Назад в библиотеку

Механизм повышения эффективности и качества образовательных услуг

Автор: Зуева О.Н., Донскова Л.А.
Источник: Научный журнал Фундаментальные исследования – 2016. – № 10 (часть 1) – С. 129-134.

Аннотация

Зуева О. Н., Донскова Л. А. Механизм повышения эффективности и качества образовательных услуг. Данная статья свидетельствует о том, что проблема повышения качества образовательных услуг представляет собой сложную, многоаспектную задачу, постановка, обоснование и реализация которой должны происходить в системном, последовательном, непрерывном режиме.

Основной материал

В структуре национальных общественных приоритетов повышение эффективности и качества образовательных услуг рассматривается как один из ключевых компонентов, так как уровень образования, интеллектуальный потенциал, знания и трудолюбие определяют в конечном итоге экономическое развитие страны и решение социальных задач. И поэтому сегодня сфера образования рассматривается не только как важнейшая составляющая социально-культурной жизни общества, но и как отрасль экономики, от состояния которой во многом зависит будущее государства.

Темпы экономического роста, как показывает мировой опыт, в решающей мере определяются темпами и масштабами развития приоритетных направлений развития науки и техники, степенью прогрессивности средств научно-производственного труда, а также уровнем подготовки и квалификационным составом работников всех уровней. И главным фактором воспроизводства становится не накопление материальных благ, а накопление знаний, умений. В данном контексте важнейшим направлением такого развития выступает подготовка и переподготовка кадров, которая должна соответствовать постоянно возрастающим современным требованиям со стороны всех категорий работодателей к рынку образовательных услуг.

Качество высшего образования тесно связано с запросами рынка к уровню знаний, оно должно соответствовать требованиям сегодняшнего дня и отражать достигнутую в обучении степень мастерства профессиональной деятельности. Поэтому участники рынка образовательных услуг – учреждения профессионального образования должны уделять постоянно внимание актуализации используемых механизмов управления процессами производства и реализации образовательных услуг, способствуя тем самым развитию бакалаврских образовательных программ и усилению их ориентации на рынке труда.

Развитие отечественной системы образования обусловило изменения и повышение требований к качеству профессиональной подготовки будущих специалистов. Основной целью профессионального образования 21 века провозглашается подготовка конкурентоспособного специалиста, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному профессиональному росту, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи.

Таким образом, требования общества, рынка труда и нормативных документов к подготовке студентов обусловливают необходимость поиска, разработки и активного внедрения широкого спектра инноваций в образовательную вузовскую систему, что и обусловило актуальность проведенных исследований, результаты которых представлены в настоящей работе.

В основе современной системы высшего профессионального образования лежит компетентностный подход к обучению, который предполагает не только усвоение студентом отдельных друг от друга знаний и приобретение практических навыков, но и овладение ими в комплексе. В процессе обучения важно не только передать информацию, но и научить студентов использовать полученную информацию в их профессиональной деятельности. Эффективность и качество подготовки кадров во многом зависит от степени практической направленности проводимых занятий и организуемых практик, от того, насколько активно в учебный процесс вовлекаются специалисты-практики соответствующей сферы деятельности. В связи с чем одним из элементов механизма повышения эффективности и качества образовательных услуг становится практико-ориентированное обучение.

Под практико-ориентированным подходом понимается совокупность приемов, способов, методов, форм обучения студентов, направленная на формирование практических умений и навыков профессиональной деятельности. Практико-ориентированный подход в целом означает, что в учебном процессе решается основная задача подготовки будущих специалистов – создание условий для развития профессиональной компетентности личности. Соглашаясь с существующими определениями о практико-ориентированном подходе в обучении, считаем целесообразным выделение ключевого фактора реализации данного похода, который, на наш взгляд, заключается в формировании профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду не только в ходе учебной, производственной и преддипломной практик, но и в процессе проведения учебных занятий.

Включение практических действий в учебный процесс создает образовательное пространство, в котором теоретическая база приобретает свое практическое воплощение и в максимальной степени моделирует реальную профессиональную деятельность.

Практико-ориентированный подход создает возможность постепенного наращивания профессиональной квалификации специалиста – от формирования типовых профессиональных действий до продуктивной творческой деятельности.

При практико-ориентированном обучении основным элементом работы учащихся является освоение практической деятельности, в том числе новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательного процесса.

Построение процесса практико-ориентированного обучения позволяет максимально приблизить содержание и процесс учебной деятельности студентов к их будущей профессии, дает возможность проектировать целостный учебный процесс, в котором учитываются такие факторы, как специфика учебных дисциплин, особенности и возможности каждого участника учебного процесса, а также помогают создавать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих бакалавров.

Основная идея заключается в использовании практико-ориентированной технологии обучения при подготовке бакалавров по направлению Товароведение, при этом практико-ориентированное обучение предполагает:

Принципами организации практико-ориентированного обучения являются: мотивационное обеспечение учебного процесса; связь обучения с практикой; сознательность и активность студентов в обучении. Задача: формировать у студентов желание совершенствоваться в выбранной профессии путем применения активных методов обучения на месте будущей работы.

Необходимое условие: обязательно участие партнеров-работодателей в формировании учебных планов, программ, в проведении лабораторных и практических занятий, учебной и производственной, преддипломной практик.

Следует отметить, что вопросы поиска и разработки механизма повышения эффективности и повышения качества образовательных услуг активно обсуждаются в научной литературе, и оригинальность исследований и их результатов зачастую обусловлена спецификой направления подготовки.

Выводы

Практико-ориентированные технологии способствуют формированию конкурентоспособного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям производственного процесса.

В рамках практико-ориентированного подхода повышается эффективность обучения, благодаря повышению личностного статуса студента и практико-ориентированному содержанию изучаемого материала; развивается интерес студентов к творчеству.

Студенты кафедры, которые участвовали в занятиях, проводимых на базовой кафедре, и участвующие в реализации практических задач, получили возможность творчески видеть проблемы и решать их в реальной, конкретной жизненной ситуации, они стали более самостоятельными, мобильными, ответственными, они получили уверенность в востребованности на рынке труда.

Практико-ориентированные технологии обучения дают возможность не только качественно улучшить образовательный процесс, но и способствуют приобретению одной из основных профессиональных компетенций – осознанию социальной значимости своей будущей профессии и стремлению к саморазвитию и повышению квалификации, что позволяет использовать данное положение как один из критериев оценки эффективности и повышения качества образовательных услуг.