • при разработке процессов, рассмотрение этапов процесса, деятельности, потребности в обучении, оборудовании и т.п.

Принцип 2 - лидерство руководителей: Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в достижение целей организации

Обоснование: Cоздание единства цели, руководства и вовлечения людей позволяет организации согласовывать свои стратегии, политику, процессы и ресурсы для достижения своих целей.

Шаги в применении этого принципа:

  • принятие во внимание потребностей всех заинтересованных сторон, включая:потребителей, владельцев, работников, поставщиков, финансирующие организации, местные сообщества и общество в целом;
  • формирование четкого видения будущего организации;
  • постановка смелых целей и задач;
  • создание и поддержка общих ценностей, беспристрастности и определению этики поведения на всех уровнях организации;
  • создание атмосферы доверия и работы без страха;
  • обеспечение работников необходимыми ресурсами, подготовкой и свободой действия в рамках ответственности;
  • воодушевление, поощрение и признание вклада работников.

Принцип 3 - вовлечение работников: Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

Обоснование: Для эффективного и действенного управления организацией важно уважать и вовлекать всех людей на всех уровнях. Признание, расширение прав и возможностей и повышение компетентности способствуют вовлечению людей в достижение целей организации в области качества.

Шаги в применении этого принципа:

  • пониманиe работниками важности своего вклада и роли в организации;
  • выявлениe работниками факторов, мешающих их деятельности;
  • принятиe работниками на себя ответственности за решение проблем;
  • оцениваниe работниками своей деятельности в сравнении с личными целями и задачами;
  • активный поиску работниками возможностей для повышения своей компетентности, знаний и опыта;
  • свободная передача работниками своих знаний и своего опыта;
  • открытое обсуждение работниками проблем и вопросов.

Принцип 4 - процессный подход: Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом"

Обоснование: СМК состоит из взаимосвязанных процессов. Понимание того, как эта система дает результаты, позволяет организации оптимизировать систему и ее производительность.

Шаги в применении этого принципа:

  • систематическоме определение действий, необходимых для получения желаемого результата;
  • установление четкой ответственности за менеджмент основных видов деятельности;
  • анализ и измерение возможностей основных видов деятельности;
  • определение взаимодействий основных видов деятельности в рамках подразделений организации и между ними;
  • ориентация на такие факторы, как ресурсы, методы и материалы, способствующие улучшению основных видов деятельности организации;
  • оценивание рисков, последствий и влияний деятельности на потребителей, поставщиков и другие заинтересованные стороны.

Принцип 5 - постоянное улучшение:Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

Обоснование: Улучшение важно для организации, чтобы поддерживать текущий уровень производительности, реагировать на изменения в ее внутренних и внешних условиях и создавать новые возможности.

Шаги в применении этого принципа:

  • развертывание по всей организации согласованного подхода к постоянному улучшению ее деятельности;
  • обучение работников средствам и методам постоянного улучшения;
  • превращение постоянного улучшения продукции, процессов и систем в задачу каждого работника организации;
  • разработка целей для того, чтобы направлять и отслеживать улучшения;

Принцип 6 - принятие решений, основанных на фактах:Результативные решения основываются на анализе данных и информации

Обоснование: Принятие решений может быть сложным процессом и всегда сопряжено с некоторой неопределенностью. Он часто включает несколько типов и источников входных данных, а также их интерпретацию, которая может быть субъективной. Важно понимать причинно-следственные связи и возможные непредвиденные последствия. Факты, доказательства и анализ данных приводят к большей объективности и уверенности в принятии решений.

Шаги в применении этого принципа:

  • обеспечение уверенности в достоверности и точности данных и информации;
  • доступность данных тем, кто в них нуждается;
  • анализ данных и информации с использованием апробированных методов;
  • принятие решений и действий на основе фактического анализа, сбалансированного с учетом опыта и интуиции

Принцип 7 - принятие решений, основанных на фактах:Организация и ее поставщики взаимозависимы, и их взаимовыгодные отношения повышают способность как тех, так и других создавать ценность.

Обоснование: Соответствующие заинтересованные стороны влияют на результаты деятельности организации. Устойчивый успех с большей вероятностью будет достигнут, когда организация будет управлять отношениями со всеми своими заинтересованными сторонами, чтобы оптимизировать их влияние на свою работу. Особое значение имеет управление взаимоотношениями с провайдером и партнерскими сетями.

Шаги в применении этого принципа:

  • установление отношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных достижений и долгосрочных планов;
  • объединение знаний, опыта и ресурсов с партнерами;
  • определение и выбор основных поставщиков;
  • четкий и открытый обменй информацией;
  • обмен информацией и планами на будущее;
  • ведение совместно разработанной и улучшенной деятельности;
  • воодушевление, поощрение и признание поставщиков за улучшения и достижения.