Назад в библиотеку

Технология создания и обработки компьютерных тестов средствами MS Office Excel

Автор статьи: Гаврыш Светлана Васильевна

Источник: Персональный сайт автора

Наряду с другими формами контроля – зачетами, контрольными и самостоятельными работами многие учителя используют тестовые задания для оценки знаний учащихся. Тестовый учет устраняет случайность, субъективность и приблизительность оценки работы учеников. Составление тестов дело трудоемкое, но вполне окупаемое повышением эффективности учебного процесса. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех учащихся критериям. Это позволяет определить, кто из учеников не овладел программным материалом, кто овладел им на минимальном уровне, кто полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы, кто из учащихся не только полностью овладел необходимыми знаниями; но может применять их в новых ситуациях, владеет умениями на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой. Прежде чем составляю тесты, определяюсь в целях изучения данной темы и конкретного урока, т.е. как ученики должны усвоить учебный материал: только узнавать, различать, что к чему (1-й уровень), или уметь выполнять какие-то задания, что-то определять, доказывать, т.е. действовать в известной им стандартной ситуации (2-й уровень); на уровень эвристической деятельности, учитывая умения действовать в нестандартной для них ситуации (3-й уровень).
Создание тестов с помощью программы MS Office Excel. Возможности Excel не ограничиваются созданием расчетных таблиц и сложных графиков. Excel обладает мощными встроенными функциями с возможностью составлять свои собственные и комбинировать имеющиеся функции. Наиболее интересными функциями представляются логические, которые в сочетании с функциями обработки текста и арифметическими функциями позволяют создавать интересные тестовые программы по любому предмету. Такие программы могут составлять не только преподаватели информатики, но и учителя-предметники, имеющие начальные знания по Excel. Эти тесты могут быть использованы на уроках и во внеурочное время. При создании компьютерных тестов и контролирующих заданий средствами Excel можно использовать следующий алгоритм:

Этапы создания теста 1 этап. Оформление бланков Для оформления вопросов и проверки можно создать бланки. Соответственно переименовать листы книги Excel: "Тест", "Проверка" и т.д. Для оформления бланка используются операции: заливки ячеек; объединения ячеек; форматирование символов. Программа Excel позволяет создавать следующие тесты:

2 этап. Составление теста При создании теста со свободным ответом и на соотвествие создается группа ячеек для ввода ответа. Эта ячейка форматируется и в комментарии к тесту указывается, что ввод ответа должен быть осуществлен именно в эту ячейку. При создании теста с выборочным ответом или теста на сопоставление выполняется следующая последовательность действий:

  1. В меню выбрать пункт Данные.
  2. В ниспадающем меню выбирать Проверка.
  3. В диалоговом окне выбирать тип данных - Список
  4. В окне Источник перечисляются варианты ответов через точку с запятой. Результатом выполнения операций будет список с выборочными ответами, из которых обучаемый должен будет выбрать один ответ.

3 этап. Подведение итогов тестирования Для проведения итогов тестирования можно предусмотреть и специальный лист, например "Проверка", на котором будут подведены итоги ответов. Для оценки правильности ввода ответов можно использовать логическую функцию ЕСЛИ. В строке логическое выражение представляется лист рабочей книги, например "Тест" и номер ячейки, в которой выбирался ответ; в строке Значение_если_истина - указывается реплика на правильный ответ; в строке Значение_если_ложь – указывается реплика на неправильный ответ. Для общего подведения итогов и подсчета количества набранных баллов можно использовать функцию СЧЕТЕСЛИ. Предварительно можно рядом с ячейкой, где будет выводиться количество правильных вариантов можно добавить текст "Количество правильных ответов". При этом в строке диапазон указывается диапазон ячеек, где анализируются ответы на вопросы, в строке критерий – значение критерия, в нашем случае слово «верно». В строке логическое выражение представляется лист рабочей книги и номер ячейки, которой выбирался ответ; в строке значение, если истина – указывается реплика на правильный ответ; в строке значение, если ложь – указывается на неправильный ответ. Для общего подведения итогов и подсчета количества набранных баллов можно использовать функцию СЧЕТЕСЛИ. При этом строке диапазон указывается диапазон ячеек, где анализируются ответы на вопросы, в строке критерий – значения критерия слово «верно». Для выставления оценки, вводиться формула с использованием функции ECЛИ, например, =ЕСЛИ(D10=А;"Отлично";ЕСЛИ(D20>=B;"Хорошо";ЕСЛИ(D20<=C;"Неудовлетворительно";"Удовлетворительно")))? Здесь D10 - адрес ячейки, в которой выполнен подсчет правильного количества ответов, с помощью функции СЧЕТЕСЛИ, А - количество правильных ответов на оценку "5", В - количество правильных ответов на оценку "4", D - количество правильных ответов на оценку ". Можно использовать формулу для подсчета количества баллов. Если Вы составляете тестовое задание в первый раз потренируйтесь сначала на нескольких вопросах и с фиксированным числом указанных баллов. Чаще всего возникают ошибки при вводе формул.