Назад в библиотеку

Некоторые аспекты разработки базы знаний экспертной системы

Автор: Е. В. Димитров
Источник: Международный научный журнал СИМВОЛ НАУКИ №5/2016 ISSN 2410–700X_ УДК 631.362.001.573, 2016. [Ссылка]

Аннотация:В статье приводится краткое описание программной системы для технологической регулировки рабочих органов зерноуборочного комбайна. Рассматриваются некоторые аспекты редактирования базы знаний экспертной системы.

Ключевые слова: Зернокомбайн, экспертная система, база знаний, регулировка.

Одним из перспективных направлений повышения эффективности управления сложными уборочными машинами является совершенствование методов информационной поддержки принятия решений при функционировании комбайнов [1, с.76]. Для решения данной задачи предлагается использование экспертной системы (ЭС) [2, с. 6] ЭС представляет собой программу, которая, основываясь на опыте специалистов- экспертов, помогает пользователю произвести корректировку технологических регулировок комбайна. Программная система включает подсистемы для решения задачи регулировки трех основных агрегатов:

Жатвенная часть, Платформа–подборщик, Молотилка [3, с. 2]. Программа имеет многооконный интерфейс, позволяющий разбить поиск решения задачи на этапы.

Предусмотрены различные режимы работы ЭС: решение задачи и работа с базой знаний [4, с.420]. В режиме решение задачи пользователь находит необходимые значения регулируемых параметров комбайна для устранения нарушения технологического процесса уборки. В режиме работа с базой знаний с ЭС работает только эксперт. Блок приобретения знаний является одним из важнейших компонент ЭС.

В режиме работы системы со знаниями реализованы функции: чтение баз данных; загрузка в систему знаний, указанных экспертом; редактирование; сохранение и удаление знаний (рис.1). Алгоритм загрузки новых знаний состоит из последовательности шагов. Первоначально пользователю необходимо выбрать составную часть агрегата. Затем вводится внешний признак нарушения технологического процесса. В результате выполнения указанных действий осуществляется формирование части ЕСЛИ правил базы знаний. Следующий шаг –ввод в базу данных возможных причин и соответствующих им методов устранения. Таким образом, формируется часть ТО правила базы знаний. Отличительной особенностью базы знаний ЭС является применение нечетких продукционных правил [5, с. 38].

pic1

Рисунок 1 Редактирование показателей качества

pic2

Рисунок 2 – Окна для редактирования базы знаний

Остальные функции режима работы со знаниями реализуются путем выбора соответствующего пункта меню и проведения необходимых операций. Контекстно-зависимая помощь, объяснительная компонента, система вложенных меню и другие средства дружелюбного интерфейса обеспечивают пользователю эффективную работу с системой, а наряду с возможностью расширения базы знаний - жизнестойкость системы. Аккумулирование и тиражирование опыта эксперта в виде базы знаний экспертной системы позволит достичь в больших масштабах эффективных результатов уборки.

Список использованной литературы:

  1. Димитров, В.П. Совершенствование методов технического обслуживания зерноуборочной техники на основе экспертных систем [Текст] / В.П. Димитров // Дисс. на соискание учен. степени д–ра техн. наук

/Ростов-на-Дону, 2002.– 300 с.

  1. Димитров, В.П. Об организации технического обслуживания машин с использованием экспертных систем [Текст] / В.П. Димитров // Вестник ДГТУ.– 2003.– Т. 3.– №1.– С. 6-7.
  2. Димитров, В.П. Особенности моделирования процесса принятия решений при технологической регулировке машин [Текст] / В.П. Димитров, Л.В. Борисова //Механизация и электрификация сельского хозяйства.– 2009.– №4.– С. 2–4.
  3. Тугенгольд, А.К. К вопросу построения нечеткой экспертной системы продукционного типа для технологической регулировки машин [Текст] / А.К. Тугенгольд, В.П. Димитров, Л.В. Борисова // Вестник ДГТУ.– 2008.–Т.8, № 3 (38).– С. 419
  4. Борисова, Л.В. Особенности формализации знаний при логико-лингвистическом описании сложных технических систем [Текст] / Л.В. Борисова, В.П. Димитров // Ростов-на-Дону, РГАСХМ.- 2006.- 207 с.