Назад в библиотеку

Направления совершенствования системы управления государственным вузом в современных условиях

Автор: В.Ф. Безъязычный, Э.В. Киселев, В.А. Кононов
Источник: Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского

Аннотация

В.Ф. Безъязычный, Э.В. Киселев, В.А. Кононов Направления совершенствования системы управления государственным вузом в современных условиях. В статье даны общие рекомендации совершенствования системы управления вузом.

Реформирование основ государственного устройства и экономические преобразования, проводимые в последнее десятилетие в России, привели к значительному изменению условий, в которых высшие учебные заведения вынуждены осуществлять свою основную деятельность – подготовку высококвалифицированных кадров. Новые черты, характеризующие текущую ситуацию, следующие:

Для достижения целей устойчивого развития на ближайшую и отдаленную перспективу с учетом выше изложенных особенностей текущей ситуации возникает необходимость осуществления государственным высшим учебным заведением несвойственных ранее для него функций, а именно функций маркетинга, распределения заработанных ресурсов, стратегического и оперативного планирования, развития вуза, дополнительного образования и т. п.

Все это является серьезным основанием для совершенствования системы управления вузом, как одного из решающих направлений сохранения и развития его потенциала, повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, повышения престижа высшего образования в целом, удовлетворения потребностей предприятий и организаций в высококвалифицированных специалистах.

Одним из основных направлений совершенствования систем управления является разработка и внедрение системы менеджмента качества, основанной на принципах стандартов ИСО серии 9000:2000. Однако как показывает практика, чаще всего организации не получают ожидаемых результатов от системы менеджмента качества из-за попыток отделить эту систему от общей системы управления организацией. Обе системы строятся и развиваются параллельно и чаще всего без органичной связи между собой, что приводит к серьезному формализму. Система качества существует только лишь на бумаге. Главная проблема при этом заключается в выработке механизма, приводящего в движение систему менеджмента качества для того, чтобы она давала реальную пользу организации, ее сотрудникам, потребителям услуг, обществу в целом. Руководители должны иметь надежный инструмент выработки решений по достижению каких-либо целей, а исполнители, соответственно, такой же надежный инструмент, помогающий им достигать эти цели в практической работе.

Вышеприведенные рассуждения приводят к мысли о целесообразности развития системы управления организацией в целом, при одновременном встраивании в эту систему подсистемы менеджмента качества. Это также подтверждается накопленным опытом функционирования системы менеджмента качества в Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П. А. Соловьева: документы, регламентирующие практически все виды деятельности, связанные с учебным процессом, имеются (и надо заметить – хорошие документы), а в практическом их использовании возникают серьезные сложности.

Ниже приведены на наш взгляд основные принципы, которых следует придерживаться, при совершенствовании системы управления государственным высшим учебным заведением в условиях рыночной экономики:

Таким образом, могут быть даны следующие общие рекомендации совершенствования системы управления вузом:

  1. Целесообразно вести речь о развитии общей системы управления, а систему менеджмента качества рассматривать как ее составную часть.
  2. Система управления вузом должна быть глобальной, т. е. охватывать все его подразделения и направления деятельности.
  3. Развитие системы управления должно быть основано на признании факта нахождения вуза в условиях реальной рыночной конкуренции, и осуществляться с учетом современных подходов к менеджменту организаций.
  4. Условием эффективного развития системы управления является широкое использование существующих внутренних электронных коммуникаций.
  5. По поручению ректора вуза работы по развитию системы управления должно возглавлять лицо с достаточно широкими полномочиями.
  6. Совершенствование системы управления вузом требует времени и выделения ресурсов: финансовых, технических, кадровых.